Опыт работы СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
методическая разработка (младшая группа)

Анисимова Оля

Предлагаю вашему вниманию - опыт моей работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет. Давно сказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОПЫТ РАБОТЫ48.69 КБ
PDF icon sensornoe_razvitie.pdf1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста

посредством дидактических игр».

           

                                                                                                                           Выполнила:

                                                                                                            Анисимова Ольга

                                                                                                                           Александровна

г. Ефремов

2020 г.

Оглавление

Введение ……………………………………………………….……1

Актуальность ………………………………………………………3

Теоретическая база опыта ……………………………………….6

Новизна ……………………………………………………………..8

Адресность ………………………………………….......................10

Технология опыта ……………………………………………...…13

Заключение ………………………………………………………….24

Вывод…………………………………………………………….…..26

Список литературы …………………………………………………28

Приложение  

Введение:

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития .

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа может строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

      Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Именно в раннем возрасте закладываются фундамент умственного развития и начало сенсорной  культуры. В своей практике для сенсорного развития я стараюсь использовать игровые технологии по методу  Дьенеша и  Кюизенера. 

      Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии  считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Педагог , рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдения появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать название и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах. Научные исследования , , показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым в специально организованных образовательных ситуациях в различных видах детской деятельности (изобразительной, конструктивной, познавательной, игровой и др.)

Актуальность :

Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является развитие его восприятия, или сенсорное развитие.  

Оттого как ребенок воспринимает мир зависит его психическое развитие.

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети – эмоциями. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша.  Познавательная активность ребенка 2-3лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Работа в данном направлении поможет мне:

  • Научить детей различать основные цвета;
  • Познакомить детей с величиной и формой предметов;
  • Сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • Повысить самооценку у детей,  их уверенность в себе;
  • Развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Сплотить детский коллектив;
  • Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
  • Произвольное внимание;
  • Логическое мышление;
  • Зрительное и слуховое восприятие
  • Память;
  • Речь детей.

Я считаю, главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. И я нашла уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера.

         В     процессе    манипуляций   с     блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала    по соотношению       цвета,        формы,         в  установлении       сходства    и      различия   между           предметами.  

      В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свой). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети в восторге от того, что плоскостные изображения превращаются в объёмные.

Наряду с блоками Дьенеша, в систему игровых упражнений для развития элементарных математических представлений включаются и другие методики – палочки Кюизенера и логические  кубики.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним  ещё в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала и не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют ещё и ряд других областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение. К цветным палочкам также разработаны альбомы  в соответствии с возрастом. Наряду с логическими блоками и палочками  использую в работе с детьми пособие  «Сложи узор», состоящее из  логических кубиков. Кубики на схемах нарисованы в масштабе 1:1, что является необходимым условием для работы с детьми младшего дошкольного возраста и позволяет ребенку моделировать изображение методом наложения.

Эти частные методики отличаются своими особенностями: универсальностью, абстрактностью, высокой эффективностью. Они позволяют, «через руки» ребенка, сформировать понятия «длиннее – короче», «между», понятие числовой последовательности, состава числа. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша  –  это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

Логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Теоретическая база опыта.

         Изучив работы отечественных  педагогов Е.И.Тихеевой, Ф.И.Блехер, А.И.Сорокина, Е.И.Удальцовой по теме «Дидактические игры» я пришла к выводу, что основным средством сенсорного воспитания является дидактическая игра.  

      Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными     и   иными    характеристиками   предметов

невозможно без интеграции движений рук и глаз.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов.
Если человеку предложить определить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания - водить предметом по его коже, то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Неслучайно первая стадия развития мышления ребенка названа стадией сенсомоторного интеллекта.   

  Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми 2-3 лет. В 2015 году я начала работу по теме «Сенсорное воспитание детей 2-3лет через дидактические игры».

      В дошкольной педагогике с давних пор основным средством сенсорного воспитания считалась дидактическая игра. На неё почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактическая игра дает возможность не только для освоения ребенком сенсорных эталонов, она учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, а значит, развивает ребенка интеллектуально.

 Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Решению данной задачи в полной мере соответствует работа с блоками и палочками.

   Изучая научно-педагогическую и методическую литературу, я узнала, что дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизинера» названо в честь бельгийского учителя начальной школы Джорджа Кюизинера (1891-1976 г. г.), который изобрел это пособие. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет.

