Конспект «С огнем не шутят»
план-конспект занятия (старшая группа)

Беляева Елизавета Сергеевна

Конспект  «С огнем не шутят»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_ognem_ne_shutyat.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию в старшей группе детского сада на тему:

«С огнем не шутят»

Цели:

Формирование основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

     Систематизировать знания детей об огне, с непосредственным источником  опасности в быту.

     Познакомить с правилами противопожарной безопасности и с необходимыми действиями в случае  возникновения пожара.

   Учить детей быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях.

   Закрепить знания о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.

    Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

   Способствовать развитию речи, двигательной активности и изобразительным навыкам дошкольников.

     Воспитывать чувство ответственности и уважительное отношение к профессии  пожарного.

Интеграция образовательных областей:

« Социально- коммуникативное развитие»

« Речевое развитие»

« Физическое развитие»

« Художественно- эстетическое развитие»

Предварительная работа:

Экскурсия в пожарную часть, дидактическая игра « Кому что нужно», чтение художественной литературы:

рассказа  Л.Н. Толстого « Пожарные собаки», стихотворение

С.Я. Маршак  « Рассказ о неизвестном герое» .

Заучивание стихотворения  М.  Лазарева « Если вдруг произошла с тобой беда».

Оборудование:

Мультимедийное оборудование,   компьютерная презентация на тему: «Огонь-  друг, огонь – враг», два мольберта с ватманскими листами, маркеры,  цветные карандаши, фломастеры -для конкурса « Кто быстрее нарисует  огнь?»  Игровое  оборудование: игрушечный  телефон для игры « Сигнал тревоги», набор картинок для игры « Что нужно пожарным?»,   мяч для игры « Лови – бросай,  сразу  отвечай», красные  и голубые ленточки для подвижной игры « Огонь – вода», знаки-  светофоры ( красные и зеленые) для игры «Разрешается – запрещается» ( по количеству  детей).

Словарная работа:

Пожарные,  языки пламени,  задымление,  пена,  огнетушитель, ожог.

                                                 

                                                   Ход занятия.

Воспитатель:  Дети! Я сейчас вам загадаю загадку , а вы постарайтесь отгадать:

                               Весёлый шалунишка - оранжевый мальчишка,
                              Лишь вечер настает - концерт в печи дает.
                              Разбегался мальчонка, трещат дровишки звонко.
                              Оранжевые пряди так хочется погладить...
                              Проказника не тронь - зовется он …

Дети: Огонь!

Воспитатель:  Верно,  это – огонь ! ( Показывает символ огня).

А сейчас я вам расскажу сказку  про  огонь.  Подходите , сюда поближе к экрану.  ( Воспитатель обращает внимание детей на экран)

                         « Огонь – друг, огонь- враг».

                 Жил- был Огонь.  Он был веселый и горячий. Гулял  огонь  где  хотел- по лесам,  домам,  деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

 Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал все подряд.

Воспитатель:  И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал:

 « Давай , Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: « Куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился.

Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой  языки пламени и хотел затушить, Взмолился Огонь: « Не туши меня, Человек,  верой и правдой  служить тебя буду». Пожалел его человек , заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить Человеку и стал его другом.

А сейчас я вам ребята предлагаю нарисовать такой  огонь, с которым подружился человек.

                   Конкурс  рисунков  « Кто быстрее нарисует огонь?»

          Для этого конкурса каждый из вас выберет карандаш,  восковой мелок,  фломастер, маркер нужного цвета и  постарается нарисовать большой костёр на  ватманском листе. Но это надо сделать очень- очень быстро. Вот какой красивый огонь у вас получился.

 (Звучит музыка и вбегает ребенок в костюме огонька)

Огонёк: Я - огонёк ! Я- друг ребят!

               Но, когда со мной шалят
Становлюсь тогда врагом-

И сжигаю всё кругом!

Воспитатель: Здравствуй,  мальчик Огонёк!

