Конспект занятия "Моя большая и малая Родина" старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Воспитание патриотических чувств к своей Родине. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «Моя большая и малая Родина».

(старшая логопедическая группа)

Программное содержание:  воспитание патриотических чувств к своей Родине, малой Родине, гордость за свой город, любовь к месту, где живешь, ее природе. Формирование элементарных представлений о коренных жителях Кузбасса (телеуты, шорцы).   

Задачи: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой России. Формировать представление о малой Родине. Познакомить с картой Кемеровской области. Уточнить и расширить знания о родном городе. Познакомить с коренными жителями Кузбасса (телеуты, шорцы).  Развивать связную речь, активизировать словарь по теме, развивать логическое мышление.  Воспитывать любовь к родному краю, городу.

Оборудование: карта России и  Кузбасса, указка; разрезные картинки «Коренные жители Кузбасса; игра «Прогулки по городу».

Предварительная работа: беседы о городе, рассматривание фотографий с видом города, рассматривание символики города, чтение стихотворений о Кемеровском  крае.

                  Содержание организационной деятельности детей.     

1.Организационный момент.

 Звучит музыка дети входят в группу.

Воспитатель Ольга Валериевна: ребята я предлагаю вам встать в круг и поздороваться.

      Здравствуй, солнце золотое!

      Здравствуй, небо голубое!

      Здравствуй, вольный ветерок!

      Здравствуй, маленький дубок!

      Мы живем в родном краю,

      Всех я вас приветствую! (дети садятся на стульчики полукругом)

Воспитатель:  ребята мы сегодня с вами собрались, чтобы поговорить о нашей Родине. О нашей малой Родине. О жителях, которые населяют наш родной край.  Скажите, что такое Родина?

( Родина – это страна, в которой мы родились и живем).                                   

2.Беседа о Родине.

- Правильно! Родина – это страна, в которой мы живем.

- Как она называется наша страна? (Россия)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на карту России.

Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, у каждого из нас есть малая Родина.

Воспитатель:  Для нас малая Родина – это наш город.

Воспитатель: Посмотрите еще раз,  на карту России. В этой большой стране есть замечательный Кузбасский  край. Посмотрите, пожалуйста, на карту Кузбасского края. Как вы думаете, наш край большой или маленький? (ответы детей)

- Наш край большой, в нем много городов, полей, лесов, рек, лугов.

           Воспитатель: А кто может назвать, в какой области мы с вами живем? Город? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а скажите, мы живем в городе Кемерово,  и называют нас как? (ответы детей), мы живем в Кузбассе, и называют нас (ответы детей), мы живем в России, и называют нас (ответы детей)

А тех,  кто живет? В городе Москва? Новокузнецк? (ответы детей),

Что больше по площади (по размеру), Кемеровская область или город Кемерово? Почему? Кемеровская область или Россия? (ответы детей),

Кто может показать размеры России?  Кемеровской области? (на карте).

Ребята, а вот если мы живем в России, обязательно ли мы все русские? (ответы детей),

Какие еще национальности вы знаете? (ответы детей),

Существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы это телеуты и  шорцы (показ иллюстраций). Да, ребята, телеуты и шорцы являются коренными народами Кузбасса, они проживали здесь не одну сотню лет, сейчас же их численность заметно падает.

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы.

Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.

Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей, а телеуты часто нападали и отбирали эти изделия.

Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу. (рассказ сопровождается демонстрацией картинок). Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место (демонстрация картинки). Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты.

Воспитатель:   Ребята   предлагаю вам, разделиться на подгруппы, встать,  подойти к столам собрать разрезные картинки  которые, помогут нам поближе познакомиться с коренными жителями Кузбасса.

Проводится игра собери картинку «Коренные жители Кузбасса».

Воспитатель: Молодцы ребята, отлично справились с заданием!  

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как  красиво и интересно одеты девушки и парни. (показ картинки). На девушке кунёк – рубаха синего цвета длиною до пят, на груди мелкие застёгивающиеся пуговицы. Полы обшиты лентами из чёрной ткани. На груди халата с подкладом украшения из ряда пуговец – раковин «каури чаланбаш» или вышивкой геометрического узора из цветных ниток. На голове плат (платок) красного или жёлтого цвета.

Физкультминутка

Здравствуй, мир. (руки наверх)

Это – я! (на грудь)

А вокруг страна моя! (раскинуть)

Солнце в небесах горит (наверх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (замок вправо)

А там – поля! (замок влево)

Здесь – друзья (поворот головы)

И здесь друзья. (вправо и влево)

Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

Здравствуй, мир!    Встречай меня!

Воспитатель Светлана Юрьевна: Посмотрите, как нас много в группе, и какие все мы разные. А что нас  объединяет? (ответы детей: мы живем в одном городе)

Воспитатель: Мы живем, мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!        

Воспитатель предлагает детям вспомнить наиболее значимые и родные места города.

(игра «Прогулка по городу»).

Воспитатель: У нашего города помимо герба существует и флаг.

Повторяет основные символы герба (просмотр картинки)

3.Игра  « Наш город какой»?

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?       - Наш город …. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный) .

Стихотворение: Лучший друг ты, мой город,

                            С детских лет, навсегда,

                          На другие совсем ты

                          Не похож города.

4.Итог занятия.

Воспитатель:- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. С каждым днем наш город становится краше и краше. Мы любим свой родной край и гордимся им. Что сегодня вы узнали о Родине нового? - Что нового мы с вами узнали на занятии?

-Что сегодня интересного было?

- Что было трудно? Какие задания вы выполняли?

Сюрпризный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП в младшей группе "Нанизывание больших и малых бус

Конспект по ФЭМП в младшей группе "Нанизывание больших и малых бус"...

Конспект занятия в старшей группе "Большая и малая Родина"

Понятие Родина Россия и Родина наш край.Знакомство с достопримечательностями края......

Конспект НОД ОО "Художественное творчество" в подготовительной группе по теме "Символика Большой и Малой Родины"

Знакомство детей с  символикой большой и малой Родины, их обоначениями. Рисование тамбовского герба на ткани с помощью стружки восковых мелков....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Реки города большие и малые»

Конспект занятияс детьми подготовительной группы«Реки города большие и малые»...

Конспект НОД "Большая и малая Родина"

Конспект НОД по патриотическому воспитанию "Большая и малая Родина" для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет...

Конспект занятия "Большая и малая Родина" в подготовительной к школе группе

Данное занятие расширяет представление детей о Родине малой и большой...

Конспект ООД "Большая и малая Родина"

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина"...