«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы»» Тема: «Вечерний круг»
методическая разработка (средняя группа)

Клокова Светлана Анатольевна

«Вечерний круг» помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников – это и есть цель «Вечернего круга».  Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecherniy_krug_raspech.docx787.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 42»городского округа город

Салават Республики Башкортостан

Выступление на  семинаре – практикуме:

«Работаем по инновационной программе

«От рождения до школы»»

Тема: «Вечерний круг»

Выступила:  воспитатель Клокова С.А.

г..Салават 2020 г.

«Вечерний круг» помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников – это и есть цель «Вечернего круга».  Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.

Основное Отличие вечернего круга от утреннего в том, что он  проводится в форме рефлексии — МЫ обсуждаем с детьми наиболее важные моменты прошедшего дня: то есть о  том, что мы делали, что запомнили, что понравилось и что не понравилось.

Остальные Задачи вечернего круга остаются такими же, как на утреннем круге: это

  • Рефлексия              (Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом)
  • Обсуждение проблем.   (Обсуждаем проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвожу детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы)
  • Развивающий диалог. (предлагаю тему в соответствии с программой)
  • Детское сообщество (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой)
  • Навыки общения (учимся культуре диалога: слушать внимательно, не перебивать)

Вечерний круг короче чем утренний и на слайде вы видите его структуру:

  • Условный сигнал
  • Содержательная часть
  • Завершающий ритуал.

Условный сигнал должен отличаться от сигнала на утренний круг. Например,  на утреннем круге я использую звон колокольчика, а на вечерний круг созывает детей определенная спокойная мелодия:  желательно одна и та же каждый день, что бы дети её запомнили и уже понимали, для чего эта мелодия звучит.

C:\Users\Михаил\Desktop\фото гр.6\IMG-20201127-WA0044.jpg

Так же можно использовать речевку, например:

« 1,2,3,4,5 становитесь в круг опять. Слева друг и справа друг. Очень дружный общий круг. Крепче за руки держитесь, И друг другу улыбнитесь». Или «Колокольчик вновь звенит, деткам в круг всем встать велит»

Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет ( мячик, колокольчик, камушек, кубик и т.д.) Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить спокойную  музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик).

F:\фото рг 6\Новая папка\IMG_20201211_162023_HDR.jpg

Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу. А в старшем возрасте могут уже  сами без присутствия воспитателя пользоваться этой технологией для обсуждения своих проблем.

Вечерний круг мы проводим во второй половине дня, например, сразу после полдника, что бы в группе присутствовали практически все дети.

Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Какие могут быть варианты содержательной части: в основном это варианты рефлексии. Например:

Что мы делали сегодня? Чем будем заниматься завтра?  

Что интересного произошло у нас в группе за сегодняшний день и что интересного вы помните из вчерашнего дня?

Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

Что мы узнали? Например, можно уточнить и закрепить знания, полученные за день.(какой сегодня день недели, какое число, какой день недели был вчера или будет завтра)  Какие новые слова узнали?

Составление письма родителям.

Сочинение сказок

Что понравилось, что не понравилось?

Так же может быть планирование на завтра.

Или информирование детей о том, что же мы завтра делать.

Разберем немного поподробнее некоторые  варианты:

Что мы делали сегодня? Эта рефлексия важна для детей, так как ребенку трудно ориентироваться во времени, особенно в младшем возрасте. Трудно вспомнить, что было. Поэтому в младшей группе мы обсуждаем, что делали сегодня. А в старших группах уже можно обсуждать, что мы делали на этой неделе. Для этого можно сделать плакаты или использовать флипчарт на которых ежедневно записываем  или рисуем (можно схематично) происходящие в группе события.

Так же мы можем обсуждать, чем мы будем заниматься завтра. Можно выбирать тему или обсуждать тему, предложенную воспитателем. Можно сообщить о том, что мы будем проводить эксперимент, соответствующий этой теме.

Очень хорошая рефлексия – это Что мы узнали (Чему я научился)

Когда мы спрашиваем детей чему, они научились, мы устанавливаем обратную связь: мы сразу понимаем, что было сложно, что понравилось, что нет и на что обратить внимание. И что дети вообще не запомнили или не заметили.

