"Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сафонова Ольга Владимировна

Познавательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_vesenniy_les._novatory_2019.docx445.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширять и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Задачи.

Обучающие: углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи; учить делать и озвучивать выводы к проделанным экспериментам.

Развивающие: закреплять знания о правилах поведения в лесу и весенних приметах; систематизировать знания о живой и неживой природе; способствовать улучшению представлений о жизни диких животных, птиц, насекомых, растений в весенний период; развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к изучению природы, отзывчивость, желание помогать; формировать эмоционально- положительное отношение к красоте весенней природы.

Предварительная работа: беседа о приметах весны, наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе, просмотр видеопрезентации о весне, разгадывание загадок о птицах и животных, рассказ о строении бумаги, эксперименты с водой, рассматривание сюжетных картинок о весне.

Методы и приемы: игровой метод, дидактическая игра, практическая деятельность детей, экспериментирование, индивидуальная работа, беседа.

Материалы и оборудование.

Общие: столы группы, стулья, мольберт, настенная магнитная доска, искусственные деревья елей, маленькие подушки по количеству детей, кувшин с водой, таз с водой (лесное озеро), 5 разных деревьев из картона, объемное дерево из картона 50*40 см, «цветик-семицветик» из картона в цветочном горшке, карточки с изображением солнца и снежинки, письмо от Лесовичка, запрещающие знаки «Не навреди природе».

Раздаточный материал на каждого ребенка: треугольники из желтого картона (лучи солнца), картинки диких животных, картинки перелетных и зимующих птиц, карточки с изображением насекомых для записи их количества, разрезные картинки с изображением насекомых 2*2 см (различное количество в пределах 10), морские камни, разрезные картинки с изображением веток от пяти разных деревьев 5*5 см (по 10 шт.), бумажные цветы, клей карандаш, набор картинок с разными изображениями (весенние почки, сосульки, зеленые листочки, скворечники, желтые листочки, снежинки, весенние цветы), салфетки.

Ход.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, в течение всего года мы с вами встречаем четырех гостей, которые приходят друг за другом. И никогда не бывает так, что один из них приходит раньше другого. Все они со своими дарами, забавами, праздниками. Кто с лукошком, полным овощами и фруктами, кто с метелью и новогодним праздником. Еще один гость приходит с веселыми ручейками и звонкой капелью, а четвертый гость с жарким солнышком и пением птиц. Ребята, скажите, что же это за гости такие?

Демонстрация пособия «Всесезонное дерево».

Дети: Времена года.

Воспитатель: Назовите их. (ответы детей).  А кто же сейчас у нас гостит?

Дети: Весна. 

Воспитатель находит письмо.

- Ребята, посмотрите, что это за конверт с надписью: «Ребятам группы «Капельки» от Лесовичка»? А в нем письмо. Давайте прочитаем.

Письмо.

«Здравствуйте, ребята! Весна должна вступить в свои права. Природу в лесу разбудить, весенним теплом одарить. Но зима не уходит. Землю холодом покрыла, чтобы весна природу не разбудила. Помогите, ребята холод прогнать. А чтобы помочь весне, нужно выполнить задания, которые вы найдете в лесу.»

Воспитатель: В природе случилась беда. Представляете, дети, что произойдет в мире, если не наступит весна?

Ответы детей.

Воспитатель: Что такое природа?

Дети: Все, что нас окружает: животные, растения, птицы, насекомые, вода, почва, камни и т.д.

Воспитатель: Правильно. А сейчас нам нужно отправляться в лес, на помощь Лесовичку.

Физкультминутка «Прогулка в лес»

Мы тихонько в лес пойдем, – ходим по кругу

Что же мы увидим в нем? – повороты головы в стороны

Тут деревья подрастают, - руки тянем вверх

К солнцу ветви направляют. – качаемся.

Воспитатель: Вот мы и добрались до леса. Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести в лесу?

Дети: Нельзя шуметь, ломать ветки деревьев, трогать животных и т.д.

Воспитатель находит лепесток от цветика-семицветика.

- Ой, посмотрите, лепесток! А на нем что-то написано.

Рассматривают лепесток.

Воспитатель: Да это же задания от Лесовичка, которые мы должны выполнить. А вот и первое (1-й лепесток): «Солнышко к нам в лес заглянуло, но почему-то скучное, лучиков совсем не видно. Ребята, развеселите солнышко!» Каждый из вас будет называть приметы весны и у солнышка будут появляться лучики.

Дидактическая игра «Весеннее солнце»

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Развеселили солнышко. Теперь его лучи хорошо пригревают лес. Следующее задание (2-й лепесток): «Ребята, кого можно встретить в лесу?»

Дети: Животных!

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это за свертки?

Дети поднимают свертки с изображением диких животных.

Воспитатель: Кого мы с вами встретили?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто весной просыпается после зимней спячки?

Дети: Медведь и ёж.

Воспитатель: Как всех этих животных можно назвать коротко?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами о себе заботятся.

Воспитатель: Молодцы! А теперь следующее задание (3-й лепесток): «В наш лес вернулись веселые жители. Отгадайте загадки и узнаете, о ком идет речь.»

Воспитатель предлагает детям присесть.

Загадки о птицах.

