Рабочая программа "Маленький эрудит"
рабочая программа (подготовительная группа)

Федорова Светлана Валентиновна

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit.docx228.42 КБ

Предварительный просмотр:

F:\пр0005.JPG

  Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Нормативно-правовая база  программы.
  3.  Цели и задачи программы.
  4. Планируемый результат.
  5. Содержание программы.

                  - Теоретическое обоснование.

- Исследовательско  - диагностический этап.

  1. Условия реализации программы.
  2. Заключение.
  3. Литература.


.

1.Пояснительная записка.

Сегодня все чаще говорится о необходимости развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Это вызвано  целым рядом причин: повышением требований в подготовке детей к школе (в связи изменением программы начального образования), обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютерным технологиям, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Поэтому работа по развитию интеллектуальных способностей детей в детском саду должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности воспитанников и педагогов. Особую ценность наряду с интеллектуальным развитием сегодня приобретает развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности, которая позволяет не только наилучшим образом усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в других ситуациях и творчески. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития.

2. Нормативно-правовая база  программы:

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

• Конституция РФ;

• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;

• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;

3.Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей и логического мышления детей.

Задачи программы:

Развивающие:

  1. Обучать детей операциям анализа, сравнения, классификации, упорядоченности  действий, приему сериации.
  2. Развивать у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

Образовательные:

  1. активизировать познавательный интерес;
  2. формировать умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

4.Планируемые результаты

  1. уметь производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов;
  2. уметь обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать объекты;
  3. фантазировать, моделировать, конструировать;
  4. уметь пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неѐ) ;
  5. уметь прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям.
  6. - проявлять интерес к интеллектуальным играм;
  7. - стремиться доводить начатое дело до конца.

5.Содержание программы:

Этапы реализации программы

Технология деятельности строится по этапам:

1. Мониторинг исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.

2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний

3. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.

4. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.

5. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.

6. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль). 

        На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие  

принципы работы по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста: 

  1. Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
  2. Моделирование для детей ситуаций незавершѐнности и открытости деятельности и мышления в отличие от жѐстко заданных и строго контролируемых условий;
  3. Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
  4. Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
  5. Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
  6. Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
  7. Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды;
  8. Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
  9. Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;  
  10. Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности творческого использования знаний.  

 Формы работы с одарѐнными детьми:

  1. групповые занятия;
  2. конкурсы;
  3. интеллектуальные игры;
  4. участие в олимпиадах;
  5. презентации;
  6. работа по индивидуальным планам;
  7. исследовательская деятельность.
  8. исследования динамики развития

Исследовательско - диагностический этап. 

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1)развитие внимания;

2)развитие памяти;

3)развитие восприятия;

4)развитие воображения;

5)развитие мышления.

Диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года.

Фамилия, имя ребенка

Сравнение предметов

 сериация

Классификация

Обобщение

Внимание

Зрительная память

Слуховая память

Результаты

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

 Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

  1. ребенок владеет основными логическими операциями;
  2. умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
  3. способен объединять и распределять предметы по группам;
  4. свободно оперирует обобщающими понятиями;
  5. умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;
  6. ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;
  7. может при помощи суждений делать умозаключения;
  8. способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Средний уровень:

  1. ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
  2. умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
  3. умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе.

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий (конец года).

Принципы тестирования детей:

  1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;
  2. Игровой характер тестовых методик;
  3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;
  4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования
  5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Перспективный план творческих развивающих игр для развития логических приемов мышления в  подготовительной группе ДОУ

Цель

Задачи

Дидактическая игра

1

Выделение и абстрагирование свойств

 Развивать умение выделять в предметах от 1 – го до 4 – х свойств (форму, размер, толщину),

Абстрагировать одного от другого, называть их.

1.Дид. игра «КЛАДОИСКАТЕЛИ»

Позволяет дать первоначальное представление о замещающих свойствах знаков, замена свойств символами, при строгом следовании правилам действий.

2.Дид.игра «АВТОТРАССА»

Позволяет приблизить детей к пониманию того, что нарушение правил не позволяет достичь верного результата.

3.Дид.упражнение «НЕОБЫЧНЫЕ ФИГУРЫ» развивает умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий «Выращивание дерева».

2

Сравнение, классификация, обобщение.

Развивать умение сравнивать, классифицировать  и обобщать предметы по одному и трем свойствам.

1.Дид.игра «ДОМИНО»

Развивать умение комментировать свои действия словом.

2. Дид. Игра «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ МЕЖДУ ДОМИКАМИ ПОРОСЯТ»

Развивает умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

3.Дид.игра «ГИРЛЯНДЫ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ПАРКА»

4.Дид.игра «ЗАСЕЛИ ДОМИКИ», «У КОГО ВГОСТЯХ ТРИ ПОРОСЕНКА», «ТРИ ДЕРЕВА

3

Логические действия и операции

 Развивать у детей умение разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развивать логические операции «не» , «или»,  «и» , умение с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. Учить свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность действий.

1.Дид. материал «РАЗДЕЛИ БЛОКИ»

Между Буратино и Петрушкой необходимо разделить конфеты.

2.Дид. игра «ПОМОГИ ФИГУРКАМ ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЛЕСА»

Развивать логическое мышление, умение  рассуждать.

3.Дид. упражнение «ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»

4.ДИД. УПРАЖНЕНИЕ «где спрятался джерри?».

5.Дид.упражнение «УГАДАЙ КАКАЯ ФИГУРА».

6.Дид.упражнение «РАЗДЕЛИ БЛОКИ – 2».

7.Дид.упражнение «РАЗДЕЛИ БЛОКИ – 3»

4

Развитие внимания и наблюдательности.

Тренировка зрительного внимания.

1.Дид.игра «МАГАЗИН»

Развивает внимание и наблюдательность в различии аналогичных предметов по величине, знакомит с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».

2.Дид.игра «СНЕГОВИКИ», «ГДЕ ОШИБСЯ БУРАТИНО?».

3.Дид.игра «МУХА».

Тренирует устойчивость и концентрацию внимания.

4.Дид. игры «КРУГИ», «ЦЫФРЫ ПО ПОРЯДКУ».

5. Дид. игры «ГИМНАСТИКА», «ОТМЕТЬ ФИГУРКИ»,

6.Дид.упражнение «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ СЧЕТ ПРЕДМЕТА»

7.Дид. игры «ПРЕДМЕТЫ В ШУМЕ», «НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ».

8.Дид. игры «ЛАБИРИНТЫ», ЕГО НЕ ХВАТАЕТ», «НАЙДИ РАЗЛИЧИЯ».

Тренировка зрительной и слуховой памяти.

1.Дид. игра «»ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»(с варьированием места положения).

2.Дид. игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»

Развивает образную память, мнемотические приемы повторения, самопроверку.

3.Дид. игра «ЗАПОМНИ СЛОВА»

Развивает словесно – логическую память, приемы мнемотехники.

4.Дид.упражнение «ЗАПОМНИ РАССКАЗ»

5.Дид. игра «КАРТИНКА ПОМОГАЕТ КАРТИНКЕ», «ПАРЫ КАРТИНОК»

Упражняет в мнематическом приеме запоминания .

6.Дид. игра «КУПИ В МАГАЗИНЕ»

Развивает умение принимать задачу и осуществлять прием «повторения».

7.Дид.упражнение «ПОВТОРЯЙ ДРУГ ЗА ДРУГОМ»,

Развивать память, внимание.

8.Дид. игра «ВСПОМИНАЛКИ»

На материале игры в лото позволяет тренировать применение способов запоминания информации по различным основаниям.

9.Дид. игры «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ», «ЧТО ЗВУЧИТ?»

Развитие наглядно – образного мышления.

1. «ГОЛОВОЛОМКИ С ПАЛОЧКАМИ»

Развивает способность мыслительно перегруппировывать элементы объекта и планировать образы действия в уме.

2.Дид. игра «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЖУК?»

Развивает способность ориентироваться в простой план – схем пространства.

3.Дил. игра «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»

Упражняет в чтении и создании объекта при помощи условных обозначений.

4.Дид. игра «ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ»

Учить пользоваться  рисунком – схемой

5.Дид. игра «СОБЕРИ ПАРАМИДУ»

Развивает образное представление, учит ориентироваться в схематическом изображении

6.Дид. игры «ДОРИСУЙ ФИГУРУ», «ОЖИВИ ФИГУРУ»

Закрепляет представление детей о различных формах и их разновидностям

7.Дид. игра «СЛОЖИ КВАДРАТ»

Развивает операции анализа, синтеза, пространственного воображения.

