Проект по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста "Увлекательная математика"
методическая разработка по математике на тему

Проект по развитию  математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematike.odt27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования    городского округа Королёв Московской области "Школа искусств"

                                  Проект

                                                                           

 по развитию математических способностей                        у  детей старшего дошкольного возраста

          «Увлекательная математика»

       

                      Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

                            Срок реализации: 1 год

           Автор-составитель:

           Грек Ольга Александровна,

            Педагог дополнительного образования

                                        г. Королёв М.О.  

                                              2016 год

Содержание проекта

Тип проекта_______________________________________3

Срок реализации проекта____________________________3

Участники проекта_________________________________3

Проблема, решаемая при реализации проекта___________3

Актуализация темы проекта__________________________3

Цель проекта______________________________________4

Задачи проекта_____________________________________5

Применяемые методы_______________________________5

База проекта_______________________________________6

Условия реализации проекта_________________________6

Этапы организации проекта__________________________7

Критерии оценки предполагаемых  результатов________ 13

Предполагаемый результат__________________________15

Список литературы________________________________16

Тип проекта:

Познавательный, творческий, игровой

Срок реализации проекта:

2016-2017г.

Участники проекта: 

Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), педагоги, родители.

Проблема, решаемая при реализации проекта:

Развитие логико-математических способностей у дошкольников через интеллектуально познавательную деятельность.

 Актуализация темы                              

В настоящее время с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования одной из методических проблем дошкольной педагогики является проблема формирования и развития математических способностей. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования  предъявляют  ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.

Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают её не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом мыслительной деятельности, т.е. с развитием математического мышления детей.

В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим возникает проблема : как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему  проекта. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, напрашивается вывод, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.

Цель проекта:

Развитие логико-математических способностей у дошкольников через интеллектуально познавательную деятельность.

Задачи проекта:

- Содействовать развитию наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка);
-  Развивать внимание, память, расширять сенсорный опыт;
-Пробуждать интерес и любознательность к познанию, вводит   в активную речь элементарные математические термины;
- Способствовать формированию умения  самостоятельно решать простейшие задачи в процессе  обучения (выбор  способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания в решении других задач);
- Воспитывать трудолюбие, терпение, доброжелательные отношения со сверстниками во время  занятий.
 

Применяемые методы :

-Словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).
-Наблюдения (зарисовки, записи).
-Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями). 
-Практическая работа (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи).
-Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
-Обучения успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).
-Игровой .
-Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности).

База проекта:

-Телевизор

-Музыкальный центр

-DVD-плеер

-Компьютер

-Интерактивная доска

-Мультимедийный проектор

Обучающие настольно-печатные игры по математике

Геометрические мозаики и головоломки

Занимательные книги по математике

Настольные дидактические игры для развития математических способностей

Кубики Дьеныша

Логические игры

Магнитно- маркерная доска

Условия реализации проекта:

-Информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;

-Участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);

-Проведение бесед

-Создание игровых ситуаций;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-Проведение интеллектуальных игр;

-Проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН.

Условия инновационной работы:

-Создать  образовательную среду, обеспечивающую снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,

-Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

-Уделять  развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.

-При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-Предоставить детям возможность выбора

 -Ориентирование процесса обучения  на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

-Обеспечение   преемственных связей  между всеми ступенями обучения.

Кадровое обеспечение проекта:

Руководитель структурного подразделения – создание  условий для организации и проведения мероприятий;

Завуч объединения- обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;

Музыкальный руководитель – помощь  в проведение развлечений;

Педагог– реализация проекта;

Зам.зав. по хоз. части - материально-техническое обеспечение

Этапы организации проекта

I блок: Работа с детьми

II блок: Работа с родителями

III блок:  Самостоятельная деятельность

IV блок: Работа с педагогами

Задачи

Способы реализации

Срок

1

2

3

I блок: работа с детьми

Определить уровень  математических способностей детей

 Проведение диагностики

сентябрь

Формировать общие представления о действии сложения как объединении частей в единое целое, об отношении и зависимости части от целого; закрепить представление о равенстве и неравенстве; учить самостоятельно выбирать способ (прием) сопоставления групп предметов. Закрепить навыки количественного счета в пределах 10; учить считать в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и независимо от формы расположения предметов.

Проведение математического мероприятия «Веселый счет»

октябрь

Закрепить представление о взаимном расположении предметов в ряду; учить пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно- временные отношения: перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше, определять последовательность всех дней недели. Уточить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.

Проведение математической викторины.

ноябрь

Сформировать представление о числе 10; его образовании, составе. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов. Учить пользоваться знаками больше и меньше. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить понимать поставленную задачу и решать её. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Открытое занятие

декабрь

январь

Учить решать логические задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей. Учить уметь продолжать заданную закономерность. Закрепить умение сравнивать числа, уравнивать множества, учить самостоятельно выбирать способ доказательств, что одно множество больше другого. Закреплять навык количественного счета до 20. Учить решать примеры, используя числа второго десятка, находить ответ из ряда чисел. Продолжать учить измерять высоту предметов с помощью линейки, записывать результаты измерения.