Огонёк: Здравствуйте!     Дети , скажите, зачем человеку огонь?

 ( Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен костер, газовая плита , свеча , факел. )

Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду.

           Огонь зажигает  газовую плиту.

           Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер.

           Огонь освещает, например , если зажечь факел или свечу.

Ребенок 1: Знают все- человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло,

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята вокруг,

Нам огонь- повседневный наш друг!

Ребенок 2:  Нам без доброго огня

                     Обойтись нельзя и дня

                     Всем огонь хороший нужен

                     И за то ему почет,

                     Что ребятам греет ужин,
                    Режет сталь и хлеб печет.

Воспитатель: Без огня люди  никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают  красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь , оставляет хвост пламени- это сгорает ракетное топливо ( На экране слайды с изображением автомобиля , паровоза, парохода,  металлургического завода,  кузницы, стеклодувы, полет ракеты в космос).

Огонек: Видите, как я необходим людям! ( У мальчика горделивая поза)

Воспитатель:    Да Огонек ! Ты очень нужен людям !

  Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремиться убежать от них и гулять по дому , по лесу, по полю.

Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.

Скажите , отчего может  возникнуть пожар?

Дети: От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от не выключенных газовой плиты и утюга.

. Огонек:  Да ! Спички -это не игрушка!

                          Могут целый дом спалить,

                          Если взрослых не послушать,

                          Больше негде будет жить.

Обещайте мне сейчас же , что играть со мной не будете?!

Воспитатель: Обещаем, обещаем! Послушай, Огонек, наших детей.

Ребенок: Спичками играть не будем,

               Зажигалку не возьмем,

И себя мы не погубим.

И квартиру не сожжем!

Воспитатель: Чем кроме огня ещё опасен пожар?

Дети : Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.

 Огонек: Ребята,  мой братишка-  Дымок,  я его очень люблю и  с ним никогда, никогда не расстсюсь.

Воспитатель: Мы это знаем, Огонек!

Огонек: Откуда вы это знаете?

Воспитатель:  Наши дети знают это из пословиц и поговорок.

Дети:1. Нет дыма без огня.

           2.Где огонь, там и дым.

           3.С огнем не шутят.

           4. Ни огня без дыма, ни дыма без огня.

           5. Огонь без дыма не живёт.

Огонек: Молодцы много поговорок знаете! А давайте поиграем  в игру                                     Подвижная игра «Огонь- вода!»

( Огонек раздает детям  красные ленточки, а воспитатель- голубые)

Воспитатель:  Дети с красной ленточкой – это огонь, а с голубой – вода.  Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, то есть потушить огонь. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Игра « Не ошибись!».

Я буду называть предметы ,а вы, если этот предмет горит , будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени,  а если не горит ,  то  руки можно опустить.

Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья , бензин, краска.

Воспитатель:  Молодцы!  Садитесь.     Для  вас, ребятки,  ещё  одна  загадка:

                                        В брезентовой куртке и каске,
                                        Забыв про кольчужную бронь.

                                        Решительно и без опаски
                                        Бросается рыцарь в огонь! 

Как называется люди, которые тушат огонь, , спасают людей и дома от пожара?

Дети: Это пожарные!

 

 Огонек:  Ой ! Это – мои самые главные  враги! Я их очень сильно боюсь,  Поэтому мне пора возвращаться  к моему братишке Дымку. До свидания !  

( Огонек убегает!)

Воспитатель:  Дети! А  знаете ,  почему огонек убежал? Он боится, что мы его потушим. Внимательно посмотрите на эти предметы  и подумайте , для чего  они нужны?

Дети: Эти предметы нужны для того, чтобы тушить пожары.

Игра «  Что нужно пожарным?»

Воспитатель: Найдите лишний   предмет,  с помощью которого нельзя потушить огонь. (  Ведро с песком, ведро  с водой, одеяло, огнетушитель,  спички)

Дети: Это спички , они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.

