План саморазвития «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» на 2017 – 2019 г.г.
методическая разработка (подготовительная группа)

Данилкина Елена Юрьевна

 План саморазвития «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» на 2017 – 2019 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_samoobr_teatr_18-19.docx64.62 КБ

Предварительный просмотр:

Принят педагогическим советом  

                                                                                   МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

                                                                                  протокол № 1 от 30.08.2017 г.

        

ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ

«Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

на 2017 – 2019 г.г.

Музыкальный руководитель

I кв. категории

Данилкина Е. Ю.

Ф.И.О. педагога: Данилкина Елена Юрьевна.

Дата рождения: 05.01.1965 г.

Место работы, должность: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок».

Стаж работы в данной должности: 33 года.

Образование (когда и какое учебное заведение окончил, по какой специальности): Муромское педагогическое училище, 1984 г., учитель пения, музыкальный воспитатель.

Курсы повышения квалификации за последние 3 года (место, время прохождения, вид курсов):

  • АНО ДПО «ФИПКиП» «Организация работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС». 72 часа, 2018 год.

Квалификационная категория (какая, № приказа и год присвоения):

1 квалификационная категория приказом № 915 от 25.03.2015г.

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков средствами театрального искусства, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи для музыкального руководителя:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, интернет – сайтов;
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старших групп перед детьми младшего дошкольного возраста);
  • Модернизировать РППС в группах старшего дошкольного возраста;
  • Изучить и подобрать песенный материал для центров музыки, подобрать, изготовить дидактический материал по теме саморазвития для ООД и организации самостоятельной деятельности детей;
  • Разработать перспективный план используя инновационные формы организации работы с воспитанниками и родителями (законными представителями), внедрить перспективного планирования в практику;
  • Установить партнёрские отношения между педагогами, детьми, родителями и социальными институтами, создать атмосферу общности интересов.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

Для воспитанников:

Образовательная: приобщить дошкольников к театральной культуре (знакомить с обстановкой театра, театральными жанрами, с разными видами театра (кукольный, драматический, детский, театр зверей и т.д.), формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности, а также развитие артистических навыков.

Развивающая: развивать связную речь, обогащать словарь, формировать коммуникативные навыки, раскрыть творческие способности детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации), развивать психологические процессы (мышление, память, речь, внимание, воображение, фантазию).

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к театрализованной деятельности путем создания положительного эмоционального настроя, проявление и развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки).

Сроки реализации плана саморазвития -  2 года (сентябрь 2017 г -  май 2019 г.) 

Предполагаемые результаты: 

  • разработать перспективный план театральной деятельности;
  • консультации для воспитателей по теме саморазвития;
  • консультации для родителей (законных представителей) по теме саморазвития;
  • разработать совместно с воспитателями ООД, мероприятий по различным образовательным областям с интеграцией в них музыкальной деятельности;
  • обогатить РППС среду в центрах «Театра и музыки»;
  • усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по восприятию музыки для детей старшего дошкольного возраста.

Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, диагностика, родительское собрание.

Форма отчета по проделанной работе

Обобщение опыта работы на уровне детского сада

Форма работы: подгрупповая, индивидуальная;

Участники: дети старшего возраста, родители, педагоги;

Творческое сотрудничество по теме саморазвития: с педагогами – специалистами ДОУ. 

Предполагаемые результаты:

  • Раскрытие творческих двигательных способностей;
  • Овладение детьми новыми двигательными навыками;
  • повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
  • формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.

Практический выход:

  • Распространение опыта своей работы: публикации в интернет журналах «Педмастерство», «Педагог ДОУ» и на персональной страничке nsportal.ru;
  • Разработка перспективного планирования работы с детьми, родителями по теме саморазвития;
  • Создание музыкальной и видеотеки практического материала, наглядного материала в электронном виде;
  • Выступление на муниципальных праздниках: «День Матери», «День Победы», «День города», «День независимости».
  • Презентация отчета о проделанной работе за 2016 - 2017 уч. год на педагогическом совете по теме ««Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста», родительском собрании, на сайте ДОУ, отчет (папка) с обобщением опыта работы. 

Введение.

Актуальность:

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваемые».

В. А. Сухомлинский

Общеизвестно, что именно совместная театральная деятельность помогает развивить интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию. Где, как не здесь, ребёнок может попробовать себя в роли режиссёра, актёра, музыканта, декоратора.

   В наше время мы часто наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  • недостаток учебного времени, общая загруженность педагогов;
  • приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остаётся вне этого вида деятельности;
  • недопонимание значения театрализованной деятельности для гармоничного развития ребёнка.

   Таким образом, преодоление такого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путём ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств,  тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр  - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.  Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.  

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному  воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребѐнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определѐнные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием  детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаѐт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определѐнному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

 В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным   средством развития художественнотворческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал   театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  • Недостаток учебного времени, т.е. общая загруженность воспитателей.
  • Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.  
  • Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
  • У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  • Театральные игры применяются в основном как  «зрелище» на праздниках.  Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в  свободную игровую деятельность.  
  • Невмешательство  взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят    из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из - за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

 

 

 

 

 

Направления самообразования: 

  

Основные направления 

Действия и мероприятия 

Сроки реализации 

Предполагаемые результаты 

Профессиональное 

  • Изучить новые программы и книги, ФГОС дошкольного образования
  • Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.  Систематически выписывать журналы «Музыкальный руководитель» и «Музыкальная палитра».
  • Вести каталог статей из этих журналов.  Повышать квалификацию на курсах для музыкальных руководителей.

 

2015- 2018

 

 

Повышение собственного профессионализма

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологопедагогические 

 Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Совершенствование свои знания в области детской психологии

Методические 

  • Совершенствовать знания современного содержания музыкального образования;  
  • провести мониторинг, целью которого является - определить особенности организации процесса театральной деятельности с детьми;
  • подобрать методическую литературу по теме самообразования;
  • знакомиться с новыми формами, методами и приѐмами развития дошкольников;
  • изучить подобранную методическую литературу;
  • выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях;
  • помощь в проведении интегрированных и комплексных занятий по различным областям образо-

2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулярно

 

 

 

 

Владение новыми методиками

музыкального преподавания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        вательной деятельности;                  

  • Принимать активное участие в работе МО му-        2016 г.          зыкальных руководителей района;                  
  • Изучать опыт работы лучших музыкальных ру-                  ководителей района, города и области через Ин-        регулярно          тернет.                    Периодически проводить самоанализ профес-                  сиональной деятельности.                    Создать собственную базу лучших сценариев и                   конспектов занятий.                    Проводить открытые занятия для коллег по ра-        регулярно          боте.         2015 г.          

Информационно техно-  Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.         регулярно         Повышение интереса воспитанлогические технологии  Обзор в Интернете информации по музыкаль-                 ников к НОД «Музыка»

ному образованию, педагогике и психологии.         регулярно         Общение с другими музыкаль Мастер-класс «Использование ИКТ на музы-                 ными руководителями, расширекальных занятиях».                  ние кругозора в профессиональ-

  • Создать электронную почту для контакта с еди- ной области. номышленниками. 2015  

Охрана здоровья  Внедрять в образовательный процесс здоровье регулярно  сберегающие технологии.    

  • Вести здоровый образ жизни.          регулярно          

 

 

 

 

 

 План работы

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

- подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность »;

- постановка целей и задач по данной теме;

- беседа «Что такое театр?»;

- консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности».

Октябрь

- изучение темы: «Ребенок в мире театра»;

- изготовление персонажей сказки «Курочка Ряба» для театрализованного представления;

- Беседа «Театр пальчиков»;

- представление по мотивам сказки «Курочка Ряба»;

- консультация: «Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи»

Ноябрь

- создание картотеки настольных игр для работы с детьми;

- беседа «»;

- настольные игры «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»

- консультация «Трафареты и домашний театр»

Декабрь

- пополнение предметно-развивающей среды дисками с аудиозаписями из м/ф для театральных постановок;

- беседа «Что такое музыкальная сказка?»

- театральная постановка музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева;

- беседы с родителями о необходимости посещения детьми спектаклей в местном театре;

Январь

- создание шаблонов из картона к сказке «Гуси-лебеди»;

- повторение сюжета сказки «Гуси-лебеди»;

- беседа «Что такое теневой театр?»

