Элементарное музицирование
консультация

  Идея «элементарного музицирования» - в его самом прямом проявлении – это неразрывное  единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Элементарное музицирование

  Идея «элементарного музицирования» - в его самом прямом проявлении – это неразрывное  единство речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизированном и обязательно радостном общении с музыкой.

     Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать её, не «догадываясь о ней», а «прибывая в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять,  переживая при этом чувство восторга и удовольствия.

      В работе с детьми всегда нужно исходить и руководствоваться интересами детей, правилами, которые устанавливали они сами, стремясь услышать в их предложениях голос природы.

     Дети любят веселье, смех, движение, их привлекает необычные по виду музыкальные инструменты они  хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым родители и педагоги не имеют права пренебрегать.  Один из самых замечательных принципов  гуманистической педагогики «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М.Монтень).

     Элементарное музицирование с инструментами, как одна из интереснейших для детей форм музыкальной деятельности  практикуется много лет. Главное в этой работе считается желание детей «общаться с музыкой». Главный принцип – «от простого к сложному».

     На практике системное проявление принципа от «простого к сложному»  означает, что мелодия, начинаясь с ритмизованной речи, затем, переходит к декламации: шумовой аккомпанемент предшествует самому простому звуковысотному; восприятие музыки в тесной связи со словом и движением предшествует её чистому восприятию;  музыкальные понятия формируются постепенно, как обобщение чувственного опыта.

      Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать.  Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама  природа с великой целью: служить способом познания мира.

Даже самые маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией их музыка  проста и чудесна, как сама страна детства.

       Из металлофона рождается мерцающий свет светлячка, простые колокольчики «разговаривают»  друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как грустно шуршат под ногами осенние листья. Ребёнку легко услышать музыку бумажных шелестов, узнать в ней разговор ночных мотыльков, а затем найти способ  его музыкально выразить.  Он может представить, что неуправляемый вначале шум детских музыкальных инструментов – это звучание Вселенной, и в этом  хаосе услышать «позывные» природы. Очень важно создать игровое общение на занятия.

Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенком,  неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Дети с вдохновением и радостью откликаются на возможность  такого общения. «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов,  прежде всего шумовых, поскольку именно эти  инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста.  Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.  Как известно, разнообразие шумовых инструментов велико.

      Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий  с шумовыми инструментами, возможность манипуляции являются основными  факторами педагогического успеха в работе с ними.

      Разнообразие шумовых и ударных инструментов, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, бубны, деревянные коробочки, ложки, ручные барабаны, маракасы. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам  из глубины веков, дополняют этот ансамбль  ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами идея их создания и   использования  в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Они чудесно дополняют  негромкое детское пение.  Техническая легкость  игры на шумовых инструментах и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликается на любое прикосновение располагают и побуждают  детей к звукокрасочной игре,  а через неё – к простейшей импровизации.  Таким образом, шумовые и орфовские инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку  в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль.

      Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно  способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств,  которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.  К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации,  спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую

эмоциональность, умение сотрудничать и взаимодействовать, а затем умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

Творческое музицирование разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение использовать его по-своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Это попытки детей самостоятельно «заговорить» на музыкальном языке, используя, знакомые «слова».

     Учебное музицирование – ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для  этого звучащие инструменты.  Точно двигаться в чётных размерах. Использовать слова как основу  для  «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек.

      «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты  с речевой поддержкой.  Исполнять простейшие ритмы со слоговой  поддержкой.  Исполнять метрический пульс под музыку различного характера.  Творчески исследовать звуковые свойства шумовых и ударных инструментов,  а также самодеятельных.

      Концертное музицирование предполагает исполнение ансамбля детей  на детских праздниках одно - два произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Элементарное музицирование это развитие природной музыкальности, а также эффективный способ развития самых разных способностей детей, путь к их  одухотворенной счастливой жизни и самореализации в дальнейшем как личности. И мы все педагоги делаем всё, чтобы открыть каждому ребёнку свою дорогу в музыку.

Источники: 1. https://www.детсад46-братск.рф/pitanie-v-dou/56-sovety-spetsialistov/muzykalnyj-rukovoditel/192-elementarnoe-muzitsirovanie-s-doshkolnikami.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

Элементарное музицирование с дошкольниками

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах...

Занятия элементарным музицированием в старшей группе.

Презентация по музыкальному музицированию в старшей группе по занятиям.Даны - содержание занятия, оборудование, програмный материал и методика проведения....

Конспект музыкального занятия для детей младшего дошкольного возраста с применением ИКТ и технологии элементарного музицирования "Трусливый заяц"

АннотацияКонспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Музыка»Автор: Усольцева Ольга Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 38» г.Березники, Перм...

Развитие эмоциональной сферы детей в процессе элементарного музицирования

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Особенно остро она встает в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся поступать ...