Главные вкладки

    Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
    консультация (подготовительная группа)

    Рабынина Валентина Васильевна

    Одной из наиболее важных задач  воспитателя и родителей - развить у ребёнка интерес  к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Валентина Рабынина

    «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация для родителей.

    Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

    Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

    Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Из чего складывается логическое мышление?

    Логические мышление складывается из приемов умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Эти действия называют логическими приемами мышления.

    Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

    Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

    За два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника.  

    Роль дидактической игры в процессе

    математического развития детей дошкольного возраста.

    Дети любят игры, хорошо знакомые и с удовольствием играют в них. Какое же значение имеет игра?

    В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

    В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

    Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

    Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

    При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

    - счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

    - предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

    - узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

    - доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

    - основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

    - сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;

    Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

    Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

    Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

    И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

    Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    Таким образом, в игровой форме прививая ребенку знания из области математики, вы научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

    Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр

    В статье раскрыт опыт работы  по развитию математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр, представлены игры, раскрыто понятие математическая способнос...

    Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"

    Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к ком...

    Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"

    Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму ...

    Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

    Проект по использованию мультимедийных технологий в развитии математических способностей у детей старшего дошкольного возраста "Шаги к математике".

    Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребн...