Главные вкладки

    Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Сибогатова Наталья Анатольевна

    Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Опыт работы Сибогатовой Н. А. -     воспитателя  ГБОУ  Школа  №2083

                                                                     Детский сад «Семицветик»

    В наше время, в век «компьютеров» математика

    в той или иной мере нужна огромному числу

     людей различных профессий.

    Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы. D:\Документы\Мои рисунки\дети\0.png

    Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

     Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок  творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

    Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка. Цель  работы: содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников. D:\Документы\Мои рисунки\дети\1.gif

    Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи,

    1.Развивать у детей интерес к математике.

    2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.

    Решению данных задач способствовали следующие методы:

    1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.D:\Документы\Мои рисунки\дети\1schoolgirl9-med.jpg

    2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

    Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

    Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.

    В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами,  использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

    • «Выложи цифру из палочек»;
    • «Собери цифру правильно»;
    •  «Слепи из пластилина»;
    • «На что похожа цифра?»;
    • «Назови предметы, напоминающие цифру».

    А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

    Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:D:\Документы\Мои рисунки\дети\2493c93ea6d465a3686a3ecc53761162.jpg

    • Стихи,
    • Задачи,
    • Загадки,
    • Сказки,
    • Скороговорки,
    • Считалки,
    • Физкультминутки.

    Стихи о цифре 3:

    1. «Погляди на цифру 3,словно ласточка – смотри».

    2. «Тройка – не двойка,

    Она положительна,

    Но это не «хорошо»,

    А «удовлетворительно».

    Физминутка:

    1.Малыши, малыши – дружные ребятки

    Малыши, малыши – вышли на зарядку.

    Раз. Два, три! Раз, два, три!

    Ноги поднимайте!

    Раз, два, три! Раз, два, три!

    Весело шагайте.

    Загадывание загадок:

    1.Треугольная доска

    А на ней  три волоска,

    Волос тонкий, голос звонкий (балалайка).

    Возле леса на опушке,

    2.Трое их живет в избушке,

    Там три стула и три кружки,

    Угадайте без подсказки.

    Кто герои этой сказки? (три медведя).

    Решение задач:

    Вот зашла Маринка,

    А за ней - Аринка,

    А потом пришел Игнат,

    Сколько стало всех ребят?

    На плетень взлетел петух,

    Повстречал там еще двух.

    Сколько стало петухов?

    У кого ответ готов?

    Скороговорки:

    1.По утрам мой брат Кирилл,

       Трех крольчат травой кормил.

    2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

    Сказки, где есть число 3:

    «Три поросенка», «три медведя»,

    «Три орешка для Золушки».

    Пословицы и поговорки:

    Обещанного 3 года ждут.

    От горшка, три вершка

        Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

    Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур:D:\Документы\Мои рисунки\дети\32942-Father-Giving-Toys-And-Gifts-To-His-Children.jpg

    «Назови лишнюю фигуру»

    «Подбери заплатку»

    «Найди крышку каждой коробочке»

    «Геометрическое лото»

    «Назови фигуры».

        Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».

       Очень часто используем  игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

    Знакомя дошколят с различными линиями, применяем игру «Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» - желтым и т.д.

    Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого использую игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека?

    В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:

    • «Чет-нечет»,D:\Документы\Мои рисунки\дети\desenho.jpg
    • «Сколько нас без одного?»,
    • «Какое число я задумала?»,
    • «Назови число на единицу больше - меньше»,

           «Кто знает, пусть дальше считает»,

            «Какие числа пропущены?»,

            «Назови соседей».

       Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет.

    При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:

    «Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая  фигура будет последней?»

    В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

    Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр;

    • путешествие;D:\Документы\Мои рисунки\дети\klassiki.jpg
    • экспериментирование;
    • подгрупповая работа;
    • игра-путешествие;
    • математический КВН;
    • эксперимент;
    • познавательные игры;
    • математический ринг;
    •          индивидуальная работа.

    D:\Документы\Мои рисунки\дети\mat2.jpg

    Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!! 

    Список используемой литературы:

    1. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

    2. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

    3. В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.D:\Документы\Мои рисунки\дети\Рисунок54.png

    4. О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.

    5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.

    6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.

    7.  О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.

    8. под редакцией А.А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.

    9.  Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993 

     10.  Аргинская И.И.Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с. 
    11. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. - №8. – С.30-39 
    12. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с 
    13. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук МГУ., 1978. 
    14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989 
    15. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

    Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает   логическое  мышление,  формирует   мыс...

    Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

    Материал к родительскому собранию в подг.гр.  "Формирование математических  способностей у детей старшего  дошкольного возраста через игровую деятельность"...

    Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

    В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...

    План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

    laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

    Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

         Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных пред...