8.Дид. игры «ТАНГРАМ», «ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА»

Учит различать оттенки, классифицировать по цвету, анализировать – синтезировать изображения, развивает фантазию,  и мелкую моторику рук.

Тренировка логического мышления.

1.Дид.игра «ГОРОД»

Создает представление о классификации по двум признакам.

2.Дид. игра «ТОЧЕЧКИ»

Развивает начальные математические представления.

3. Дид. игра «СОБЕРИ ЦВЕТОК»

Ориентирует в мире логических понятий

4.Дид. игра «КТО КЕМ БУДЕТ?»

Развивает репродуктивное воображение , анализ и способность выделения существенных признаков предмета.

5.Дид. игра «НАОБОРОТ»

Упражняет поиск слов противоположного значения.

6.Дид. игра «ПОЕЗД»

Формирует прием смыслового соотнесения.

7.Дид. игра «ЧТО СНАЧАЛА? ЧТО ПОТОМ?»

8.Дид. игра «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН»

Учить классифицировать и обобщать.

9.Дид. игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Учит упорядочивать объекты по общему признаку, объяснять решение.

10.Дид. игра «ДОМ ЗВЕРЕЙ»

Развивает логическое мышление, способность сравнения по величине.

11Дид. игра «ЗВЕРЯТА СТРОЯТСЯ»

Совершенствует умение различать и упорядочивать предметы по величине.

12.Дид. игра «АЛГОРИТМЫ»

Учить сравнивать и сортировать числа по признаку возрастания – убывания.

Развитие творческого воображения.

1.Дид. игра «КВАДРАТ ВОСКОБОВИЧА»

Развивает пространственное воображение, фантазию, мелкую моторику рук.

2.Дид. игра «ПОЧЕМУЧКА»

Развивает исследовательскую активность, умение ставить различные вопросы при изучении объекта.

3.Дид. игры «ПОСАДИ ОГОРОД», «ПОСАДИ ЗВЕРЮШЕК НА ДОРОЖКИ»

Упражнять в использовании предметов – заместителей.

4.Дид. игра «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

Развивать способность воссоздать образ предмета на основе словесного описания.

5.Дид. игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

Развивает умение конструировать целое из частей.

6.Дид. игра «ПОЧИНИ КОВЕР»

Тренирует прием сравнения.

7.Дид. игры «НА ЧТО ПОХОЖЕ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕРЖИТ?»

Развивает творческое воображение.

 

Методическое обеспечение программы

Дидактический материал:

Геометрические фигуры и тела.

Наборы разрезных картинок.

Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

Полоски, ленты разной длины и ширины.

Цифры.

Игрушки

Фланелеграф,

Мольберт. 18

7. Заключение

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте. если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.

 

8.Список литературы

1.«Энциклопедия развивающих игр» - М.: Илекса.

2. Развивающие игры сост. Н. Ехевич консультант Б.П. Никитин М.: Физкультура и спорт, Кирюшкина Т.В.

3.Программа работы по системе М. Монтессори кружка «Умелые ручки» для детей 2-6 лет: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство- Пресс.

4. Бондаренко Т.М. Развивающие игры. Конспекты занятий по развивающим играм Воскабовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.

5. Харько Т.Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». Средний дошкольный возраст. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», с. 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-олимпиада "Юный эрудит"

Интелектуальный конкурс для воспитанников дошкольного учреждения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шахматного клуба «Эрудит»

Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальных способностей через игру в шахматы....

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Эрудит»

Рабочая программапо дополнительному образованиюкружка «Эрудит» ОО «Познавательное развитие»(5-7 лет)...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Эрудит"

Пояснительная записка Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности. Данная программа направлена на естественнонаучное развит...

Рабочая программа дополнительного образования «Эрудит» для подготовительной к школе группы

Таким образом, следует признать, что в настоящее время, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первокласснико...

Рабочая программа дополнительного образования "Эрудит" для подготовительной школе группе

Рабочая программа дополнительного образования "Эрудит" для подготовительной школе группе...