Дополнением к набору счетных палочек Кюизинера, для детей 2-3-х лет, разработан альбом «Волшебные дорожки». Детям нравится бродить по «волшебным дорожкам» встречая сказочных героев! А самое главное почувствовать себя творцом, «дорисовать» картинки художника приемом наложения палочек Кюизинера. Играя, дети научаются различать цвет, количество «один и много», сравнивать палочки, предметы по количеству и величине, ориентироваться на плоскости, сделать открытие, что значит «одинаковые», а что значит «разные»

Блоки разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической работы, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Т.о. каждая фигура характеризуется 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже 2 абсолютно одинаковых фигур.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями. Это и умение анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, а также овладевают такими логическими операциями, как «не», «и», «или». Также с помощью блоков у детей можно развивать память, внимание, восприятие.

На первом этапе работы с блоками  дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивая, классифицируя и обобщая фигуры по этому свойству. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. Причем, давая задание детям на занятии, можно легко менять степень сложности выполнения с учетом возможностей детей. Например, дети строят дорожку для Машеньки от избушки медведя, чтобы помочь ей убежать к бабушке и дедушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было блоков одной формы, другой – чтобы не было блоков, одинаковых по форме и цвету, а третий – чтобы не было рядом блоков одинаковых по форме, цвету и размеру.

В процессе дидактической игры, обеспечивающей его сенсорное воспитание, ребенок развивается и физически: развиваются органы чувств, что способствует при правильной организации игры укреплению здоровья.

 Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

- Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

-Экспериментирование с материалом и веществами (вода, песок).

-Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

Новизна:

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечений, упражнений, практических заданий, заучивание стихов, потешек. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

     Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. 

Основная образовательная программа,  по которой работает наш детский сад, позволяет использовать различные развивающие дидактические игры и упражнения, такие, как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.

   Использование нестандартных дидактических средств позволяют мне:

  1. Развивать у детей логическое мышление
  2. Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение.
  3. Способствовать формированию у детей делать собственное умозаключение и доказывать решение данной задачи.
  4. Развивать сенсорные эталоны (цвет, размер) и сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, высоте).
  5. Развивать зрительную память и мелкую моторику руки.

    Для результативного использование данного дидактического материала была создана соответствующая развивающая среда в группе (приобретены  наборы блоков Дьеныша и палочек  Кюизенера, изготовлены игровые пособия, оформлен центр сенсорного  развития;)

- составлен перспективный план;

- игры использовались в режимных моментах и в повседневной жизни;

- для родителей и педагогов представлены консультации.

Адресность:

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия и формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Поэтому надо создать условия для самостоятельной познавательной активности.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

— развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной  видов памяти. Я считаю, что сенсорное воспитание детей, это актуальная тема нашего времени, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений.

Цель:

- Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Основные задачи: 

Обучающие:   

- Дать  представления о цвете, форме, величине предметов, положения их  в пространстве;  знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

-учить детей устанавливать логические связи и закономерности;

Развивающие:

- развивать умения ориентироваться на плоскости;

-развивать умения кодировать и декодировать информацию;

-развивать мышление, память внимание, глазомер, мелкую моторику рук;

-развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

-развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью; воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

-   различать предметы по форме и называть их, упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков;

Воспитывающие:

 - воспитывать познавательный интерес, любознательность  к дидактическим играм у детей.

Для родителей:

Познакомиться с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

 

Ожидаемые результаты:

- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму , величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении   ряда   практических действий;

- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,  величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).

Технология опыта:

В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. За основу мною были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)»

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:
-игры–экспериментирования:

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.
Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале я   учила детей правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем учила ловить игрушки сачком «Рыбалка», пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно  обращать  внимание на то, что вода  может переливаться,  

журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной.
Пуская с детьми кораблики, наблюдать, как он плавает, через определенное время тонет. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет – не тонет». Когда у детей пропадает интерес к корабликам, опускайте другие предметы. Также в процессе игры можно обучать детей не только аккуратно переливать воду, но и чтобы поддерживать интерес, окрасьте воду в разные цвета. Предлагайте детям самостоятельно налить в кружки воды для кукол. На закрепление цвета играйте в «Разноцветную воду»- в баночку добавляйте несколько капель краски и наблюдайте, как окрашивается вода. В процессе игры необходимо постоянно поддерживать интерес.
Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, самому изучить свойства универсального строительного материала является песок. Любому ребенку игры с песком доставляют огромное удовольствие.
Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.
В играх предлагайте полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка задавайте вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращайте внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.
Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.

Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. В ходе своей работы я воспитывала у детей умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формировала внимание к этим свойствам.

При подборе дидактического материала я обращала внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия, предназначенные для ознакомления детей с формой и величиной, были удобны ребенку для обхвата рукой. На занятиях по сенсорному воспитанию у детей формируют обобщенные способы обследования предметов, направленные на выявление однородных признаков. Одним из таких способов является соотнесение, сличение объектов.

Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, я всякий раз исправляла допущенную ребенком ошибку. Эффективен прием, когда то или иное понятие связывают в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (любой предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный брусок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша», предмет красного цвета — «ягодка», «помидор», желтого — «цыпленок», «лимон», оранжевого — «апельсин» и т. п.).

Наиболее доступны для ребенка третьего года жизни задания на выполнение предметных действий. Так, в начале года я упражняла детей  в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, форме или цвету. Задачами обучения ставила фиксацию внимания детей на сенсорных свойствах предметов, формирование простейших приемов установления тождества и различия однородных объектов по величине, форме, цвету. Дидактическим материалом при этом служили однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветовых тонов. Ребенок одновременно оперирует с предметами двух разновидностей. В ходе обучения детям сообщала слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет. 

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др.    Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал. Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

  Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Мною были сшиты юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цветов. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.

Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»

Непременным условием является вариативность заданий. Она преследует несколько целей: использовать по мере надобности предметы разной величины, формы, цвета; поддерживать у детей интерес к занятию путем усложнения действий с объектами; формировать более совершенные и обобщенные способы ориентировки в их сенсорных свойствах.

На первых занятиях дети выполняли задания по раскладыванию
однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет
предметов должны быть одинаковыми.  В задачи обучения входило формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Материалом служили круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Дополнительно могут использоваться две полосы плотной бумаги белого цвета шириной 3 и 4,5 см.

    В начале занятия я демонстрировала пять больших и пять малых кругов, перемешанных произвольно. Объясняла, что  круги разные. Показывала сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»). Говорила, что маленькие круги он будет класть в одну сторону, а большие — в другую, на соответствующие «дорожки» (полоски бумаги). Показав детям маленький круг, спрашивала: «Где должен лежать этот круг? Куда его положить?» На широкую полоску клала большой круг. Затем прикладывала к маленькому кругу другой, такой же величины, подчеркивала, что они одинаковые. Так я раскладывала две пары кругов. При сортировке третьей пары я предлагала ребенку показать, куда надо поместить большой и маленький круги. Далее дети по очереди выходили к столу и раскладывают по одной паре кругов.   (Для того чтобы всех обеспечить достаточным количеством материала, можно использовать большие и маленькие квадраты.)

После объяснения и показа я раздавала детям индивидуальный материал: по пять больших и пять маленьких Кругов или квадратов, перемешанных произвольно.

Чтобы максимально обеспечить мыслительную активность каждого малыша, детям, сидящим рядом, предлагала разный материал: одному — круги, другому — квадраты. Тому, кто быстро справится с заданием, предоставляла возможность выполнить его еще раз, но с другими пособиями. Так, если ребенок успешно справился с группировкой кружков, давала ему квадраты, и наоборот.

На последующих занятиях учила детей группировать предметы по форме. Малыши овладевали умениями фиксировать внимание на форме объектов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме, сопоставлять по этому признаку предметы с образцом, ориентируясь на слова форма, такой, не такой, разные.

В качестве дидактического материала для этих занятий использовала круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету. Раздавала пособия подгруппам из расчета по пять кругов и пять квадратов или по пять прямоугольников и пять треугольников на каждую.

В начале занятия показывала детям пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно, объясняла, что игрушки разные. Далее начинала группировать их по форме, раскладывая круги в одну сторону, а квадраты — в другую. Привлекала к сортировке детей, спрашивая, куда положить тот или иной предмет. Далее дети по одному подходят к столу и раскладывают по две разные игрушки в соответствии с образцом.

Затем каждый ребенок получает материал для самостоятельной работы (по пять кругов и квадратов или по пять прямоугольников и треугольников).

