Особые образовательные потребности и особенности образовательной интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

Демочко Софья Владимировна

В статье рассматриваются особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), а также особенности интегрированного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Статья может быть интересна педагогам и родителям детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_demochko_s.v._na_sayt.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Особые образовательные потребности и особенности образовательной интеграции детей с тяжелыми нарушениями речи

К особым образовательным потребностям, характерным для детей с ТНР относятся:

- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

 - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

 - создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;

 - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с ТНР;

- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

 - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

 - возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

- профилактика и коррекция социокультурной. дошкольной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

 - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Под интеграцией  понимается явление, процесс движения, развитие к более целостному состоянию.

Интегрированное обучение для детей с ТНР вызвано в первую очередь необходимостью преодоления изолированности существующей системы специального образования.

Интегрированное образование – это процесс совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и не имеющих таких ограничений – посредством создания дополнительных специализированных условий. Цель такого образования – социализация ребенка.

Для детей с ТНР возможны  такие модели интеграции:

- частичная, когда ребенок с ТНР  находится в образовательном учреждении, в котором обучаются и нормально развивающиеся дети, получая при этом систематическую помощь специалистов. В дошкольном возрасте дети посещают детские учреждения комбинированного вида и получают помощь логопеда, психолога в группах компенсирующей направленности. В школьном возрасте посещают массовую школу, но учатся в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми, т. е. имеет место частичная интеграция;

полная, когда 1—2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы школы (например, дети с ринолалией); по уровню своего психофизического, речевого развития они соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают им родители под контролем специалистов. Идея такой интеграции близка идее инклюзивного образования, когда образовательная интеграция детей с ТНР предполагает не просто обучение и воспитание детей с нарушениями речи совместно с нормально развивающимися сверстниками, а организованную совместную жизнь всех воспитанников в стенах образовательного учреждения.

Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностике и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.

Без ранней диагностики дети с ТНР попадают в условия  спонтанной интеграция. Находясь в среде нормально развивающихся сверстников без четких, рекомендованных специалистами показаний, дети не получают специализированной логопедической помощи.

Наиболее адекватными условиями для интегрированного обучения дошкольников располагают комбинированные образовательные учреждения,                 то есть те, в которых имеются как обычные, так и специальные группы, в которые попадают дети по направлениям психолого-медико-педагогических комиссий.

Образовательная интеграция детей с ТНР школьного возраста стала возможна в нашей стране с начала 90-х годов и дала возможность открывать специальные (логопедические) классы на базе общеобразовательных школ, при соблюдении всех необходимых условий: кадровом, финансовом и материально-техническом обеспечении.

Организация педагогической помощи детям с ТНР в аспекте содействия образовательной интеграции должна быть направлена на:

  • развитие коммуникативных умений и навыков;
  • формирование социального поведения, поддержание и расширение социального взаимодействия;
  • помощь в овладении социальными ролями;
  • расширение причастности к групповому опыту и усиление чувства принадлежности;
  • сопровождение и стабилизацию досуговой деятельности;
  • обеспечение благоприятных условия для совместной деятельности детей, с целью преодоления изолированности детей с нарушениями речи;
  • создание в социальном окружении ребенка благоприятного психологического климата для морального и эмоционального воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:

УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи,  зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Внедрение специального государственного Стандарта образования детей с нарушениями речи позволит обеспечить реализацию прав каждого ребёнка на образование, государственную гарантию получения качественн...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...