-показ теневого театра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»;

- консультация «Театр теней»;

Февраль

- обогащение предметно-развивающей среды куклами (игрушками) для постановки кукольного театра;

- беседа «Что такое кукольный театр?»;

- совместная постановка с детьми кукольного представления «Колобок – недопечёный бок»

- консультация «Домашний кукольный театр»

Март

- провести анализ связи детской литературы и театра, на примере инсценирования стихотворений А. Барто;

- беседа «Что такое инсценирование стихов и сказок?»;

- инсценирование с детьми стихов А. Барто «Лялечка», «Любитель-рыболов»;

- анкета для родителей «Поговорим о творчестве»;

Апрель

- изучение способов и приёмов, направленных на развитие навыков импровизации (ритмических, мелодических, пластических и т.д.)

- беседа «Что такое игра-импровизация?»;

- игра-импровизация «Мы автобус ожидали», «На все голоса»;

- консультация «Вокальная импровизация ребёнка»

Май

- самоанализ плана самообразования

- развлечение с детьми «Три поросёнка на новый лад»

- консультация «Музыкальное воспитание дошкольников».

Список используемой литературы:

1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -Творческий центр,  2009.

3. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб.научных трудов. -М.1992.

4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Предполагаемые результаты

 

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2015-2016

  • Курсы повышения  квалификации музыкальных руководителей.
  • Выступление на заседании МО.
  • Подписка на методическую литературу «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра».
  • Изучение литературы

Повышение профессионализма

Прогностический

  • Определение целей и задач темы.
  • Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов.

2015-2016

Выступление на заседании городского  МО музыкальных руководителей

 

 

Практический

  • Внедрение опыта работы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Корректировка работы.

2016-2017

  • Выступление на заседании педагогического совета по теме:
  • «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»
  • Открытые занятия на муниципальном уровне.
  • Участие в конкурсах, конференциях.
  • Создать электронную почту для контакта с единомышленни-

Распространение своего опыта работы

ками  

 

Обобщающий

  • Подведение итогов.
  • Оформление результатов работы.

2017-2018

  • Выступление на заседании районного МО музыкальных руководителей города.
  • Участие и результаты на конкурсах, конференциях.
  • Мастер-класс «Использование ИКТ на музыкальных занятиях»  Консультативная помощь педагогам и родителям.
  • Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2016-2017

Результаты работы над темой самообразования разместить на

сайте ДОУ

Отзывы других педагогов и родителей.

 

 

Список литературы:

 

  1. Ершова А. П. Искусство в жизни детей. – М., 1994.
  2. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. Н. Зимина. – М., 2000.
  3. Картотека предметных картинок. – М., 2010.
  4. Клѐнов А. С. Там, где музыка живѐт. – М., 1994.
  5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М., 1986.
  6. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.
  7. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль :

Академия развития, 1997.

  1. Музыкальная шкатулка: детские песни. – М., 1995.
  2. Осовицкая З. Я., Казаринова А. М. В мире музыки. – М. ; СПб., 1998.
  3. Пой, играй. Танцуй! Введение в ОРФ-педагогику. Классика 21. Москва 2013.
  4. Спенс Кейт. Всѐ о музыке. Популярная энциклопедия. – М., Белфакс, 1997.

 

Журналы:

  1. Дошкольная педагогика.  
  2. Музыкальный руководитель.  
  3. Справочник музыкального руководителя.  

 

 

 

   

 

 

 

8

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проектной деятельности "Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства"

Презентационный отчёт совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда по проекту за 2010-11 уч.год на итоговом педсовете дошкольной Гимназии....

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевны тема: « Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

Опыт работы воспитателя Хитровой Веры Алексеевнытема: « Развитие творческих способностей детей  средствами театрального искусства»...

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства в различных видах музыкальной деятельности

Театральное искусство поистине является феноменом педагогического процесса: выражая общечеловеческие ценности и отражая весь окружающий мир, оно оказывает огромное влияние на формирование духовной жиз...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».

Наличие   речевого дефекта  у  детей -  логопатов  приводит  к изменениям  в  психической  сфере,  нарушение  общей  и  речевой...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания...

План саморазвития «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»

План саморазвития «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства»...