Что понравилось, что не понравилось? – очень хороший вопрос, так как это открытый вопрос и здесь дети могут высказывать свое мнение, размышлять. А вот вопрос, который часто задают в конце занятия: дети, вам понравилось занятие?   не стоит задавать, так как ребенок может дать односложный ответ да или нет. Так же можно обсудить праздник, который сегодня прошел и дети могут бурно обсудить, что им понравилось на празднике, а что не понравилось.

Кому то очень понравилось, как его товарищ рассказал стихотворение. А кому то из детей не понравилось поведение одногруппника. Или в ходе обсуждения выяснилось, что многим детям не понравилась песня, которую они пели. В этом случае перед праздником можно предложить детям 2-3 варианта песни на выбор. Зато детям очень нравится, когда родители участвуют в каких то конкурсах, играх и танцах совместно с детьми.

Когда мы проводим рефлексивные круги, мы получаем массу обратной связи и массу информации о том, что детям нравится и что не нравится, и как нам лучше это сделать в следующий раз.

Если проводить круги ежедневно, дети научатся:

  • Делать выбор
  • Выбирать из личного опыта самое значимое
  • Слушать и слышать
  • Соблюдать правила
  • Выражать словами свое состояние и желание
  • Рассказывать кратко, последовательно и логично
  • Формулировать и аргументировать суждения
  • Планировать собственную деятельность

При этом педагогу необходимо соблюдать несколько правил:

  • Принимайте любые ответы детей (даже если они вам не нравятся)
  • Принимайте новости детей как факт
  • После вопроса дайте подумать (так как дети не могут сразу дать ответ)
  • Комментируйте слова детей (это не возбраняется, а даже полезно)
  • Время от времени подводите итог того, что было сказано
  • Заранее нужно продумывать вопросы, которые зададите детям, но никогда не продумывать ответы детей. Мы можем только предполагать, но мы никогда не знаем заранее что же могут ответить дети.
  • Показывайте детям, что все их идеи, гипотезы и все их мысли очень интересны

Вечерний круг мне помогает

• сплочению детского коллектива;

• формированию умения слушать и понимать друг друга;

• формированию общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждению планов на день, неделю, месяц;

• развитию умения выражать свои чувства и переживания публично.

Еще раз хотелось бы отметить, что утренний и вечерний круг  - это не занятие.

А отличие их в следующем:

Это позиция педагога: Воспитатель не учитель, а член сообщества, равный со всеми детьми. Так же, как у каждого ребенка у него есть своя точка зрения.

У круга нет четкого плана, так как мы не можем предположить все детские ответы и куда пойдет обсуждение. Круг – это живое общение и педагогу нужно очень гибко реагировать.

Когда педагог в позиции учителя – он обладает знаниями и он передает эти знания детям. Когда мы проводим круг – у каждого из детей есть свои знания, есть свои мысли и свое отношение.

 Воспитатель не должен быть инструктором. Он должен оставлять детям инициативу. Дети должны решать что делать и как делать.

Спасибо за внимание.

F:\фото рг 6\Новая папка\IMG_20201211_162220_HDR.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения в инновационной программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание

В презентации указаны основные изменения в программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание. Приведен подробный перечень инноваций в программе....

семинар на тему : " Внедрение инновационной программы «От рождения до школы» в образовательный процесс ДОУ"

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня моё выступление посвящено инновационной программе от рождения до школы. Детские сады нашего города работают по 4 и 5 изданию, которое вышло в 2019 году. А ...

программа воспитания и обучения в старшей группе на основе инновационной программы "От рождения до школы"

Программа воспитания и обучения в старшей группе составлена на основе инновационной программы "От рождения до школы"...

Консультация для воспитателей на тему: «Развивающий диалог в инновационной программе «От рождения до школы»

Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи. Именно в...

Инновационная программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой предлагает новую педагогическую технологию - «Утренний круг» и «Вечерний круг».

Данная технология позволяет реализовать главный постулат ФГОС ДО - ребенок является активным участником образовательного процесса. Педагог и ребенок выступают в роли равноправных партнеров. В чем же з...