Статья "Пути взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй". Воспитатель Драчева Л.Е.
статья

Воспитание детей всегда оставалось  одним  из самых  важных,  и старейшим  из всех человеческих дел. В далёком прошлом его считали  самым трудным из занятий и поэтому называли искусством. В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_drachyova_l.e._plahina_e.v.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пути взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

Авторы статьи: Драчёва Л. Е., Плахина Е. В.

   Воспитание детей всегда оставалось  одним  из самых  важных,  и старейшим  из всех человеческих дел. В далёком прошлом его считали  самым трудным из занятий и поэтому называли искусством.

   В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея  о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

   Семья остаётся важным государственным институтом. Хорошая семья – там, где дети чувствуют свою защищённость и знают, что их любят. Чем меньше дети, тем ценнее для них семья. Особое значение имеет она для детей с нарушениями в развитии. Такие дети нуждаются в крайне бережном отношении к себе и, чтобы взрослые старались сделать их жизнь как можно более счастливой и содержательной. Однако общественное воспитание таких детей не менее значимо. Далеко не все родители имеют достаточно высокий уровень общей культуры и педагогических знаний. Помощь профессионалов им необходима. Главная задача - разрушить барьер недоверия между детским садом и семьёй.

    Наше дошкольное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети постоянно нуждаются в специальном уходе. Родители зачастую считают себя жертвами судьбы, некоторые из них чувствуют  вину перед ребёнком. А ребёнок, в свою очередь, чувствует свою изолированность, не ощущает всей своей значимости в семье.  Наиболее характерным, на наш взгляд, в таких семьях является нестабильное эмоциональное состояние матери, иногда  даже её одиночество.  К сожалению , родители не всегда  умеют осуществлять различные формы взаимодействия со своими детьми, а это необходимое условие социальной адаптации и интеграции  их  дальнейшей жизни.

    Самым сложным для нас в работе с семьёй было преодоление недоверия родителей к педагогам. За несколько лет работы с такими детьми, стало понятно, что помочь им можно только, помогая родителям. Для более близкого ознакомления с семьёй было  проведено небольшое исследование с использованием  различных методов и приёмов: это изучение медицинских карт, собеседования, наблюдение за детьми, анкетирование родителей, посещение на дому и т. д.

По результатам этих исследований, мы условно разделили родителей на три группы:

  • Родители, которые отрицают саму возможность каких-либо нарушений у ребёнка, любой человек, высказывающий такую мысль, вызывает у них лишь обиду и недоверие.
  • Родители, которые понимают, что ребёнок плохо справляется с программой  детского сада, но считают, что будь воспитатель немного более строг, то результаты были бы лучше. Они сами готовы наказывать ребёнка, лишать его удовольствия, так как считают лень основной причиной неуспеваемости.
  • Родители, которые реалистически оценивают своего ребёнка, с готовностью следуют всем советам специалистов, если только они видят искреннюю заинтересованность педагога.

   В результате собеседований и анкетирования,  мы увидели, что дома родители мало времени уделяют общению с детьми, не знают в какие игры и игрушки можно играть с ними, чем занять и как объяснить некоторые понятия и даже свои чувства. Дети  оставаясь без должного внимания, не чувствуют себя полноценными членами семьи, не ощущают защищённости и уверенности в своей значимости для родителей.

В работе с семьёй были обозначены две основные задачи:

1.   Приобщить родителей к жизни ребёнка в детском саду, установить доверительные отношения между детским садом и семьёй путём ознакомления с педагогической и коррекционной работой учреждения.

2.  Привлечь родителей к совместной деятельности в создании развивающей среды и организации совместных мероприятий для детей.

   Для решения поставленных задач, нами были использованы следующие приёмы работы:

  • Обучение детей и родителей сюжетно-ролевой игре.
  • Использование творчества родителей, для создания развивающей среды.
  • Совместные экскурсии и путешествия (проекты)

  •    Значение игры для ребёнка нельзя переоценить. Через сюжетно-ролевую игру он познаёт и воспроизводит различные сферы деятельности человека, осваивает разнообразные способы общения людей друг с другом.

