Эмоциональное благополучие дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике

Нестерова Наталия Геннадиевна

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают приспособится ребенку к той или иной ситуации. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий дошкольников друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnoe_blagopoluchie_1.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Нестерова Наталия Геннадиевна

        Эмоциональное благополучие дошкольников

Понятие «здоровый ребенок дошкольного возраста» включает набор характеристик – жизнерадостность, активность, любознательность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.

        Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают приспособится ребенку к той или иной ситуации.

        Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий дошкольников друг с другом и привязанностей.

        Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека, например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам, только потому, что его воспитывала жестокая мать. Эмоции способствуют так же социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству вопросов «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».

        Так, если с точки зрения норм данного общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

        Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. оказалось, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, удивление, отвращение и страх.

        В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

        Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым. Это свидетельствует о том, что потребность его неудовлетворенна. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком либо виде деятельности, особенно в спортивных соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

        Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

        Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, в виде  различных переживаний разочарования или обиды, гнева, страха.

Положение ребенка в группе, его взаимоотношения со сверстниками влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:

  • «предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, уверенность в себе, не боятся риска и пр. однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «заразится звездной болезнью».
  • «пренебрегаемые» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или  дут по пути беспрекословного подчинения лидеру.

«Пренебрегаемыми» дети становятся по разным причинам: один редко ходит в детский сад, другой только начал посещать данную группу и т.д.

Эмоциональное неблагополучие может приводить к различным типам поведения:

  • Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение. Быстро «вспыхивая», эти дети так же быстро «угасают». Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
  • Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.
  • Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром.

        Одна из задач, которая стоит перед педагогом для создания эмоционального благополучия, это формирование у детей чувства уверенности в окружающем мире. Создание условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людьми и  самоуважения. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей; создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении и по возможности в семье; организация специальной игровой комнаты в детском саду для проведения психокоррекционной работы.

        Далее приведем основные сведения о психокоррекционных средствах и методах, доступных для воспитателей в дошкольных учреждениях.

        Прежде всего, это индивидуальные беседы с ребенком, которые требуют предварительной подготовки и «сценария» и должны проводится без свидетелей с чувством доверия и эмпатии к переживаниям ребенка.

        Эффективным психокоррекционных средством могут быть игры: сюжетно – ролевые, драматизации и особенно режиссерские. Последние действуют наиболее благотворно на детей с выраженными аффективными проявлениями. Для диагностики и коррекции нервно – психической сферы детей могут успешно применяться продуктивные виды деятельности, в первую очередь рисование с использованием известных заданий: «Нарисуй папу, маму, семью, группу» и т.д.

        Восприятие детьми картин выдающихся художников так же должно входить в арсенал психокоррекционных методов.

        В комплексе этих средств и методов важнейшая роль принадлежит музыке, прежде всего классической, которая может оказывать выраженное психоэмоциональное оздоровительное  влияние слушателей, потому должна найти значительно большее применение в детских садах.

        Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам аутогенной тренировки и психической саморегуляции так же возможно осуществлять при наличии подготовленных специалистов, практических психологов.

        Эффективная реализация данных методов возможна при добросовестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Психологическая безопасность – залог эмоционального благополучия дошкольника.

Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определе...

Семья как основной фактор эмоционального благополучия дошкольника.

Основной целью данной статьи является понимание взаимодействия    СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, ...

Эмоциональное благополучие дошкольников с общим недоразвитием речи.

Статья содержит направления и формы работы для достижения эмоционального благополучия дошкольника с общим недоразвитием речи в условиях группы компенсирующей направленности....

Модель системы работы, направленной на достижение эмоционального благополучия дошкольника с ОНР

Презентация содержит основные направления и формы работы по достижению эмоционального благополучия детей-логопатов в условиях логопедической группы....

Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...