Отчет по самообразованию по теме "Нетрадиционная техника рисования в средней группе"
консультация (средняя группа)

Валентина Владимировна Тимофеева

«Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000acd6e-f91d3c63.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

  Отчет по самообразованию за 2020-21 учебный год по теме:                                  

«Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Воспитатель: Тимофеева В.В.

Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу развития творческого потенциала

Задачи: - Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике, изучение методик и технологий в интернет ресурсах.

- Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

- Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук детей через занятия рисования, продуктивной деятельностью.

- Развивать умения и навыки в игровой, познавательной, исследовательской деятельности.

Актуальность:

Актуальность использования нетрадиционного рисования заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

Педагогическая целесообразность:

Используя на занятиях традиционные техники рисования, я поняла, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Изучив методическую литературу по данной теме, сделала вывод, что нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

В работе использую следующие нетрадиционные техники рисования:

техника рисования ватными палочками;

Техника - «печать листьями»;

техника – кляксография;

техника – трафарет;

техника  рисования на мятой бумаге;

техника рисования тычок;

техника свеча + акварель;

техника рисования солью, клеем, акварельными красками;

технике рисования мятой бумагой;

техника граттаж;

техника рисования вилкой, поролоном и т.д.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды.

Оформила уголок изобразительного творчества. Основная цель которого - активизация детского художественно-эстетического творчества, обогащение опыта творческой деятельности, развитие эстетических способностей.
Подобрала материалы, изготовила нетрадиционные инструменты: тычки, штамповки, штампы разной фактуры и д.р.

Оформила подборку пальчиковых игр, подборку дидактических игр на развитие творческих способностей детей;
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельностью, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Представление опыта работы по теме, творческая выставка работ.  Учебный материал подбираю с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей использую дидактические игры, силуэтное моделирование ,физкульт.минутки, пальчиковую гимнастику, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, и т.п.

В ходе работы разработала и провела ряд занятий: «Дары осени», «Волшебный цветок», «Зимушка-зима», «Веселые ладошки», «Весна пришла»,  «Весенние цветы», «Волшебная страна – подводное царство» и др.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. 

Среди методов педагогической работы с детьми основными являются игровые методы, основанные на ведущем виде деятельности дошкольников – игре. Игровые методы являются составной частью целой системы методов: 

  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  • словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); 
  • практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • эвристический (развитие находчивости и активности); 
  • частично-поисковый; 
  • проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); 
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).


Свою работу планирую в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Даю консультации, размещаю информацию на информационных стендах. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка, выставки совместного творчества (родители, дети). Они очень радуют детей и их родителей. 

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников я отметила, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям.


Формы подведения итогов работы по самообразованию:

- у детей младшего дошкольного возраста сформировались знания о нетрадиционных способах рисования;

- дети овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- дети научились самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию по теме "Детское экспериментирование" в средней группе

В течение учебного года 2015-2016 я старалась уделить больше внимания детско-му экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленно...

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в средней группе "Летняя полянка". Рисование мыльными пузырями.

Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой, рисование мыльными пузырями...

Планирование работы по самообразованию на тему "Нетрадиционные техники рисования в средней группе"

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Отчет по самообразованию по нетрадиционной технике рисования

отчет по проделанной работе с детьми младшей группы...