«Проблема социальной адаптации и интеграции с особыми образовательными потребностями»
материал по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Социальная адаптация является  многократным процессом, предлагающим усвоение культурных и нравственных норм поведения, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношений с другими детьми и взрослыми, осознание своего места в обществе, в трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад

«Проблема социальной адаптации и интеграции с особыми образовательными потребностями»

2015год

Одной из основных задач школы – интерната является социальное воспитание детей сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей. Для нашей страны особенно актуальна проблема так называемого «сиротства при живых родителях».

 Психические и психологические изменения, возникающие у ребёнка при неблагоприятных социальных условиях, могут привести к различным вариантам нарушений в развитии : от задержки психического развития до нарушений умственной деятельности. При этом у детей наблюдается полное расстройство процессов общения , неадекватное социальное поведение, трудности в учебной деятельности, эмоциональные нарушения. Всё это существенно затрудняет социальную адаптацию детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

 Социальная адаптация является многократным процессом, предлагающим усвоение культурных и нравственных норм поведения, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, осознание своего места в обществе, в трудовой деятельности.

 Процесс коррекции отклонений в развитии должен пониматься, как путь овладения социальным опытом и нормами поведения. Наличие такого психофизического нарушения , как умственная отсталость, значительно осложняет адаптацию детей в обществе. Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности. Особенно отчетливо это обнаруживается в сфере познавательных процессов, что в свою очередь приводит к нарушениям поведения, трудностям социально – трудовой адаптации, социализации обучающихся.

  Социализация – это процесс усвоения обучающимися социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает  убеждения, общественно одобряемые нормы поведения , необходимые для нормальной жизни.

 Интеграция -  общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т. е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.).
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее.
1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых — потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей — способствовать тому, чтобы дети с
особыми образовательными потребностями воспитывались в свои семьях.
4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелым ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

 Сразу при поступлении в школу нами проводятся мероприятия, способствующие осуществлению успешной адаптации ребёнка к новым социальным условиям. Сюда входят психолого-педагогические обследования ребёнка; наблюдение за поведением и адаптацией в коллективе детей. За взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов ; беседы с воспитателями и педагогами о том, как ребёнок чувствует в новой обстановке.

 В ходе такого наблюдения  определяется уровень социального, познавательного , физического и психического развития.  Особое внимание уделяется изучению поведения ученика и его эмоционально – волевой сфере, умению переключаться с одного вида деятельности на другой. На основании комплексного обследования усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребёнка на всех этапах образовательно-воспитательного процесса.

 Одним из главных условий социальной адаптации детей – сирот является демонстрация им нормальных межличностных отношений в разных сферах деятельности : в быту , на работе, в семье; формирование у детей положительного опыта взаимодействия и сотрудничества в коллективе сверстников и со взрослыми людьми.  Имея такой опыт , ребёнок в будущем с большой вероятностью справится со сложной задачей создания собственной семьи и сможет влиться в трудовой коллектив.

Полноценная социальная адаптация невозможна без формирования системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения. Наличие  интеллектуального нарушения существенно затрудняет решение этих задач, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности. Кроме нарушений познавательной деятельности есть и другие факторы, затрудняющие процесс социализации   детей с ограниченными возможностями здоровья.   К таким факторам относятся:

-социальный статус « ничейного ребёнка»;

- проявление дефицита индивидуализированного общения со взрослыми;

- ограничение социальной активности ребёнка;

- зачастую принудительный характер общения со сверстниками;

- регламентация жизнедеятельности в условиях школы-интерната;

- необходимость адаптации к большому числу сверстников.

  Несмотря на все трудности, связанные с  нарушениями психофизического развития детей, воспитывающихся в  специальной школе – интернате, с очевидной изоляцией этих детей от общества , работа по социальной адаптации должна представлять одну из важнейших задач всей коррекционно-воспитательной работы в школе.

 Исходя из этого, в нашей школе - интернат практически все виды деятельности представляют оптимальные условия для социального воспитания обучающихся: трудовая, учебная, игровая. В них осуществляется полноценное общение школьников как со сверстниками, так и со взрослыми. У детей формируются необходимые нравственные нормы поведения, система ценностей , принципы построения взаимоотношений в обществе.

 Одним из главных направлений работы по социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта является социально-бытовая ориентация. Нормально развивающие дети многие знания приобретают в процессе общения со взрослыми и сверстниками, помогая родителям по хозяйству, ухаживая за младшими, получая информацию из различных источников . Дети –сироты с нарушением интеллекта в силу особенностей  своего развития самостоятельно не могут приобретать умения и навыки, необходимые им в быту.  Поэтому воспитательные занятия по социально-бытовой ориентировке должны способствовать в первую очередь накоплению жизненного опыта учащихся.  Дети должны знать свой адрес; уметь ориентироваться в различных бытовых ситуациях, в окружающей жизни, уметь пользоваться бытовыми приборами, разбираться в экономико-бытовых проблемах. Они должны усвоить многие социальные нормы и правила поведения, научиться переносить усвоенные навыки в незнакомую ситуацию.

