«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕШЕК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРОЙ».
консультация (младшая группа)

Жабина Елена Викторовна

Материал используется детьми младшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕШЕК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРОЙ».

 В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Первые сюжетно-ролевые игры младших дошкольников имеют огромное значение для решения задач всестороннего развития ребёнка. Именно сюжетная игра в этом возрасте отображает жизненные впечатления, закрепляет и уточняет знания об окружающем, обогащает словарный запас ребёнка и его эмоциональный опыт. Совместная сюжетно-ролевая игра как деятельность, ведущая в дошкольном возрасте, является средством, с помощью которого у детей вырабатываются различные навыки и умения, разнообразные действия и виды деятельности, происходит становление отдельных психических процессов, развитие личности в целом. Что характерно для игр младших дошкольников:  Они играют в основном в одиночку, так как не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал;  Темы игр в основном берутся из жизни. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение»;  Сюжеты игр однообразны, в основном – многократное повторение игровых действий;  Словесные игровые действия выполняются редко, так как этому необходимо специально обучать;  Для начала сюжетно-ролевой игры необходимо предложение взрослого. В ходе наблюдения и руководства сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников нами было замечено следующее: ограниченность содержания и бедность сюжета. В своей работе мы неоднократно замечали, как дети младшего дошкольного возраста быстро теряют интерес к сюжету игры и переходят к другому, так как игра их не захватывает. Очень часто случается так, что ребёнок играет индивидуально именно потому, что в его игре не нужны другие участники: он может сам осуществить все действия. Следовательно, задача педагога – расширить сюжет игры так, чтобы можно было включить в неё больше детей и занять их общей деятельностью. Для того, чтобы это сделать, педагогу приходится вмешаться в ход игры и обогатить сюжет, который выбрали дети сами, по своей инициативе. Но для того, чтобы включиться в детскую игру, воспитатель должен обладать ярким материалом, который найдёт у ребёнка эмоциональный отклик. Таким материалом, на наш взгляд, может являться потешка, как малый жанр устного народного творчества. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Особая ценность потешек в том, что содержание многих из них очень богато глаголами, что позволяет соединить слово с действием. В ходе наблюдения за сюжетно-ролевыми играми малышей, нами было замечено, что дети очень часто производят действия с игрушками, не сопровождая их какими-либо словами. Вот здесь как раз потешка и является очень хорошим средством, призванным «озвучить» детскую игру, сделать её более живой и интересной. Приведём пример такого вхождения воспитателя в детскую игру. Ребёнок держит в руках куклу и молча гладит её по голове. Воспитатель включается в игру со словами: «Кукла Катя сегодня с утра грустит, давайте её развеселим» (читает потешку) Катя, Катя маленька Катенька удаленька Пройди по дороженьке Топни, Катя, ноженькой. (второй раз повторяют вместе: ребёнок и воспитатель). Воспитатель: «Катя стала весёлой и хочет пойти гулять». «Помогите собрать Катя на прогулку (обращается к детям, которые сидят рядом), что нужно одеть Кате, чтобы она могла выйти на улицу?» (дети достают из шкафчика разную одежду, обувь: шапку, шарф, носки, пальто, сапожки и одевают на куклу Катю). Воспитатель в это время сопровождает действия детей словами: Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять Завязали Катеньке Шарфик полосатенький Наденем на ножки носочки, сапожки И пойдём скорей гулять Прыгать, бегать и скакать. (Дети выполняют действия и сопровождают их словами). После прогулки Катя возвращается домой. Воспитатель говорит: «Катя устала и просит ребят помочь ей» Разденьте меня Разуйте меня Уложите меня А засну я сама (воспитатель несколько раз повторяет потешку, а дети помогают кукле). Воспитатель: «Катя хочет спать, давайте подготовим для неё кроватку, расстелим постель (дети выполняют действия и говорят о том, что делают). Воспитатель: «А теперь покачаем её и споём ей колыбельную» (дети поочереди берут Катю на руки и поют колыбельную песню) Баю-баю-баиньки Маленькие заиньки Катеньку качали, Кате напевали: -Баю-бай, баю-бай Спи, Катюша, засыпай. Воспитатель предлагает позвать котика (роль кота берёт на себя ребёнок), остальные дети произносят несколько раз слова: Котя, котенька – коток Котя-серенький хвосток! Приди, Котик, ночевать Нашу Катеньку качать. Прибаюкивать. Таким образом, к любой сюжетноролевой игре младших дошкольников можно подобрать потешки, которые сделают её яркой, интересной, а главное она будет носить развивающий характер для детей. Используя потешки в сюжетно-ролевых играх, мы заметили, что детей увлекает даже её ритм. Речь детей начинает сопровождаться движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп. Заучивание потешек приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Пополняя запас потешек, которыми владеет ребёнок, мы тем самым обогащаем сюжетно-ролевую игру новыми сюжетами. Наблюдая за игрой детей, нами было замечено, что малыши начинали осуществлять самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры повседневную деятельность. Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что потешка благодаря её яркому эмоциональному содержанию и приближенности к опыту ребёнка, является хорошим рычагом для развития сюжетно-ролевой игры, всех сторон речи, ознакомления с окружающим миром. Благодаря общению детей с малыми фольклорными произведениями, они узнают и начинают различать такие чувства, как радость, тревога, сожаление, грусть. Исходя из этого считаем целесообразным использование потешек не только как самостоятельного жанра, но и включая их в сюжетно-ролевые игры младших дошкольников с целью обогащения сюжетов детских игр по содержанию и эмоциональной окрашенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГРАХ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГРАХ   Соломонова Г.В. ГБДОУ детский сад № 127 Адмиралтейского района Санкт Петербурга   Дошкольный возраст...

Культура общения детей дошкольного возраста посредством включения в сюжетно-ролевую игру «Звонок в ателье»

Материал для воспитателей старших групп детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Звонок в ателье», посредством которой формируется развитие культуры общения у детей дошкольного возраста. Материал включает...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями....

Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию ГБОУ ДПО НИРО. Тема:"Развитие общения и взаимодействия детей раннего дошкольного возраста со взрослыми в сюжетно-ролевой игре"

Статья на межрегиональную научно-практическую конференцию кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО «Экология дошкольного детства: факторы культуры, безопасности, воспитания и пр...

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений, потешек с детьми младшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы или мнемосхемы - это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими сло...

мастер класс использование визуального метода при заучивании потешек с детьми младшего дошкольного возраста

План мастер – класса1. Целевая аудитория – родители2. Количество –  10 человек3. Продолжительность – 20 мин.4. Тема – «Использование визуального метода при зау...

Методическая разработка " Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры"

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь...