Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями
консультация (старшая группа)

Анохина О.И.

Проблема нравственного воспитания дошкольников остается одной из ведущих и одновременно сложных в современной теории и практике образования. Неблагополучие духовно-нравственной сферы общества XXI века, возрастание значимости личностных ценностей над общественными, возрастание потребительского отношения к окружающему миру; культ денег, способствующий проявлению самых аморальных человеческих поступков; размывание в сознании человека извечных нравственных категорий во многом обуславливает сложность перехода моральных требований и принципов во внутренний план поведения дошкольников, формирования нравственных поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями

Проблема нравственного воспитания дошкольников остается одной из ведущих и одновременно сложных в современной теории и практике образования. Неблагополучие духовно-нравственной сферы общества XXI века, возрастание значимости личностных ценностей над общественными, возрастание потребительского отношения к окружающему миру; культ денег, способствующий проявлению самых аморальных человеческих поступков; размывание в сознании человека извечных нравственных категорий во многом обуславливает сложность перехода моральных требований и принципов во внутренний план поведения дошкольников, формирования нравственных поступков.

В теории нравственного воспитания детей дошкольного возраста накоплен большой методический и практический материал, описаны различные педагогические средства, использование которых позволяет решать разнообразные задачи нравственного развития и воспитания детей. Между тем проблема воспитания нравственных чувств у старших дошкольников в процессе знакомства с художественными произведениями изучена не достаточно, не в полной мере определены эффективные пути и методы решения этой проблемы.

Сензитивным периодом для формирования нравственных качеств и развития нравственных чувств является дошкольный возраст, так как именно в этот период для детей характерны такие особенности, как эмоциональная отзывчивость, сопереживательность, высокая чувствительность.

Именно в дошкольном возрасте должна начинаться систематическая работа, содержание которой направлено на воспитание у детей моральных чувств, на приобщение их к духовно-нравственным ценностям, на формирование навыков нравственного поведения.

Важным средством нравственного воспитания, которое наиболее полно соответствует возрастным особенностям дошкольников, является детская художественная литература, обладающая широким познавательным, эстетическим и нравственным потенциалом.

Детская литература отличается художественным своеобразием своих произведений, которые ориентированы на читателя юного возраста.

С. В. Блотская выделяет следующие отличительные черты детской литературы: во-первых, содержание произведений для детей полностью соответствует познавательным интересам и возрастным возможностям дошкольника; во-вторых, через диалог героев с ребенком-читателем реализуются художественные и познавательные задачи произведения.

Знакомство с художественным произведением позволяет формировать у дошкольника художественный вкус, определенные представления о нравственных качествах человека; расширить его жизненный кругозор. Поступки и переживания героев произведения находят отклик в душе юного читателя, способствуют формированию у него норм общественного поведения.

Художественная литература оказывает неоценимое влияние на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста. Она приобщает дошкольников к окружающему миру, учит общению со сверстниками и взрослыми, воспитывает в душе ребенка добрые чувства, побуждает совершать нравственные поступки, формирует эстетический вкус и чувственное отношение к окружающей действительности. Сопереживание героям книги, которое испытывает дошкольник при ее чтении, способствует формированию у ребенка умения замечать настроение и чувства окружающих людей, порождает у него стремление проявлять заботу и участие, оказывать помощь окружающим.

Воспитательная функция является ведущей функцией детской художественной литературы. Она позволяет ребенку не только окунуться в удивительный мир художественного произведения, пережить вместе с героями происходящие события, стать их непосредственным участником, но и способствует тому, что дошкольник познает окружающий мир, получает богатый положительный эмоциональный опыт; чувства и переживания ребенка при чтении книги обогащаются.

Знакомство с художественной литературой начинается в период раннего детства с небольших по объему произведений: песенок, потешек, прибауток, сказок, которые оказывают эффективное влияние на нравственное развитие дошкольника, способствует обогащению его эмоций.

Чтение книги способствует накоплению у ребенка опыта читательских переживаний, формирует предпочтения дошкольника в выборе книги.

К старшему дошкольному возрасту формируются такие нравственные понятия, как «плохой поступок» и «хороший поступок». В этот период возникает и получает свое дальнейшее развитие умения оценивать героя произведения и его поступки. Ребенок не только сопереживает героям, но и способен дать оценку их поступкам с точки зрения нравственных норм и правил поведения и аргументировать свое мнение. Осмыслению мотивов поведения героя способствуют действия дошкольника в воображаемом плане, которые приводят к тому, что отношение ребенка к персонажу книги отделяется от морально-нравственной оценки его поступков.

Народные сказки по своему нравственному содержанию близки для понимания детям. Дошкольники в процессе чтения сказок осознанно выбирают позицию положительных персонажей, встают на их сторону, очень резко осуждают поступки отрицательных героев книги.

Слушание литературного произведения позволяет ребенку погрузиться в воображаемый мир книги, занять позицию внутри него. У дошкольника появляются любимые герои, которым он стремится подражать. Он бурно переживает события, описываемые в произведении, что способствует обогащению личного опыта ребенка. Ребенок, осуществляя внутреннее действие в воображаемом плане, идентифицирует себя с тем или иным героем, с его нравственной позицией.

Любой литературный герой ассоциируется у дошкольника с определенной характеристикой, поэтому, даже нарушив нравственную норму поведения, ему очень трудно соотнести себя с отрицательным персонажем.

После прочтения литературного произведения воспитатель уделяет внимание беседе по его содержанию, делая акцент на нравственных качествах героев. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен различать некоторые литературные жанры и понимать их своеобразие; осознавать ведущую идею художественного произведения, находить выразительные средства языка; вступать в активное обсуждение содержания художественного произведения.

В ходе беседы педагог формирует у дошкольников умение находить основную мысль произведения, давать полные и развернутые ответы на вопросы по содержанию произведения.

Важную роль в процессе нравственного развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы играет выбор книги для чтения. Отбор книги педагог должен осуществлять с учетом следующих критериев: идейной направленности произведения, его высокого художественного уровня, литературной ценности; доступности содержания книги, соответствие возрастным особенностям детей, занимательность сюжета, простоты и ясности композиции художественного произведения; реализации конкретных педагогических задач.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования выделяются следующие основные задачи знакомства дошкольников с художественным произведением:

  • развитие речи ребенка, которое осуществляется в процессе его знакомства с разно жанровыми произведениями;
  • художественно-эстетическое развитие, которое направлено на формирование у дошкольников всестороннего восприятия произведения различных направлений; на развитие нравственных качеств личности ребенка.

На основе выше обозначенных задач выделяют следующие критерии отбора произведений детской художественной литературы:

1. Педагогический критерий. Особое внимание при выборе книги для чтения педагог уделяет ее ценности с точки зрения воспитания того или иного нравственного качества. Произведение должно иметь захватывающий и динамично развивающийся, наглядный сюжет, который может быть перенесен ребенком в игровую деятельность; яркие запоминающиеся образы героев. Содержание книги должно быть близко жизненному опыту дошкольников.

2. Психологический критерий предполагает учет педагогом возрастных и психологических особенностей детей. Так, для юных читательниц огромный интерес представляют книги с участием их сверстниц, сказочных принцесс или волшебных животных. Для мальчиков будут интересны книги о приключениях, путешествиях, кладах и сокровищах.

3. Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с разнообразными видами и жанрами литературных произведений, с национальной литературой и книгами народов мира предполагает обращение к литературоведческому критерию. С учетом данного критерия педагог при отборе книги для чтения обращает внимание на основную тематику проблематику произведения, его жанровое и идейное своеобразие.

Многогранность и сложность процесса отбора художественного произведения для чтения дошкольникам предполагает учет педагогом большого количества факторов, реализация которых будет способствовать полному и всестороннему восприятию детьми художественного произведения, формированию у них читательских интересов, нравственных качеств личности ребенка.

Художественное произведение обладает огромным потенциалом для воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Оно оказывает огромное воздействие на внутренний мир ребенка, на его чувства и мысли; способствует формированию ценных нравственных качеств личности и навыков правильного поведения; обогащает социальный опыт ребенка; воспитывает нравственные чувства и отношения дошкольников к окружающему его миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников ( выступление на педсовете)

Свой материал я посвятила актуальной на сегодняшний день теме -"Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников" .В дошкольном возрасте у ребёнка следует вырабатывать такие навыки и привычки , к...

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у старших дошкольников

В этой консультации говорится о том, чтобы ребенок с интересом относился к окружающему миру, его необходимо воспитывать через художественное слово, поэтому одновременно с развитием восприятия художест...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

Воспитание основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе знакомства с животным миром Белгородчины.

Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучени...

Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"

Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...