Консультация для педагогов "Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
консультация

Консультация предназначена для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции педагогов по ипользованию викторин, как одной из эффективных форм игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_kak_odna_iz_form_igrovyh_tehnologiy.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов из опыта работы

Викторина, как одна из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста

                                                                    Воспитатель высшей категории Марунич В.И.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию викторины, как одной из форм игровых технологий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

          Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Большое значение в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, имеют викторины.

Слово «викторина» появилось в 1928-х г. в журнале «Огонёк». Известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов так озаглавил подборки, включающие в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некто Виктор Микулин, сотрудник журнала. От имени Виктор и последних букв фамилии и сложилось слово «викторина».

Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор — лат. победитель.

Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников. Она состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и вовремя образовательной деятельности. Викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, их интеллектуальных умений. Викторина-это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой викторины служат раннее полученные знания детей, и вопросно-ответная схема проведения.

Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?».

Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся героями сказки, включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.

Викторины – развлечения также оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуальное развитие. так как пробуждают любознательность и радость от правильных решений. На чувства детей оказывает влияние красочное оформление помещения, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей, мини-соревнования. При использовании такой формы работы уместно применение компьютерных презентаций.

При этом, все виды викторины включают организацию таких интегрированных видов детской деятельности, как:

1) познавательно-коммуникативная;

2) познавательно-игровая.

по содержанию викторины могут быть тематическими (все задания по одной теме) и смешанными (задания имеют разную тематику);                                             

 по тематике заданий (областям знаний): музыкальная, литературная и др.            

 по количеству участвующих в ней детей, то она будет индивидуальная или командная;

 по составу участников (детская, семейная, внутригрупповая, межгрупповая, разновозрастная).

Викторина – это игра в ответы на определенную тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать особенностям игры, то есть содержать в себе все элементы игры – игровую задачу, игровые действия, игровые правила, а также содержать в себе элементы занимательности, быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями и приёмами. Также необходимость принимать решение в короткий срок, общение со сверстниками, соревновательность, удовлетворение от правильного ответа и демонстрация своих способностей приносит детям много радости и эмоций. В викторине речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Так как викторина требует наличия у детей определенных знаний, представлений, обобщений необходима предварительная подготовка детей в разных видах деятельности: НОД, в сравнительных, итоговых обобщающих беседах по определенной теме, в комплексных занятиях, наблюдениях на прогулке. Ведь чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем самым активней становится их участие и интересней проходит развлечение. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, необходимо широко использовать в викторинах наглядный материал: картины, плакаты и модели, на основе которых дети должны дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод. Чтобы вызвать у детей интерес к викторине, желание играть, необходимо тщательно продумывала различные приемы: использование загадок, считалок, сюрпризных моментов, вопросов. Очень хорошо использовать викторину как итог работы над темами, разделами программы.

Итак, правила подготовки викторин:

1.Темы викторин должны быть актуальными.

2.Вопросы должны быть четкими и понятными.

3.Вопросы викторины должны быть рассчитаны на определенный возраст воспитанников, например, детям среднего и старшего дошкольного возраста вопросы викторины можно предложить в стихотворной форме в виде загадок.

4.Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхсложным.

5.Воспитанники должны иметь время на подготовку ответа.                                                                                 6.И конечно же в викторинах должны быть победители.

Специфика викторины проявляется в особенности реализации ее этапов. В основе определения содержания каждого этапа лежит выбранный вариант участия детей в викторине. Дошкольники могут быть разработчиками заданий и условий (участвуют в ее проведении как, члены жюри, изготовители материала, заданий); только участниками, а также разработчиками и участниками.

Из этого следует последовательность основных событий викторины:

- ознакомление детей с объявлением о проведении викторины (темой и типами заданий);

- формирование команды, выбор капитана;

- подготовка команд (внешний вид, девиз, приветствие);

- подготовка детей к выполнению заданий викторины – тренировка;

- ход викторины (реализация сценария);

* в начале представление своей команды и приветствие команды-соперника;

* в ходе викторины: выслушивание заданий, обсуждение способов его решения, выбор члена команды для его представления; выслушивание ответов, внесение исправлений и дополнений в соответствии с правилами викторины;

- заслушивание итогов, участие в процедуре награждения;

- взаимные поздравления участников команды и прощание участников с соперниками, ведущими, зрителям.

Так как дети чаще всего не участвуют в проектировочно-организационном этапе необходимо выделить следующие подэтапы:

- разработка конспекта

- подготовка материалов и оборудования (возможно участие детей-помощников)

- подготовка помещения

-самоподготовка педагога к выполнению роли ведущего

- подготовка участников (команд, зрителей, жюри).

В чем же заключается педагогический эффект от викторины?

Во-первых, викторина моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению. 

В-четвертых, в кругу викторины законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет. Здесь другие мы и наши поступки. В народе говорят: «В игре да в дороге познают людей». Викторина выявляет личностные качества играющего-ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже, честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, ребенок вынужден играть по правилам. Нарушение правил ведет к осуждению, к исключению из викторины.

В-пятых, викторина полностью отвечает принципу единства познания и реакреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой викторины, ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-шестых, в викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Ребенку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности значимости.

Работая воспитателем уже много лет, я стремлюсь в своей работе использовать разнообразные методы и приемы, чтобы детям было интересно. А викторина для детей – это всегда интересно и увлекательно. И в процессе образовательной деятельности я заметила у детей интерес к этому виду игр.

Проведение викторин я в своей группе использую сравнительно недавно. Проводила внутригрупповые, межгрупповые: «Путешествие в космос», викторины –развлечения: «Сундучок сказок»), тематические игры-викторины: «Что? Где? Когда? (транспорт)» как внутри детского сада, так и за его пределами. Мы давно сотрудничаем с библиотекой Дома Культуры, проводим часто совместные мероприятия. В том числе и викторины («Мульти – пульти»). Анализируя свой опыт работы я для себя сделала вывод что, лучше всего использовать викторину как итог работы над темой, разделами программы в тематических праздниках и развлечениях.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Прежде, чем говорить об упражнениях, думаю, правильно было бы раскрыть, что же такое «Кинезиология».- это наука о развитии головного мозга через определенные двигательн...

Консультация для родителей «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов построенных на ведущем...

Консультация для родителей "Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Кинезиологические игровые упражнения для интеллектуального развития детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»

В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:- воспитание звуковой культуры речи. Например,  по...

Консультация для педагогов по теме: «Дыхательная гимнастика, как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий для речевого развития детей дошкольного возраста»

Целью данной консультации является повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста...

Конспект занятия с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего возраста «Космическое путешествие»

Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.Закрепить знания о последовател...