Проведение математической викторины « Путешествие по стране знаний»

февраль

Закрепить знания об отношении целого и его частей, представление о делении целого на четыре равные части; познакомить с делением на восемь равных частей, с понятиями «одна четвертая часть», «одна восьмая часть»; упражнять в делении листа бумаги развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей; закреплять знания о геометрических фигурах; формировать способность к анализу и синтезу; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей; формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Математический КВН внутри группы»

Математический КВН между группами

Март

Апрель

Закрепить знания числового ряда чисел (последующего и предыдущего) в пределах 20;

Учить решать интеллектуальные математические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; Воспитывать умение работать коллективе; Формировать навыки самоконтроля и самооценки

1.Открытое занятие «Я иду в школу»

май

Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения;

Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам.

Развивать гибкость  и оригинальность мышления.

Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Рассели соседей» «Исключи лишнее», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «  многоугольники», «Две клетки»,  «Совмещение», «Альпинисты» «Путаница» и т.д

В течение года

Закрепление и расширение  знаний и умений детей

Применение  интеллектуальных игр  во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность

В течение года

 Развивать активность детей

 Применение  игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура

В течение всего года

II блок: работа с родителями

1. Выявить запросы родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1. Провести анкетирование  родителей по организации работы по развитию математических способностей детей

Сентябрь

1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми

Оформить стенд  на тему: «Увлекательная математика»

октябрь

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя   умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

 Проведение математической викторины

ноябрь

 Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде

Проведение  математического  КВНа

март

Показать достижения детей в области  математики

Провести открытое занятие

май

Расширить  родительский  опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников.

1. Консультации и беседы с родителями на тему:  «Развитие математических способностей детей»

В течение года

Ознакомить родителей  с методиками обучения детей и подготовке их учебной деятельности.

 1.Провести беседу для родителей выпускников

 

май

Дать информацию по использованию развивающих  игр.

Беседа на тему: «Играем в развивающие  игры»

октябрь

III блок Самостоятельная деятельность

Получение   и применение полученных знаний

Проигрывание различных  игровых ситуаций.

В течение года

Стимулировать активность детей

Дидактические игры

В течение года

Расширить кругозор,  Повышение умственной активности детей

Рассматривание книг, развивающих мультфильмов, картин.

В течение года

Закрепление  и применение полученных знаний

Работа в рабочих тетрадях по математике.

В течение года

IV блок Работа с педагогами

Повышать взаимодействие среди педагогов.

Выступить на педагогическом совете с сообщением на тему: «Разноуровневое обучение – комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества»

март

Критерии оценки предполагаемых результатов:

   высокий уровень: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;  определение  на сколько одно число больше или меньше другого;

использование  числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;  наряду с квадратом, кругом, треугольником, овалом узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, конус  уметь  по заданному образцу конструировать более сложные формы из простых ; уметь  практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.) могут продолжать заданную закономерность, найти нарушение закономерности ; знать   представления о времени: его текучести, периодичности, необходимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

средний уровень: счет  в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке; сравнение  группы предметов, содержащие до 8 предметов, на основе составления пар, определение, каких предметов больше, меньше, поровну; узнавать цифры в пределах 10; узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность: определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз) показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

 низкий уровень: счет  в пределах 5 в прямом порядке;  знание цифры в пределах 5; сравнение  2 предметов  по длине, ширине, высоте;  знание квадрата, круга, треугольника, шара, куба;  название  частей суток, и  их последовательность,  различать правую и левую руки;  нахождение  много предметов и один предмет (по картинкам); сравнение  группы предметов, содержащие до 5 предметов,  на основе составления пар; выражение словами каких предметов больше, меньше, поровну; знакомы с тематическими играми, стихами, загадками, сказками.

Результаты реализации проекта будут представлены в виде презентации на заседании методического совета.

Обучение математике дошкольников немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль  математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

                            Список литературы

1.Безруких, М.М. Ступеньки к школе. Азбука счета. [Учебное пособие] / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.

2.Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999

3. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников. [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П. Новикова. – М., Просвещение.

4. Кочурова, Е.Э. Готов ли ваш ребенок к изучению математики? [Учебное пособие] / Е.Э. Кочурова.

5.Корепанова, М.В. Моя математика для детей младшего и среднего дошкольного возраста.  /М.В. Корепанова, С.А. Козлов.

  Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-2005

6.Моро, М.И. Для тех, кто любит математику. [Текст] /М.И. Моро, С.И. Волкова. – М., Просвещение.

7.Синицына Е. Логические игры и задачи-М.,2000

8.Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей. [Текст] /Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов.

9.Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание-2001

10.Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2001

11.Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. [Текст] / Н.И. Чуприкова.

12. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр

В статье раскрыт опыт работы  по развитию математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр, представлены игры, раскрыто понятие математическая способнос...

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к ком...

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму ...

Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...