Консультация для педагогов "Создание условий для поддержки детской инициативы"
консультация по теме

Голдырева Татьяна Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для поддержки детской инициативы

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

 Инициативность ярче всего проявляется в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.  Это важнейший показатель  детского интеллекта, его развития.  Инициативный ребенок стремится к  организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он  умеет найти занятие, соответствующее  собственному  желанию.

Инициативный ребенок  умеет реализовать свою деятельность творчески, проявляет познавательную активность.

Для развития познавательной активности детей в ДОУ созданы необходимые условия, учитывающие следующие факторы:

- образовательная и игровая среда,  стимулирует развитие поисково-познавательной  деятельности детей;

- содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей;

-   предметно-развивающая среда   разнообразна по содержанию;

-   родители информированы о жизни ребенка в ДОУ (что нового узнал, чем помочь ребенку в поиске нового);

Выше перечисленного не достаточно для того чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Необходимо использовать разнообразные формы и методы организации детской познавательной деятельности.

По нашему мнению, эффективны следующие формы работы поддержки детской инициативы:

- познавательные занятия, например, «Как изобрели бумагу?», «История создания первой книги», «Путешествие в мир часов»;

- совместная деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование, например, «Какая бывает вода?», «Тонет – не тонет»;

-  наблюдение и труд в центре природы, например,  «Огород на окне», «Вырастим лук от семи недуг»;

- самостоятельная деятельность детей организованная так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, сравнивать, запоминать, действовать, добиваться поставленной цели. Легко запоминаются и долго сохраняются в памяти  те знания, которые получены исследовательским путем.  Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой  деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который         все хочет знать, во всем разобраться, у него особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с интересом, удивлением, открывает для себя чудесный мир предметов, событий, явлений.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Развивая познавательную активность, мы пришли к выводу, что  наиболее успешны такие приемы:

-   моделирование ситуаций с участием персонажей;

-   поощрение самостоятельности;

-   оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка;

-   индивидуально-личностное общение с ребенком;

- создание коллекций, музеев, например, «Чудо дерево», «Детская книга», «Погремушка», «Курочка Ряба»;

- использование картосхем, алгоритмов, моделей обследования предмета, и др.

Именно такое многообразие методов и приемов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Инициативный ребенок  должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное  значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Итак, для инициативной личности характерно:

-  произвольность поведения;

-  самостоятельность;

-  развитая эмоционально волевая сфера;

-  инициатива в различных видах деятельности;

-  стремление к самореализации;

-  общительность;

-  творческий подход к деятельности;

-  высокий уровень умственных способностей;

-  познавательная активность.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью, так как многие задания выполняются совместно. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что-то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"

Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....

Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."

Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

консультация для педагогов «Создание условий для поддержки детской инициативы»...