опыт работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры "
методическая разработка (младшая группа)

Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное  учреждение

«Центр образования № 4»

Структурное  подразделение № 2

Опыт работы:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством

дидактической игры»

Воспитатель:

 Чугунова Наталия Александровна

                                        Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на

 мыслящего, но и ощущающего человека"                                                  

    Б. Г. Ананьев.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие, направленное на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т. д. – важнейшая составляющая развития общей культуры личности ребенка. Особенно важное значение оно приобретает в самые ранние ступени в развитии ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е.И. Удальцевой, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, Е.И. Радиной и др. Однако, как отмечалось А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, игры использовались без достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности, что значительно снижало общую эффективность сенсорного развития детей.

М. Монтессори предложила систему «сенсорной гимнастики»,  главная цель в ней учить различать детей цвета и оттенки, формы и величины, различать разные звуки (как гудит шмель, пищит комар, тикают часы, шуршат листья). А.П.Усова и К.П.Сакулина создали систему сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является

залогом успешного осуществления разных видов деятельности,

формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

 Одним из эффективных средств сенсорного развития детей раннего возраста является использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, величины и др.). Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Актуальность

исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, что самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека.

Проблема

Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины. Проблеме сенсорного развития детей во все времена придавалось большое значение, и занималось ей множество педагогов и психологов.

Проблема развития сенсорных способностей детей раннего возраста представляет большой интерес, так как сенсорное развитие дошкольника является основой для развития мышления, восприятия. Но наблюдается недостаток литературы, методических разработок по данному вопросу, а главное нет четкой явной системы в работе по сенсорному развитию. Также не достаточно по этому вопросу подготовлены родители, что является существенной проблемой в закреплении навыков малышей.

Таким образом, проблема сенсорного развития детей раннего  возраста является актуальной и в настоящее время, и является одной из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Цели и задачи

Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Цель: - формирование сенсорных способностей у детей посредством дидактических игр.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

  • создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
  • использовать элементы сенсорного развития во все виды деятельности;
  • формировать сенсорные эталоны, умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
  • развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
  • развивать аналитическое восприятие (воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
  • взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;
  • реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей.

Система педагогической работы

В 2014 году я начала работу  по «Сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактической игры», создала для детей теплую и уютную атмосферу. Старалась каждый день ребенка в детском саду наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.

Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых воспитание сенсорное развитие детей будет происходить наиболее успешно. 

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности,  сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей раннего возраста. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Изучив теоретические основы проблемы сенсорного развития у детей раннего возраста, свою работу начала с диагностики. В процессе диагностирования мною были подобраны методики для выявления уровня сенсорного развития детей раннего возраста (Диагностика по методике Л. Венгера «Проверяем сенсорные способности»), которая устанавливается на основе изучения восприятия формы; изучения восприятия цвета; изучения умения ориентироваться в величине предметов; изучения особенностей осязательного восприятия предметов. Были проведены с детьми игровые тренинги, наблюдения, дидактические и развивающие игры и упражнения по выявлению уровня знаний сенсорики.

Работая над проблемой сенсорного развития детей через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Работа по сенсорному развитию должна вестись совместно с семьей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это и педагоги и родители. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей.

Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием сенсорика. Имеют представление об этом понятии, выделяют свойства и качества сенсорного восприятия. Также результаты  анкетирования  дали  возможность  выявить настроенность, степень  заинтересованности в сотрудничестве   и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Работа с семьей в области сенсорного развития детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.  Исходя из данных

анкетирования и собеседований с родителями, был составлен перспективный план  мероприятий с родителями.

Наличие диагностики, позволило  мне взяться  за последовательную, поэтапную  работу  с  детьми  раннего возраста.

Этапы  - длительность работы над опытом

- этап констатирующий. На этом этапе была проведена первичная диагностика сенсорного развития детей,

- этап формирующий. На этом этапе проводилась образовательная деятельность, направленная на сенсорное развитие детей младшего дошкольного  возраста средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.

- этап контрольный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика развития детей, проведен анализ полученных результатов.