По нашим наблюдениям малыши, поступающие в детский сад, совсем не умеют играть. Зачастую, у них отсутствуют даже элементарные предметные действия, преобладают  неадекватные действия с игрушками.

 Поэтому мы стараемся не просто научить ребёнка манипулировать игрушкой, а показать родителям,  как можно играть с ней. Мы убеждены в том, что всё, чему мы учим ребёнка в детском саду, необходимо закреплять дома. Помочь нам в этом могут только родители.  Поэтому для родителей на специальных  практикумах:  «Поиграем вместе»,  мы рассказываем  и  показываем, в какие именно игрушки и  игры необходимо играть  с ребёнком.  Большое значение в организации обучения детей сюжетно-ролевой игре в коррекционном дошкольном учреждении имеет оборудование игрового пространства.

 Оно должно строго отвечать требованиям задач развития игровой деятельности и возраста детей и самое важное - быть доступным.

  •    Не менее важным фактором, в нашей  работе, является обучение детей

логике игры, усвоение алгоритма простого бытового сюжета. Для проведения игр и занятий в группе необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Для оформления развивающего пространства мы так же

привлекаем родителей. На  дистанционном родительском собрании мы познакомили их с перспективами работы по изготовлению атрибутов и дидактических пособий  в группах, родители воодушевились и предложили свою помощь. Они   изготовили театр Би-Ба-Бо (из папье - маше), чайный сервиз, из того же материала, пальчиковый театр из фетра. Для сезонных выставок  родители вместе с детьми, изготавливали различные поделки. Так же были написаны мини сочинения по заданным темам, благодаря которым, силами педагогов изготовлены стенгазеты:

«Мой ребёнок - самый лучший», «Новый год моего детства», «Вместе с мамой, вместе с папой, я по городу хожу».  Эта деятельность помогла родителям раскрыть свои творческие способности и таланты, вызвать желание помогать дошкольному учреждению. Все дидактические материалы и пособия используются воспитателями в работе с детьми.

  •     Совместные проекты - это особая форма взаимодействия, благодаря которой родители, дети и педагоги учатся «находить общий язык», а так же узнают много нового, полезного и интересного для себя. В рамках совместных проектов мы вместе оформляем «Выставки одного экспоната» в мобильном  

Мини – музее, тему которых выбираем исходя из интересов детей.

Вместе ходим на экскурсии в дельфинарий, океанариум, совершаем виртуальные путешествия по нашему красивому городу или оказываемся в сказке.

Родителям нравится такая организованная деятельность, они с удовольствием  принимают участие в ней.

К сожалению, в связи со сложившейся  эпидемиологической обстановкой в этом году не удалось совершить запланированный совместный «поход»,  но это не помешало нам создать проект по выходу в город и родители, совместно с детьми решали не сложные задачи квеста: «Нескучный выходной»…

          Таким образом, можно сделать вывод о значимости взаимодействия между семьёй и дошкольным учреждением: сотрудничество, участие, обучение, партнёрство - на данном этапе современного развития являются наиболее эффективными и актуальными методами работы в этом направлении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

семинар-практикум поможет молодым педагогам найти пути взаимодействия с родителями...

Консультация для воспитателей на тему"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиям ФГОС"

Консультация для воспитателей на тему:"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Актуальные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

•Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенци...

Методическая разработка: "К вопросу о взаимодействии дошкольного учреждения с семьёй"

В данной методической разработке подробно представлены пути взаимодействия детского сада и семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Семья и дошкольные  учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесторонннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.    В п...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй»

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста....

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьёй ребёнка ОВЗ. Создание алгоритма».

Аннотация. В статье рассматриваются результаты совместной деятельности педагогов, специалистов  по созданию алгоритма профессионального взаимодействия с семьёй ребёнка с ограниченными возможностя...