Статья "Развитие социального интеллекта у дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

Дошкольный возраст является важнейшим началом процесса формирования социального интеллекта, каждого структурного компонента. Это  начало пути к достижению главной цели – эффективного взаимодействия в социуме, устранение барьеров в общении, личного успеха, а порою и  личной безопасности в каждом отдельном случае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsialnyy_intellekt_starshih_doshkolnikov.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста

Мы не одиноки в мире и что бы мы ни делали,

мы в ответе за происходящее с другими.

Габриэль Марсель

    Важнейшим условием для успешной адаптации человека в социуме являются его развитые интеллектуальные способности, относящиеся к социальному аспекту – развитый социальный интеллект. Каким образом формировать эти способности у детей дошкольного возраста?  Какова разница между этими понятиями и есть ли она?

    Интеллект – способность человека к мыслительным операциям, опираясь на имеющийся багаж знаний. Социальный интеллект имеет те же характеристики, но только область применения  иная – социум. И здесь можно порой увидеть расхождения в уровнях общего и социального интеллектов. Человек с высоким уровнем общего интеллекта, с хорошим багажом знаний в различных сферах, может демонстрировать неумение общаться в социуме или нежелание  общения вовсе. И напротив, человек с развитым социальным интеллектом, может и не обладать большими знаниями в научных сферах, что не мешает ему легко общаться с людьми разных сообществ.

  Что же тогда представляет собой социальный интеллект?

Этот вид интеллекта объединяет четыре способности, составляющие его структуру:

  • Анализировать ситуации взаимодействия людей;
  • Распознавать вербальную экспрессию;
  • Распознавание, понимание и анализ невербальной экспрессии;
  • Прогнозирование последствий своего поведения или окружающих.

     Взрослые в большей степени ориентируются в  социальном общении на невербальные сигналы, поскольку они в меньшей степени поддаются контролю, чем вербальные. Взрослый может управлять речью, скрывая за контролем оформления  фраз, следя за нужной  интонацией истинные чувства или намерения. Ребенок в  общении открыт, он буквален. Ему данные хитрости еще не знакомы. В дошкольном возрасте только формируется внеситуативное общение. Социальный интеллект находится в начальной стадии своего развития.

    Нужно ли уделять внимание развитию данного интеллекта у дошкольников? Ответ может быть один – да! Наряду с другими способностями, умение эффективно общаться с окружающим миром  необходимо развивать с детства. Дошкольнику,  в силу еще не достаточно развитого социального интеллекта, не всегда доступен анализ ситуаций взаимодействия, но доступны для понимания вербальная и невербальная экспрессии:

  • Определить настроение и чувства человека по мимике, позе, жестам;
  • Проанализировать речевые высказывания по тону, акцентированию и мелодичности речи.

     В период дошкольного детства закладывается база важнейших нравственных качеств человека – способность к сопереживанию, взаимоподдержке,  желание прийти на помощь, умение порадоваться успехам другого. Не лишним будет отметить и тот факт, что развитый социальный интеллект может обеспечить ребенку и его личную безопасность, учитывая несовершенство современного общества.

    Задачи развития невербальной экспрессии состоит в том, чтобы расширить и научить пониманию невербальных сигналов окружающих.  Развивая мимику, язык жестов, детям будет легче передать окружающим свое эмоциональное состояние и понять состояние других.  Для этого необходимо вначале познакомить с основными фундаментальными эмоциями:

  • Радость;
  • Удивление;
  • Гнев;
  • Отвращение;
  • Страх;
  • Презрение;
  • Стыд;
  • Обида;
  • Интерес;
  • Вина.

      Знакомство с данными эмоциями происходит в процессе игры, анализа социальной ситуации, в которой ребенок проявил данные эмоции. В работе над развитием невербальной экспрессии можно использовать этюды на выражение той или иной эмоции, обсуждая с ребенком эмоциональные реакции, отзеркаливая его мимику, жесты, обращая внимание на положение рук, нахмуриванию лба, бровей, линию рта и т.д. Использовать в работе чувственный опыт ребенка.

      Развитие понимания  вербальной экспрессии происходит у детей  еще до момента собственного говорения. Ласковый голос близких ребенок слышит с первых дней жизни. В процессе взросления, в обращенной к ребенку речи, добавляются интонации: удивление, строгие нотки, предупреждающие. Взрослый демонстрирует ребенку тональностью голоса, что его небрежное поведение может причинить другому боль. Мы просим ребенка пожалеть, исправить последствия своего поступка, демонстрируя ему голосом образец выражения эмоции, используем при этом мимику, жесты. Воспроизведение чувств комплексно – эффективный способ развития социального интеллекта.

    В процессе формирования и становления собственной речи, детям становится доступнее понимание нюансов речевого звучания. Они улавливают и понимают насмешливый, агрессивный, презрительный тон речи, нотки страха в голосе. Могут самостоятельно продемонстрировать тональность многих эмоциональных состояний в ходе театрализованной деятельности, ролевых играх. Задача взрослых – научить детей пониманию вербальных негативных  реакций, но не демонстрировать  их в социуме.

Развитие умения установления причинно-следственных связей в поведении.

      Немало народных пословиц, поговорок о необходимости воспитания с детства ответственности за свои поступки:

  • Оценивай по поступкам, а не по посулам.
  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Плохой поступок к хорошему не приведет.
  • Добрая слава на печке лежит, а худая по свету бежит.
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
  • Красив тот, кто поступает красиво.

     Простейшие причинно-следственные связи ребенок начинает усваивать в процессе взаимодействия с предметной средой. Более высокий уровень установления, понимания, осмысления данных связей происходит уже в процессе взаимодействия с окружающим миром. Ребенок учиться выделять причины и следствия конкретных поступков, проявлений эмоций. Для него это не всегда просто и понятно. Дошкольники остро чувствуют несправедливость, проявленную со стороны сверстников, но не всегда способны связать действия причинами и следствиями. Тогда дети идут за помощью к взрослым с жалобами. Кто же, как не взрослый восстановит справедливость, разберется. В этот момент взрослым необходимо дать правильную ответную реакцию.  Не судить сгоряча, а вникнуть в суть сложившейся ситуации,  выяснить причины, обсудить их с детьми - участниками или наблюдателями. Поскольку опираться на свой еще не богатый опыт  сложных взаимоотношений дети пока не могут, задача взрослого – помочь разобраться в причинно-следственных связях, обсуждая с детьми не только происходящие с самими детьми ситуациями, но и разбирая мотивы, причины и последствия поступков литературных героев.

     Дошкольный возраст является важнейшим началом процесса формирования социального интеллекта, каждого структурного компонента. Это  начало пути к достижению главной цели – эффективного взаимодействия в социуме, устранение барьеров в общении, личного успеха, а порою и  личной безопасности в каждом отдельном случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социального интеллекта старших дошкольников

Особенности развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста

Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...

"Развитие социального интеллекта у дошкольников и младших школьников"

Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного...

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

"Стимулирование развития эмоционального и социального интеллекта у дошкольника 4-5 лет с ТНР (зпр) »

Практический материал представлен в табличной форме,как приложение к Рабочей программ для летей 4-5 лет с ТНР, обусловленной ЗПР...

Игры для развития социального интеллекта старших дошкольников

Дошкольный возраст является периодом становления психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психических процессов, то есть это один из ключевых периодов развития р...

«Развитие социального интеллекта у дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Ребенок дошкольного возраста   с особыми образовательными потребностями (ООП) воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в сил...