Свою работу я начала с создания предметно - развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:

- индивидуальные социально- психологические особенности детей;

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;

- возрастные особенности.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

И конечно было оформлено большое количество дидактических игр для решения задач сенсорного развития в соответствии с требованиями « Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. 

Сенсорное развитие посредством дидактических игр представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Поэтому, свою работу по сенсорному воспитанию и развитию детей я начала, прежде всего, с составления перспективного - тематического  плана

В этот план кроме специальных занятий, я  включила отобранные мною заранее дидактические игры, а также задачи по сенсорному развитию  я включила в занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим, занятия продуктивной деятельностью, математикой.

Конечно тут же я столкнулась с проблемой недостатка учебного времени. Нужно было соблюсти баланс со всеми видами детской деятельности, чтобы не получилось так, что результат будет, достигнут за счет излишней нагрузки на ребенка, что недопустимо. Поэтому старалась большое количество дидактических игр планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально- дифференцированный подход. Часть дидактических игр я проводила на участке во время прогулки. Очень удачно эта работа вписалась в занятия по изобразительной деятельности.  Считаю, что эта продуманная мною работа не нарушила целостности педагогического процесса, и я достигла поставленных мною задач не за счет других видов деятельности.

Особый такт нужно было проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно было помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Нужно было заинтересовывать и вызывать желание малышей поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради решения задач сенсорного воспитания отрывать ребенка от интересных для него дел, надо постараться эти задачи органично включить в игру ребенка.

Чтобы спланированная работа была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр.

Я использовала следующие методы и приёмы:

- Словесные (беседа, объяснения, указания, вопросы, напоминания, использование художественного слова- стихов, загадок, считалок, песенок…)

- Наглядные ( использование дидактического материала, картин, картинок, игрушек, вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой , величиной, показ образца, показ способа действия…)

- Практические (действия ребенка с предметами, обследование предметов с использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей….).

- Игровые (игровые поручения, дидактические игры-занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера).

Особое значение для успешного решения поставленных задач, имеет правильная организация дидактической игры педагогом.

Организация дидактических игр осуществлялась мной в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку  к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место можно отвести и в групповой комнате и на участке детского сада;

- определение количества играющих ( вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, карточки, картинки, природный материал);

- подготовка самого воспитателя к игре: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, способы руководства игрой;

- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие. Доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, ведущего, болельщика… Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры- это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об

эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание, дисциплинированность.

В конце игры я всегда спрашивала у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз будем играть в новую игру, она тоже будет интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого момента.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности. Например: воспитатель вносит коробку  на которой нарисованы овощи, рассматривает её с детьми, а затем говорит: « Догадайтесь, дети, что в этой коробке».

Интерес к игре вызывается использованием художественного слова: загадок, стихов, считалок, песенок, потешек, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно.

Известные игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что - то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Для чувственного познания окружающего мира, воспитатель должен подбирать такой материал, который все дети могли бы обследовать и активно

с ним действовать.

Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. Педагог широко открывает от удивления глаза, дети подражают ему, у воспитателя грустное лицо- и у всех детей на лицах мгновенно появляется грусть.

При объяснении правил игры воспитатель должен обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Подводя итоги игры с детьми раннего возраста воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки…

Необходимо у маленьких детей создавать интерес к новым играм: сегодня мы хорошо играли в «чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки. И мы будем их отгадывать.

Интерес к игре усиливается, если воспитатель дает возможность поиграть теми игрушками, которые использовались в дидактической игре.

Исходя из всего перечисленного, мы можем сделать вывод: игра не терпит принуждения и скуки. Только когда ребенок с большим интересом и желанием будет выполнять игровые действия, решать дидактическую задачу, он достигнет хороших результатов в развитии сенсорных способностей, а также при умелом руководстве педагога будет развиваться умственно, физически, эстетически, нравственно.

Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- насыщении этой деятельности интересным и эмоционально- значимым

для детей содержанием;

- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности;

- наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

- совместного участия в данном процессе детей и взрослых ( педагогов и родителей).

