Программа профессионального саморазвития педагога «Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».
материал по развитию речи (младшая группа)

Марина Ивановна Орехова

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

          Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

        Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. И так, дидактические игры - это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2022-23.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Нарышкинский детский сад «Солнышко».

Программа

профессионального саморазвития педагога

«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

на 2022-2023г.

Разработала:

Орехова М.И., воспитатель

высшей квалификационной категории.

с.Нарышкино, 2022 год.

Введение.

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

        Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

        Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. И так, дидактические игры - это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

        

Цель – Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по формированию речевого развития у детей раннего возраста.

Задачи:

1.Развивать у детей раннего возраста связную речь по средством дидактических игр.

2. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию.

3.Разработать и изготовить дидактические игры и пособия на развитие связной речи, оформить картотеку игр и пособий.

4.Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи и изготовлению дидактических игр и пособий.

Ожидаемые результаты:  

 1. Умение детей самостоятельно играть в игры.

2. Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.

3. Умение детей обратиться за помощью к взрослым.

4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

Источники самообразования:

-Изучение методической литературы, журналов, информации в сети интернет.

-Проводить семинары, мастер-классы.

-Участвовать в конкурсах.

-Проходить курсы повышения квалификации.

-Проводить и посещать открытые занятия.

План мероприятий по реализации программы

№ п/п

       Мероприятия

Цель

Сроки

Этап самопознания

1

Проведение диагностики

уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности

Л.Н. Бережкова

(Приложение 1)

Проанализировать

уровень саморазвития

2022 год

2

Изучение методической литературы по речевому развитию

Изучить направление работы по проблеме

Речевого развития

2022 год

(Приложение 2)

Создание нормативно-правовой базы для работы по речевому развитию.

Изучение опыта работы воспитателей через сеть интернет.

Повышение собственной профессиональной компетенции по проблеме

Этап реализации

3

Подобрать формы и методы работы, с детьми и родителями, соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

(Приложение 4)

Обеспечение необходимых условий для реализации программы Повышение качества воспитательно-образовательного процесса

4

Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности, современных педагогических технологий. Проводить работу с воспитанниками и их  родителями. Как правильно организовать дидактические игры  дома.

Развивать творческий потенциал воспитанников и создать необходимые условия для речевого развития.

Повышение качества образования посредством эффективного взаимодействия с семьёй.

5

Участвовать во всех профессиональных конкурсах на региональном, федеральном уровнях.

Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и Районного МО воспитателей детских садов.

Организовывать мастер-классы, семинары-практикумы.

Повышение собственной профессиональной компетенции, профессионального уровня. Выступать с научными докладами о достижениях педагогической науки, передового педагогического опыта.

2022 год

Этап самоконтроля

6

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

Видеть личностные недостатки и уметь организовать себя на их устранение, систематически заниматься самовоспитанием.

2022 год

7

Проводить психолого-педагогическую диагностику

Фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения. Выявление трудностей в профессиональной деятельности.

2023 год

Список литературы:

1.«От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

 2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М.Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А.Барто   «Сборник стихов».

7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».

http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html

Приложение 2.

План работы с воспитанниками.

Вторая группа раннего возраста.

Месяц

Тема

Литература, автор

Сентябрь

Диагностика детей по развитию речи.

Октябрь

  1. Игры-занятия в адаптационный период.

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов;

развивать понимание речи: учить детей понимать

смысл целых предложений; развивать активную речь.

Д/И «Что как плавает?» 

 Д/И «Постираем кукле платье» 

Заучивание пальчиковой игры “Замок”

Ноябрь

Занятия с сюжетными игрушками.

Занятие с куклой.

«Кукла Катя поёт и пляшет».

Д/и «Волшебный мешочек» (мячики) 

Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». 

Д/И «Спрячем мышку».

Заучивание пальчиковой игры “Капуста”

Декабрь

Игровая ситуация «Что нам заинька принёс?»

Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли».

Д/И «Разноцветная посуда».

Д/И «Подбери заплатку к одежде». 

Разучивание и проговаривание потешек.

Январь

Д/И «Подбери колеса к машине».

Д/И «Подбери пару варежек».

Д/И «Ловись рыбка».

Д/И «Достань шарик» (игры с водой)

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Февраль

Заучивание пальчиковой игры “Как живешь”.

Д/и : «Спрячь мышку от кошки».

Д/и «Угадай животное».

Беседа по картинкам.

Март

Развлечение “Путешествие по сказкам”

Д/и «Воздушные шарики».

Д/и «Курочка и цыплята».

Апрель

Май

Д/и «Найди цветок для бабочки».

Д/и «Большие и маленькие».

Игра на отчётливое произношение «Что в коробочке лежит»

Д/и «Собери картинку»

Диагностика.

 Приложение№3

План работы с родителями.

Вторая группа раннего возраста.

Месяц

Тема

Октябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Беседа с родителями на тему: «Как играть с ребенком».

Родительское собрание: «Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возраста»

Консультация: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Консультация для родителей:

«Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста».

Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья».

Декабрь

Консультация для родителей:

«Использование дидактических игр в жизни детей». 

Ситуативный разговор: «Всегда ли правильно звучит ваша речь, взрослые?»

Фотовыставка «Юные артисты».

Январь

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Консультация для родителей:

 «Речевое развитие детей раннего возраста»

Конкурс среди родителей на изготовление лучшего костюма или атрибутов к сказке «Теремок».

Февраль

Консультация для родителей :  «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 23 февраля

Конкурс среди родителей :«Лучшая дидактическая игра своими руками».

Март

Консультации для родителей «Как говорят наши дети»,

 «Роль игры в развитии речи ребенка».

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 8 марту.

Апрель

Май

Консультация для родителей:

 «Роль игры в жизни ребенка».

Оформление папки - передвижки на тему:  «Устное народное творчество. Потешки»

Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка».

Консультация «Дидактические игры –что это такое  ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр"

Проект"Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр"...

Проект Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр «Мы познаём мир»

Проект : Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам   дидактических игр «Мы познаём мир»...

опыт работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры "

Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

Программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через ИКТ»

Программа профессионального  саморазвития педагогаТема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через ИКТ»...

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности, посредством развития моторики

Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития (воспитание звуковой культуры речи)  детей раннего возраста (2-3 года)  в игровой деятельности, посредством развития ...