Вовлечение родителей в единое пространство детского развития
материал (подготовительная группа)

PopikovaTatiana

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

(Е.А. Мухачёва).

 

Актуальность проблемы

 

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

            Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

            Особое значение для личности ребенка в дошкольный период является то, каким образом будет построено взаимодействие двух институтов социализации, значение которых для дошкольника невозможно переоценить. Этими институтами являются семья и дошкольное образовательное учреждение. Критериями оценки эффективности будут являться общее развитие и готовность ребенка к школе, уровень его обучаемости.

 

           

Цель: Создание единого образовательного пространства «ДОУ – семья», которое предполагает:

  • взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями, т.е. принятие общих целей и задач для воспитания дошкольников, положенных в основу единой программы воспитания, развития и обучения детей
  • выработка и принятие единых требований к ребенку в ДОУ и дома
  • согласование путей решения проблем воспитания
  • выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Задачи:

  1. Создать систему в работе по организации единого образовательного пространства, привлекая внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
  2. Повысить компетенцию педагогического коллектива в плане организации сотрудничества педагога с родителями через проведение семинаров- практикумов и посещение целевых курсов повышения квалификации
  3. Способствовать повышению коммуникативной компетенции педагогов в общении с родителями и воспитанниками через консультации психолога и тренинги.
  4. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей.
  5. Организовать систему консультативной просветительской работы для родителей, адресованной различным категориям семей.
  6. Организовать службу психологической поддержки для оказания помощи социально неблагополучным семьям
  7. Установление тесных неформальных отношений между педагогами и родителями через традиционные и нетрадиционные формы работы.
  8. Разработать методические рекомендации по распространению положительного опыта деятельности.

            Предполагаемый результат:

Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС;

Повышение профессиональной компетентности педагогов;

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

 

Слайд 3

            В своей работе, для создания единого пространства «детский сад – семья» использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.

            Ставшие традиционными формами работы с родителями родительские собрания, индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами

и специалистами, информационные стенды, где подбирается консультационный

материал по интересующим темам, фоторепортажи и съемки различных видов

деятельности в каждой группе и всего ДОУ.

            Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

            В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.

            Одна из форм информационно-аналитической работы - почтовый ящик. Одна из форм информационно-аналитической работы - почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

            Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «Для Вас, родители». В нём отражаются наиболее важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.

 

Слайд 4

            Ещё одна эффективная форма работы с родителями — наглядно- информационная. В нашей группе уже несколько лет действует родительский клуб «Учимся вместе». Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). «Волшебный мир театра», «Как сохранить здоровье», «Ребенок с точки зрения астрологии», «Взрослые глазами ребенка» - вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.

 

Слайд 5

            Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

            Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

 

Слайд 6

       Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы — досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

 

Слайд 7

       Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Папа, мама, я - спортивная семья», «Правила дорожные, детям знать положено».

            Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

 

Слайд 8

       Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс.

            Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.

            Каждый мастер - класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей.

            По окончанию мастер - класса родителям предлагается методика «неоконченное предложение» (участникам раздаются мини-опросы). Родителям предлагается ответить на такие вопрос: Сегодняшний мастер-класс помог мне убедиться… Как родитель от мастер-класса я получила Я оцениваю мастер-класс…

 

Слайд 9

            “Осень - самое щедрое время года...”

Все дети и родители приняли участие в конкурсе поделок из овощей и фруктов, лучший осенний салат. Поделки получились очень оригинальными, творческими. Мы поблагодарили родителей за то, что несмотря на занятость и нехватку времени все приняли сердечное участие в жизни нашей группы, детского сада.

 

Слайд 10

9 Мая - не только прекрасный весенний день но и незабываемая, памятная дата – День Победы. Совсем мало осталось тех, кто имеет непосредственное отношение к этому празднику, кому лично мы должны сейчас поклониться в ноги и поблагодарить за мирное небо над нашими головами. Пожелаем же ветеранам здоровья и долголетия и пообещаем, что сделаем всё, чтобы наши дети никогда не узнали, что такое война. И мы приложим все усилия, чтобы сохранить память о тех, кто долгими верстами шел к этой победе. С праздником!

 

Слайд 11

            Ежегодно, родители вместе с детьми принимают участие в благотворительной акции «Белый цветок», в экологических акциях «Покормите птиц», «Лучшие защитники природы», «Скворушка».

 

Слайд 12

            Детский сад имеет свой сайт. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему активному участию в жизни ДОУ.

            Посетители сайта могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие родителей и воспитателей в работе с дошкольниками Выполнила: воспитатель ВКК Попикова Татьяна Филипповна МБДОУ «ЦРР- Детский сад №176» г. Воронеж

Слайд 2

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. С. Макаренко

Слайд 3

Родительский клуб "Учимся вместе".

Слайд 4

И нформационный стенд «Для Вас, родители» Почтовый ящик

Слайд 5

Р одительск и е собрани я

Слайд 6

Досуговая форма работы с детьми

Слайд 7

Спортивные состязания и праздники

Слайд 8

М астер-класс ы

Слайд 9

“Осень - самое щедрое время года...”

Слайд 10

Открытки , сделанные своими руками вместе с родителями , дети вручили ветеранам ВОВ.

Слайд 11

Сайт детского сада

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОУ и СЕМЬИ.

Опыт работы по вовлечению  родителей  в единое  образовательное пространство  ДОУ и СЕМЬИ....

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад-семья" посредством различных форм работы

Жизнь в детском саду очень активна. И чем больше в ней разнообразных мероприятий, тем интереснее.Для чего нужны выставки в детском саду?Они воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креа...

Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...

Консультация "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ."

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство, в педагогический процесс ДОУ....

«Вовлечение родителей в единое пространство детского развития»

Доклад на тему "Вовлечение родителей в единое пространство детского развития"...

"Вовлечение родителей в единое пространство детского развития

Презентация на тему "Вовлечение родителей  в единое пространство детского развития"...