Для того чтобы дети овладели таким опытом , требуется уделять много внимания отработке практических навыков. Особенностью школьников с нарушением интеллекта является длительная автоматизация сформированных умений, быстрое забывание усвоенных способов деятельности, неумение воспроизвести тот или иной навык в новой ситуации. Поэтому работу по социально-бытовой ориентировке следует проводить не только на специальных занятиях. Но и в процессе различных форм организации внеурочной деятельности детей.

 Важным направлением работы по социальной адаптации  является автоматизация умений и навыков по самообслуживающему труду. Уход за одеждой, обувью, уборка и содержание жилища в порядке, умение приготовить еду, накрыть на стол – всё это является важной часть жизни любого человека.

 Приоритетной задачей специальной школы - интерната  является воспитание готовности к профессиональной – трудовой деятельности. Это направление работы состоит в развитии трудовой деятельности детей , в подготовке их к выбору будущей профессии, в формировании умений , позволяющих им самостоятельно реализовывать свои жизненные силы.

Поэтому молодым людям после выпуска из детского дома предстоит пройти процесс социальной адаптации, - то есть, процесс достижения такого уровня личностного развития, при котором формируются:

  • Позитивное отношение к людям;
  • Потребность в труде как образе жизни;
  • Способность сделать выбор, принимать решение и нести за него ответственность;
  • Способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;

Этот минимальный набор качеств необходим выпускнику, чтобы обеспечить ему возможность построить нормальные отношения со всеми окружающими людьми, честно заработать на жизнь себе и своей семье, уважать свои и чужие права. Эти качества можно назвать социально востребованными.

Выпускники детского дома выходят в жизнь еще очень молодыми людьми, не имея при этом поддержки семьи и близких людей. Поэтому процесс адаптации у них временами проходит трудно (иногда трагично) и требует значительного времени. Неслучайно Законом РФ статус сироты сохраняется за выпускником до 23 лет.

Даже при самой замечательной работе педагогического коллектива проблема слишком резкого перехода из специфических условий государственного учреждения в самостоятельную жизнь останется чрезвычайно острой. Ведь это переход:

  • От пассивного пребывания на гособеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда;
  • От жизни в среде «своих» часто в атмосфере силового способа самозащиты к созидательному стилю общения и правовым формам защиты себя;
  • От безусловного вынужденного подчинения конкретным педагогам, к ориентации на закон, гражданские права и личную ответственность;
  • От внешней заданности жизни к саморуководству, к необходимости делать выбор и нести за него персональную ответственность.

Этот переход пройдет менее болезненно в том случае, если будет осуществляться плавно.

Цель системы воспитания школы-интерната – создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка-сироты.

Основными задачами воспитательной работы,  исходя из поставленной цели,  являются:

  • помощь в становлении личности воспитанника;

     •        подготовить выпускника для поступления в учреждения профобразования

     •        подготовить к самостоятельной жизни в условиях рынка

     •        развивать коммуникативные навыки

     •        развивать лидерские навыки поведения

     •        подготовить к ответственной, осмысленной жизни

    •        научить строить достойную жизнь

    •        развивать социальную активность

    •        формировать ценностные установки

Для решения этих задач из изученных мною программ я выделила следующие разделы:

  1. Нравственное воспитание.

Этот раздел предполагает следующие задачи:

  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам, младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
  • осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.
  1. Патриотическое воспитание.

         Предполагает следующие задачи:

  • уважительное отношение к русскому языку, как к государственному, языку межнационального общения;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательное учреждение;
  • любовь к школе, своему городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, города.

  1. Охрана здоровья и физическое развитие.

          Предполагает следующие задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  1. Трудовое воспитание.

         Предполагает следующие задачи:

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе.

Каждое из направлений находит отражение:

- в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

- в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;

- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

- в организации общешкольных мероприятий.

Не смотря на то,  что нам приходится работать со сложным контингентом детей, мы должны:

 - видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

- создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;

- исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;

  - организовать атмосферу "успеха", помогать детям,  учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

- не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков;

 - учить ребенка видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

    В заключение следует сказать, что социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. При этом ребёнок должен видеть примеры для подражания как в микросреде, то есть в ближайшем окружении, в коллективе, где он воспитывается, так и в макросреде, то есть в окружающем мире.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной  адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...

Статья "Социально-психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями"

laquo;Дети с особенностями развития — это дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными деф...

Социально-психологические проблемы семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

Семья - это такой мир, в котором у ребёнка формируются представления об окружающем мире, мире людей, нравственные качества, первичные представления о характере межличностных отношений .Актуально...

Мастер - класс «Использование технологии сотрудничества в социально-личностном развитии дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего дошкольного образовательного учреждения. Вы выбрали не простую профессию - воспитатель. Профессия эта не только сложная, но и ответственная, ...

Особые образовательные потребности и особенности образовательной интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматриваются особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), а также особенности интегрированного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.Статья может быть и...

«Развитие социального интеллекта у дошкольников с особыми образовательными потребностями»

Ребенок дошкольного возраста   с особыми образовательными потребностями (ООП) воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые, и это понятно в сил...