Детки домик смастерили И на дерево прибили. Поселился в нем певец… Как зовут его? … (Скворец)
Солнце греет у порога, Тают снежные сугробы, И бегут рекой ручьи, С юга к нам летят … (Грачи)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка)
Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? (Жаворонок)
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! На какие две группы делят птиц?

Дети: Перелетных и зимующих.

Воспитатель: Почему их так называют?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята. Но вот Лесовичок перепутал птиц. И не может понять где перелетные, а где зимующие. Давайте поможем разобраться.

Дети делят изображения птиц на две группы.
Воспитатель: Молодцы! А чем питаются птицы?

Дети: Насекомыми, семенами и т.д.

Воспитатель: Нужно нам разбудить насекомых, иначе птицы останутся голодными.

Физкультминутка «Насекомые»

Прилетала к нам вчера полосатая пчела, - летаем по группе

А за нею шмель-шмелек и веселый мотылек. – машут кистями рук

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. – показывают круглые глаза

Приходили муравьи и травинку принесли. – Шагают на месте

А паук на всех смотрел, сети плел и песни пел. - изображают игру на дудке и переплетают пальцы.

Воспитатель раскладывает изображения разных насекомых на полянке.

Воспитатель: Какие замечательные насекомые! Давайте посчитаем сколько насекомых появилось на полянке и запишем.

Воспитатель: Молодцы. И насекомых разбудили! А сейчас Следующее задание (4-й лепесток): «Ребята, вы кувшин найдите и птичек студеной водой напоите.»

Дети находят кувшин, наполовину наполненный водой. Рядом лежат камешки.

Воспитатель: Ребята, как же птицы будут пить, воды ведь половина кувшина.

Дети: Нужно опускать в кувшин камни и вода поднимется, потому что камни тяжелые и вытиснули воду.

Воспитатель: Молодцы. Правильно догадались. Теперь птицы будут пить воду. А вот и следующее задание (5-й лепесток): «Прочитайте стихи о весне.»

Дети читают стихи.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, мы с вами солнышко развеселили, животных, птиц и насекомых разбудили. Только вот забыли еще о чем-то. Кого в лесу мы не разбудили от зимней спячки?

Дети: Деревья. Цветы.

Воспитатель: Правильно. А вот и еще одно задание от Лесовичка (6-й лепесток): «Подберите листочки деревьям и цветочки оживите»

Дидактическая игра «Подбери листок»

Воспитатель: Молодцы ребята! А как же нам цветочки оживить? Без чего не могут жить растения?

Дети: Без воды.

Воспитатель: Правильно. Давайте посмотрим, что произойдет, если опустить цветочки на воду.

Эксперимент «Цветок на воде».

 Дети опускают на воду свернутые цветы из цветной бумаги. Наблюдают, как они раскрываются.

Воспитатель: Ребята, почему раскрылись цветы?

Дети: Потому что вода проникла в маленькие пространства между волокнами бумаги. Она набухает и изломы на ней распрямляются.

Воспитатель: Правильно. А вот и последнее задание (7-й лепесток): «Я, ребята, совсем запутался и не могу выбрать правильные весенние картинки. Помогите мне разобраться и этими картинками весеннее дерево оживить»

Дети перебирают картинки с изображением желтых и зеленых листьев цветов, почек, сосулек, снежинок, льда, скворечники.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте украсим весеннее дерево.

Дети приклеивают к дереву цветы, почки, листья, скворечники.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился после выполнения всех заданий. Он нам поможет вернуться в детский сад.

Воспитатель: Цветик-семицветик, помоги, ребят в детский сад верни!

Возвращение в детский сад.

Рефлексия

Вопросы: Кому мы сегодня помогали? Что понравилось больше всего? Как нужно относиться к природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, запомните: «Все прекрасное на земле от солнца, и все хорошее от человека».

«Здравствуйте, ребята! Весна должна вступить в свои права. Природу в лесу разбудить, весенним теплом одарить. Но зима не уходит. Землю холодом покрыла, чтобы весна природу не разбудила. Помогите, ребята холод прогнать. А чтобы помочь весне, нужно выполнить задания, которые вы найдете в лесу.»

  1. «Солнышко к нам в лес заглянуло, но почему-то скучное, лучиков совсем не видно. Ребята, развеселите солнышко!» Каждый из вас будет называть приметы весны и у солнышка будут появляться лучики.

  1. «Ребята, кого можно встретить в лесу?»

  1. «В наш лес вернулись веселые жители. Отгадайте загадки и узнаете, о ком идет речь.»

  1. «Ребята, вы кувшин найдите и птичек студеной водой напоите.»

  1. «Прочитайте стихи о весне.»

  1. «Подберите листочки деревьям и цветочки оживите»

  1. «Я, ребята, совсем запутался и не могу выбрать правильные весенние картинки. Помогите мне разобраться и этими картинками весеннее дерево оживить»

Загадки о птицах.

Детки домик смастерили

И на дерево прибили.

Поселился в нем певец…

Как зовут его? … (Скворец)


Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят … (Грачи)


Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

 Из травы и глины. (Ласточка)


Раньше всех из птиц встаёт,

 Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют? (Жаворонок)


На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)


Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...