«Развитие социального интеллекта у дошкольников с особыми образовательными потребностями»
консультация по коррекционной педагогике

Лепехина Галина Александровна

Ребенок дошкольного возраста   с особыми образовательными потребностями (ООП) воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу психофизиологических, индивидуальных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие социального интеллекта у дошкольников

с особыми образовательными потребностями»

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены

Ребенок дошкольного возраста   с особыми образовательными потребностями (ООП) воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в силу психофизиологических, индивидуальных особенностей детей.

Дошкольники с ООП постоянно испытывают трудности со средой, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое состояние. Они больше всего нуждаются в снятии напряжения, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства.

Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение превращается в цепочку реакций – крик, драки, ссоры, обиды и т.п.  Только в длительном процессе социализации ребенок овладевает приемлемыми формами поведения. Поведение это одно из условий для успешной деятельности и социализации ребенка.

Эмоциональные переживания во многом определяют отношение дошкольника к воспитательной и обучающей ситуации.

Основная задача коррекционно-развивающей работы — это профилактика и коррекция поведенческих нарушений и недостатков эмоционально-волевого развития.

Например, можно заинтриговать ребенка: «В моей руке зажат маленький предмет. Что это?». Ребенок проявит активность и нетерпение, чтобы разжать руку и посмотреть на загадочный объект.

Упражнения - этюды принесут наибольшую пользу, если обсуждать с ребенком эмоциональные реакции, отзеркаливать его мимику и жесты, обращать внимание на нахмуренные или приподнятые брови, линию рта, положение рук и подобные признаки.

Воспроизведение чувств комплексно – эффективный способ развития социального интеллекта.

Развитию социального интеллекта также способствуют любые сюжетно-ролевые игры, так как в них всегда отражаются те или иные социальные взаимоотношения (родственные, социально-ролевые).

Простейшие причинно-следственные связи ребенок начинает осознавать, осваивая предметную область. Включаясь в активное общение со сверстниками, дошкольнику предстоит научиться выделять причины и следствия конкретных поступков и эмоциональных проявлений. Что гораздо сложнее, чем на бытовом уровне. «Чашка разбилась, потому что упала» – это ребенку понятно. «Почему Даша не хочет со мной дружить?» — это непонятно.

Упражнения, специально организованные игровые ситуации взаимодействия детей в группе сверстников, стимулируют их активность, инициативность, предполагают отработку навыков формирования социально одобряемых норм поведения, знакомят с позитивными образцами межличностных взаимоотношений и способствуют закреплению этих образцов в деятельности.

Групповые (подгрупповые) занятия с детьми с ООП направлены на формирование, развитие, активизацию и обогащение эмоционально-чувственного опыта, приобретение практических навыков управления своими эмоциями и чувствами; моделирование возможных ситуаций, возникающих в повседневной деятельности.

Социальный интеллект в дошкольном возрасте находится еще только в начальной стадии своего развития. Предстоит развивать каждый структурный компонент интеллекта. И в дальнейшем он будет работать на достижение главной цели – устранение барьеров в общении и развитие взаимопонимания в каждом отдельном случае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен опыт по организации совместной деятельности дефектолога и родителей детей с ОВЗ....

План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»

План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...

«Проблема социальной адаптации и интеграции с особыми образовательными потребностями»

Социальная адаптация является  многократным процессом, предлагающим усвоение культурных и нравственных норм поведения, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношений с другими...

План реализации проекта "Использование русского фольклора в развитии речи старших дошкольников с особыми образовательными потребностями в группе компенсирующей направленности "Солнышко"

Актуальность проекта: В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия.Это способствует формированию культуры толерантности в детском коллективе. Как нала...

Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА " Развитие мелкой моторики дошкольников с особыми образовательными потребностями"

ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ...

Доклад "Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)"

Речевое развитие старших дошкольников с особыми образовательными потребностями средствами сказок (с элементами Smart Table)...