На последующих занятиях дети размещают резко отличающиеся друг от друга по форме вкладыши в соответствующих отверстиях решеток. В ходе занятий решались следующие дидактические задачи: закреплять у детей умение группировать объекты по форме и учить их соотносить разнородные предметы по этому признаку. Дидактическим материалом служат вкладыши круглой и квадратной формы (по пять на ребенка) и решетка с соответствующими отверстиями (по пять отверстий каждой названной формы).

Объясняя задание, обращала внимание детей на то, что вкладыши разной формы — круглые и квадратные, а в решетке имеются тоже разные окна, которые следует закрывать кругами или квадратами. Затем показывала, как это нужно делать, и привлекала детей к выполнению задания (малыши подходят к его столу по одному).

Далее каждый ребенок получает решетку с комплектом вкладышей круглой и квадратной или круглой и треугольной формы. Занятие проводится один или два раза в зависимости от того, насколько успешно дети выполняют задания.

Особого внимания  требовали занятия по ознакомлению детей с цветом. Отличительное свойство цвета в том, что его нельзя обследовать во внешнем плане (рукой, жестом), как это имело место при ознакомлении с величиной, формой.

Первоначально малыши учатся раскладывать предметы на две группы. В качестве дидактических задач выступают следующие: овладение детьми умениями фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различия однородных предметов по цвету, понимать слова цвет, такой же, разные.

Материалом служат палочки восьми цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. Для подгруппы из восьми детей необходимо иметь восемьдесят палочек, по десять каждого цвета. Используются следующие цветовые сочетания: красный — синий, желтый — фиолетовый, оранжевый — зеленый, синий — белый, черный — желтый.

  В ходе занятия я демонстрировала пять палочек черного цвета и пять желтого, перемешанных произвольно. Объясняла, что палочки разного цвета. Предлагала разложить палочки одного цвета в одну сторону, другого цвета — в другую. Сначала выполняла эти действия сама, спрашивая малышей, куда положить предмет того или иного цвета. Например, показав детям желтую палочку, задавала вопросы: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда положить эту палочку?» Затем прикладывала желтую палочку к черной (вплотную), говорила, что они разные. Далее прикладывала желтый предмет к желтому, поясняла, что они одинаковые. Так раскладывала первые две пары палочек. Для сортировки третьей пары к столу выходит ребенок, показывает, куда надо положить палочку одного, а потом другого цвета, после чего задание выполняют все дети поочередно. (Для того чтобы нее были обеспечены достаточным количеством материала, используются разные цветовые сочетания предметов.)

Далее раздается детям материал для индивидуальной работы — палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях (пять штук одного цвета и пять другого). Чтобы дети не подражали друг другу, сидящим рядом дают материал разного цвета. Тому, кто быстро справился с заданием, можно предложить ещё десять палочек нового цветового сочетания. В процессе одного занятия дети могут группировать от двадцати до тридцати предметов четырех или шести цветовых тонов.

    На очередном занятии у детей закрепляла умение устанавливать тождество и различие в цвете однородных предметов. В этих целях им предлагала предметы более близких цветовых сочетаний.

В дальнейшем малышей упражняют в размещении грибков двух резко различающихся цветовых тонов в отверстиях столиков, окрашенных в соответствующие цвета.

Цель данных упражнений — закрепить умение детей группировать объекты по цвету и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материалом служат двухцветные столики с комплектами грибков. Демонстрировала столик, окрашенный в желтый и зеленый цвета. Показывает и поясняет, что одна половина столика одного цвета, а другая — иного. Затем демонстрировала грибки. Говорила, что часть грибков одинакового цвета с одной половиной столика, а остальные окрашены так же, как другая половина. Поместив желтый грибок на желтую половину, подчеркивала, что грибок «спрятался», его не видно. Объясняла, что, если желтый грибок поместить на зеленой поверхности, он виден издалека. Показывая на желтую часть столика, я спрашивала: «Где у нас грибок такого же цвета?» Подобрав один-два грибка нужного цвета, предлагала малышам всем по очереди выйти к его столу, отыскать еще по одному или по два грибка и «посадить» их. Затем он показывала, какие грибки размещены правильно, а какие — нет; предлагала детям самим показать грибки, которые хорошо «спрятались».

Далее дети выполняют задание самостоятельно. Малышам, сидящим рядом, дают материал разного цвета. Если ребенок испытывает затруднения, следует подсказать ему, что, прежде чем «посадить» грибок, можно приложить его к краю столика и посмотреть, «спрячется» он или нет.