Воспитатель:  А вот ещё загадка:

                           Мчится огненной  стрелой

                           Мчится вдаль машина

                           И зальет пожар любой

                           Смелая дружина.

Дети: Пожарная машина.

Воспитатель: Правильно- пожарная машина.  На ней можно быстро примчаться на пожар. Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно,  случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «01» и попросить о помощи. Вот  для вас опять  игра

                                         « Сигнал тревоги»

( Дети на игрушечном телефоне набирают цифры « 01» и выполняют задание)

     Задание детям:

  1. Набери номер « 01»
  2. Услышав ответ – назови свое  имя.
  3. Сообщи, что  случилось.
  4. Скажи точный домашний  адрес- улицу, номер дома и квартиры.
  5. Не клади трубку, пока об этом не попросят.

Воспитатель:  А теперь встаньте, Мы поиграем с мячом.

                         

                             Игра  «  Лови- бросай, сразу отвечай»

  1. Для чего пожарной машине нужна сирена? ( Чтобы все услышали и уступили дорогу)
  2. Почему пожарная машина красного цвета? ( Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня).
  3. Зачем пожарной машине раздвижная лестница? ( Чтобы подниматься на  высокие этажи)
  4.  Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)
  5. Чем тушат бензин? ( Пеной)
  6. Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? ( В колодцах, в реке)
  7. Какими должны быть пожарные?( Сильными, смелыми, закаленными, ловкими , мужественными, находчивыми, решительными)
  8. Почему пожарные должны быть сильными, смелыми? ( Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму)
  9. Зачем пожарные  надевают  противогаз? (Чтобы можно было дышать  при задымлении).

Воспитатель:  Всем людям нужно обязательно знать  правила, как  себя вести во  время пожара. Мы их закрепим в  игре                              

                                       « Разрешается - запрещается»        

Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый  кружок, если это делать можно:

1.В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;

2.Бросать горящие спички;

3.Кричать и звать  на помощь взрослых;

4.Оставаться в помещении, где начался пожар;

5.Открывать все окна и двери во время пожара;

6.Закрывать нос, рот, голову  мокрым полотенцем;

7.Прятаться в угол, под шкаф, под  кровать;

8.Оставлять без присмотра включенные электроприборы;

9.Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

10.Обливать водой стены и пол во время пожара;

11.Пользоваться лифтом;

12.Не бояться,  слушаться  во  всём пожарных;

13.Тушить водой горящие электроприборы;

14.Обращаться к соседям за помощью;

15.По  возможности пытаться тушить пожар;

16.Включать газ, электроприборы, свет.

Воспитатель:  Молодцы,   все правила назвали . Садитесь.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса , дома –пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.

Воспитатель: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.

Дети вы должны запомнить , что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали , что огонь может быть для нас и другом,  и врагом. Но всё-таки от огня больше пользы, чем вреда.  Как вы думаете почему?

Дети:  Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.

 Огонь нужен для работы транспорта.

Огонь нужен  для пекарей, чтобы печь хлеб.

На огне готовят пищу.

Воспитатель: я хотела бы , чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности  и  беда обойдет вас стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "С огнем не шути!"

Данный буклет - памятка для родителей, для педагоговю. В нем описаны основные правила по пожарной безопасности....

Конспект интегрированного занятия «Не шути с огнем»

:                              Конспект интегрированного занятия   «Не шути с огнем»       ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "С огнем не шутят"

Конспект занятия  в подготовительной к школе группе на тему "С огнем не шутят"...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детского сада на тему: «С огнем не шутят»

Формирование основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья....

Конспект НОД " С огнем не шутят""

Пожарная безопасность...

Конспект занятия на тему: «С огнем не шутят» в группе комбинированной направленности детей 5-6 лет «Русалочка»

Конспект  занятия на тему :«С огнем не шутят»в группе комбинированной направленности детей 5-6  лет «Русалочка»...