Создание условий для поддержки детской инициативы в раннем возрасте
статья (младшая группа)

Изотова Ирина Анатольевна

В статье даны рекомендации по созданию условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности  у детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для поддержки детской инициативы

в раннем возрасте

старший воспитатель

 МДОУ «Детский сад №81»

Изотова Ирина Анатольевна

 Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он сам становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы  детей в различных видах деятельности.

Инициатива, инициативность — это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Можно сказать, что инициатива имеет три составляющие:

- внутреннее побуждение к новым действиям,

- вовлечение окружающих людей в эту деятельность,

- умение брать на себя руководящую роль.

     Уже в раннем возрасте мы начинаем учить детей проявлять инициативу.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения развития ребенка раннего возраста целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно взаимодействует с ними ( т.е. проявляет предпосылки инициативы);  

-  эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; 

-  стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Таким образом, мы видим, что развитию инициативы у детей раннего возраста на современном этапе должно уделяться большое внимание.

Какие же способы и направления поддержки детской инициативы могут быть в раннем возрасте?

1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников ее.

Как создать условия для выбора?  Необходимо подготовить разнообразную  по содержанию  развивающую предметно-пространственную  среду. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать его и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

    Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития ( например, кто-то может собрать пирамидку из 3 колец, а кто-то из 8 и т.д.).

 2.  Задача воспитателя - оказать помощь, когда не все дети занимают активную позицию. 

Как нужно действовать воспитателю, если ребенок затрудняется? Например, нарисовать дождик.

Не спешить при первых же затруднениях на помощь ребенку, лучше:

 - дать совет

- задать наводящие вопросы (Из чего состоит дождик? Какую краску возьмем? и т.д).

- активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт (Помнишь, как мы наблюдали,  когда падали капельки дождя?).

- нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий (Чем ты будешь рисовать дождик? ватной палочкой или кисточкой?).

Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: пропали кисточки, чем нарисуем капельки дождя? Могут быть и другие виды проблемных ситуаций: сломанные игрушки, посылки, проблемы кукол  и т.д.

   3. В каждом возрасте своя приоритетная сфера проявления детской инициативы.  

В 2-3 года   ее проявлением является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для достижения этой цели необходимо:

- предоставить детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья,

- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей,

- не критиковать результаты деятельности и его самого ребёнка как личность,

 - формировать привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, свободно пользоваться пособиями и игрушками.

  4. В этом возрасте рекомендуется поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

Например.

Можно использовать такую интересную форму работы как наблюдения из окна за сезонными изменениями: дождь, ветер, снежинки, одежда людей, листопад и т. д. Пошёл первый снег, ребенок смотрит в окно. Воспитатель  подходит к нему, наблюдает вместе с ним и тихонько комментирует происходящее. Другие дети тоже заинтересуются, проявят инициативу и подойдут к окну. А если кто- то из детей обратит внимание на то, что снег идет и в другом окне, то поддерживает инициативу ребенка и хвалит его. Затем детям можно предложить показать, как кружится снежок.  Ответить на вопросы: Какой снег?

   Поддерживать инициативу детей необходимо и во время прогулки, дать высказаться каждому ребенку, увидевшему что - то интересное, выслушать его ответ, похвалить или что-то дополнить. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность ребёнка - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, которое проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

5. Как поддерживать инициативу в творческой деятельности? 

Ненавязчиво содействовать появлению у детей желанию получить какой-либо конкретный продукт (построить домик, слепить булочку, нарисовать травку и т. д.) и помогать в осуществлении высказанных детьми намерений.

Использовать вопросы-указания, которые активизируют память детей, восстанавливают в ней эмоциональные образы, связанные с содействием создаваемых изображений.

Демонстрировать детям заинтересованное отношение к их работам (интересоваться содержанием, хвалить, подписывать, иногда устраивать выставки, украшая ими групповые помещения).

Внимательно и заинтересованно относиться к детским постройкам, расспрашивать детей об их назначении, отмечать успехи детей (от лица сказочного героя). Использовать игрушки для обыгрывания построек.

Для развития инициативы в продуктивной творческой деятельности педагогу нужно стараться содержать в открытом доступе изобразительные материалы, раскрывать их возможности, показывать разные способы работы с ними; по просьбе ребёнка стараться создавать для него изображения, лепку или другие изделия.  

     6.  Большое значение имеет развитие инициативы в игре.

 Например, создавать проблемную ситуацию «У куклы Кати День рождения».

Все возникающие у игрушек проблемы решаются по единой схеме:

1. Возникновение проблемы.

2. Постановка ее перед детьми (воспитатель доводит проблему до детей).

3. Совместное обсуждение проблемы (активизация детей, выход на решение).

4. Реализация детского решения  проблемы.

 Дети, опираясь на свой опыт, выбирают из предложенных подарков кто, что будет дарить, помогают накрывать стол, выбирают угощения.

При решении проблемы все просьбы, пожелания и благодарность должны идти от лица самих игрушек.

    Взрослым нужно эмоционально-положительно настраиваться на весь день; переживать его как дар; радоваться совместности проведения этого дня с детьми. Избегать ситуации спешки, поторапливания детей.

Нужно обязательно хвалить ребёнка. И в следующий раз он будет стремиться не просто действовать с карандашом или красками, но и изображать какой-нибудь предмет.

В форме самостоятельной инициативы могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждый оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

       Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п., создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

                                ОЧЕНЬ ВАЖНО:

1. Уважать и ценить каждого ребёнка, не зависимо от его достижений, достоинств и недостатков.

2. Создавать в группе положительный психологический микроклимат, проявлять любовь и заботу в равной степени ко всем детям.

3. Всегда предоставлять детям возможность для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

       

 Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"

Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....

Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."

Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...

Доклад на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в старшем дошкольном возрасте»

Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии ...

Создание условий для поддержки детской инициативы в раннем возрасте

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он сам становится полн...