В течение одного занятия каждый ребенок может выполнить задание два-три раза, разместив двадцать — тридцать грибков четырех — шести цветовых тонов. Задание считается выполненным в том случае, если малыш правильно соотнесет цвет грибков с цветом поверхности столика. Чтобы ребенок самостоятельно исправил допущенную ошибку, можно задать ему вопрос: «Ты правильно посадил грибочки?»

На последующих занятиях у детей закрепляла умение группировать объекты по цвету, учат соотносить разнородные предметы более близких цветовых тонов (желтого и оранжевого, синего и фиолетового и др.).

В дальнейшем детей учила размещать грибки с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из четырех. Дидактическими задачами ставила воспитание умения выбирать объекты двух заданных цветовых тонов из четырех возможных, закрепление умения соотносить разнородные объекты по цвету. Материалом для занятий служат четырехцветные столики с грибками (двухцветные столики составляют по два продольными сторонами), двадцать грибков четырех цветов (перемешиваются произвольно).

Для выполнения задания дети объединяются по двое. Предлагала каждому ребенку «посадить» грибки двух цветов. Нужно предоставить детям возможность три-четыре раза выполнить задание с разными сочетаниями цвета. Так, составив столики красного и синего, желтого и зеленого цветов, предлагала малышу разместить красные и синие грибки, затем, повернув столик на 90°, давала задание отобрать и «посадить» красные и зеленые грибки. После очередного поворота столика еще на 90° ребенок действует с пособиями желтого и зеленого цветов, и, наконец, последний поворот дает возможность упражнять малыша в группировке и соотнесении предметов желтого и синего цветов.

В процессе занятия особое внимание обращала на то, каким способом дети выполняют задание. Некоторые малыши берут по одному предмету в том порядке, в каком они предложены, и размещают в соответствии с их цветовой характеристикой. Этот способ наиболее сложен и вместе с тем перспективен, так как при этом ребенок производит многочисленные сравнения, сопоставления объектов между собой. Другие дети отбирают все грибки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, а затем эту же операцию производят с предметами другого цвета.

Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех объектов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибка с цветом столика. Я следила, чтобы, пользуясь общим материалом, дети не мешали друг другу, самостоятельно выполняли задание и не подавляли инициативу друг друга.

Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществлялось в процессе обучения рисованию красками. Малыши рисуют «огоньки ночью», «листочки деревьев» и т. п. На этих занятиях дидактической задачей является дальнейшее формирование у ребенка отношения к цвету, как к важнейшему свойству предметов. Детей подводят к самостоятельному выбору цвета (из четырех предложенных), обучают технике нанесения мазка способом примакивания (особый акцент при этом делается на моменте прикладывания и отрыва кисти).

При рисовании «огоньков ночью» материалом служат листы черной бумаги размером 21 X 30 см (альбомный лист), беличьи или колонковые кисти № 8—12, краска гуашь: красная, желтая, синяя, зеленая (ставится в розетке для каждого ребенка).

Напоминала детям, что вечером в окнах домов зажигаются огни. Затем показывала лист черной бумаги и наносила на него последовательно по два мазка синей, зеленой, красной и желтой краской. При этом поясняла: «Такого цвета (синего) огоньки плохо видны ночью, такого (зеленого) тоже плохо видны, такого (красного) тоже не очень хорошо видны, а вот такого (желтого) видны лучше всего». Затем  раздавала детям краски четырех цветов и предлагала указать, какого цвета огоньки должны быть видны лучше всего.

После того как все дети отыщут краску нужного цвета, давала каждому ребенку поочередно кисть и его рукой наносит несколько мазков на своем листе, акцентируя внимание малыша на моменте прикладывания и отрыва кисти. Затем ребенок наносит два-три мазка самостоятельно на моем листе, после чего рисует уже на своем листе. Я следила за тем, чтобы малыш рисовал «огоньки» по всему листу бумаги, не накладывая один мазок на другой. После того как ребенок нарисует достаточное количество «огоньков», он сразу забирает кисть и работу.

Технике нанесения мазка обучала каждого воспитанника отдельно. Сначала задание выполняет полностью один ребенок, затем занималась с другим.

Интересным типом заданий являются также задания на изображение различных предметов с помощью мозаики. Элементами красной мозаики дети обозначают «флажки», «грибочки», зеленой — «елочки», белой — «курочек», «гусей» и пр.