Следовательно, ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в том, что знакомя ребенка с сенсорными эталонами через дидактические игры, мы способствуем его всестороннему развитию.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Я как педагог одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов (найди лишнее, поставь матрешку на красный кубик, …). Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Я забочусь об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Например, при нанизывании шариков двух цветов на веревочку, добавить еще цвета.

С помощью игр – занятий я не только передаю детям определенные знания, но и формирую представления, учу детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы

затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. С помощью дидактических игр приучаю детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:

1.  Игры для сенсорного развития:

  • Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
  • Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
  • Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

Дидактическая игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей.

Большинство используемых в работе дидактических игр, были взяты из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».

Например:

 Дидактическая игра « Воздушные шары»

Дидактическая задача: способствовать формированию у детей цветовых представлений, побуждать детей соотносить цвета разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное ознакомление детей с с 4 цветами спектра (задача запомнить названия перед детьми не ставится).

Дидактическая игра « Геометрическое лото».

Дидактическая задача: Побуждать детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу (задача запомнить названия геометрических фигур перед детьми не ставится).

Дидактическая игра « Что там?».

Дидактическая задача: способствовать закреплению умения устанавливать соотношение трех предметов по величине, использовать это умение при выполнения действий с предметами ( составление матрешки).

Дидактическая игра « Соберем овощи».

Дидактическая задача: Совершенствовать восприятие формы предметов; упражнять детей узнавать, различать и называть знакомые овощи в цветном и контурном изображении.

В своей практике я использовала много занятий, которые полностью состояли из дидактических игр.

 Ожидаемым результатом своей работы я вижу ребенка, который умеет:

  • выделять ряд свойств и качеств и называть их:
  • величина (большой, маленький.)
  • форма (круг, квадрат, треугольник)
  • вес ( легкий ,тяжелый)
  • группировать предметы по величине, форме, цвету
  • сравнивать два контрастных по величине предмета, используя прием наложения и приложения
  • различать геометрические фигуры, используя зрение, осязание
  • собирать целое из 4 частей
  • в дидактических играх выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Результативность дидактических игр обеспечиваются специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения дидактических игр:

Учет специфики овладения детьми сенсорных эталонов:

  • Формирование подготовленного интереса через приемы работы, активизирующие деятельность ребенка.
  • Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности
  • В целях получения максимального педагогического эффекта, дидактические игры организуются при условии положительного
  • эмоционального отношения у ребенка. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Вывод

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

 Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей  раннего возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Список используемой литературы:

  1. Н.Е. Веракса, М.А Васильева, Т.С. Комарова «От рождения до школы».- « Программа воспитания и обучения в детском саду»: Москва, Мозаика- синтез, 2011г.
  2. Л.А. Венгер.- « «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»: Москва, Просвещение, 1989г.
  3. Л.А. Венгер.- «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»: Москва, Просвещение,1978г.
  4. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесова.- «Сенсорное воспитание в детском саду», Москва, Просвещение,1981г.
  5. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 - е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
  6. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО « Учебная литература», 1996.
  7. Метлина Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей»
  8. Каралашвили  Е.А. ,  Антоненкова   О.В. , Малахова Н.Е . «Организация  сенсорного уголка в группе детского сада «,Справочник старшего воспитателя, № 5 - 2008г.
  9. Э.Г. Пилюгина.- «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста».- Москва, Просвещение, 1983г.
  10. М.А. Васильева.- « Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»: Москва, Просвещение, 1986г.
  11. Сорокина М.Г.Система М.Монтессори . Теория и практика. Учеб пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.- М., Издательский центр

12. http://doshkolnik.ru/pedagogika/8196-sens-razvitie.html

13. http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/116405

14. http://iamtiptop.ru/p/iam_16228.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ» (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)

ОТЧЕТ по проекту «КРАСКИ РАДУГИ»  (сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования дидактической игры)...

Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоп...

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр"

Проект"Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр"...

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр «Мы познаём мир»

Проект : Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам   дидактических игр «Мы познаём мир»...

Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении де...