В повседневной жизни я старалась фиксировать внимание воспитанников на таких сенсорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое. Практическим путем они познакомились и со свойствами снега (воды).

Я обращала внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве. (Игрушки небольшого размера размещали в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п.). Интересным и доступным для маленьких детей оказывается и ознакомление с теми свойствами предметов, которые существуют не сами по себе, а как важные признаки каких-то состояний. Ребенку понятно объяснение, что красная ягода земляники — созревшая, а зеленую рвать и есть нельзя; маленькому огурчику надо дать еще подрасти и пр.

Практически значимыми оказываются и такие сенсорные свойства предметов, как их твердость, мягкость, хрупкость, пластичность. Заворачивая куклу в мягкую ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь, она плохо прилегает к предметам.  Я не требовала обязательно от детей словесных объяснений, комментариев по поводу тех или иных сенсорных качеств. Важным является предоставление детям разнообразных игрушек, предметов с самыми различными сенсорными качествами и свойствами для накопления впечатлений, организации их практической деятельности.

Таким же образом создавала условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливали сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки.

Накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни имеет большое значение. На основе этого опыта, с одной стороны, происходит упорядочение знаний на занятиях. С другой — во вне-учебное, время у ребенка закрепляются те знания и умения, которые были сформированы на занятиях.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Включение заданий, направленных на развитие чувственных представлений, в различные виды деятельности (предметную, изобразительную, элементарную продуктивную) позволило с наибольшей полнотой и глубиной сформировать у ребенка восприятие окружающей действительности. По итогам мониторинга, результаты оказались следующими:

В процессе самостоятельной деятельности дети стали осуществлять действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыши соотносят между собой детали одежды куклы (сарафана, кофточки и пр.), в значительной мере ориентируясь на их цвет. Дети познакомились с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной конструктивной. Например, действуя со строительным материалом, малыши овладевали умением учитывать форму и величину предметов; играя с кубами-вкладышами, они закрепили умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств  предметов обусловил  практический результат. Так, если ребенок правильно учел величину кубов, они все войдут один в другой.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них сформировались следующие  умения и навыки: дети успешно научились  выделять и учитывать цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей; соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.); активно использовать «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.); отбирать предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичи» или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды); начали активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета.

В результате проделанной работы была выполнена основная задача ознакомления детей со свойствами предметов – это  накопление представлений о цвете, форме и величине предметов, то есть была подготовлена почва для последующего усвоения эталонов.

Вывод:

Развивающая предметно – пространственная среда моей группы позволяет совершенствовать и развивать сенсорные представления детей. В образовательном пространстве моей группы я выделила несколько центров активности, в которых дети совершенствуют представления о сенсорных эталонах. Играют в дидактические игры, экспериментируют с различными материалами: это центр экспериментирования «Познавайка», центр сенсорного развития. Как все виды деятельности, в дошкольном возрасте, сенсорные представления формируются в игре.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное представление  о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры

Таким образом, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.

Список использованной литературы

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста  М.: Медицина, 1977.
  2. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников  Мн.: БрГУ, 2007.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1997
  5. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада  М.: Просвещение, 1988.
  6. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения  М.: Просвещение, 1972.
  7. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» М.: Просвещение, 1995.
  8. Маханева М. Д., С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  9. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010
  10. Янушко  Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» Синтез 2009 г.
  11. http://www.bestreferat.ru/referat-397911.html
  12. http://www.maam.ru/detskijsad/kak-polzovatsja-redaktorom-v-blogah.html
  13. http://tmndetsady.ru/konkursyi-na-sayte/konkurs-metodicheskih-rabot-interaktivnyie-        formyi-sotrudnichestva-s-roditelyami/news2484.html
  14. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/04/07/tema-skazka-ln-tolstogo-tri-medvedya-0


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Сенсорное развитие ребенка младшего возраста, как основа его познавательного развития.

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ...

Опыт работы "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры"

Описание опыта работы по теме: "Сенсорное развитие детей посредством дидактической игры". Актуальность, проблема, цели и задачи, система педагогической деятельности, Индивидуальная работа, использован...

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста»....

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

опыт работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры "

Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

Опыт работы Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе организации дидактических игр

На этапе раннего и дошкольного возраста ведущим видом деятельности детей является - игра, то соответственно большое место в сенсорном развитии детей раннего возраста  занимает дидактическая игра....