Выступление на семинаре "Инновационная программа "От рождения до школы" - 6 -е издание"
материал

Любовь Геннадьевна Маслова

Выступление "Утренний и вечерний круг в практике ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug_1.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Семинар практикум для педагогов.

Цель: сформировать у педагогов представления о проведении утреннего и вечернего сбора детей.

Задачи:

1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.

2. Познакомить с принципами и методами взаимодействия воспитателя с детьми в течение дня.

3. Дать возможность применить полученные знания на практике.

Тема семинара обусловлена необходимостью апробацией образовательной программы в разделе «Утренний и вечерний круг».

Современные дети живут в сложных социо-культурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума – одно из главных условий жизни ребенка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.

ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.

Цель проведения кругов: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Задачи:

• сплочение детского коллектива;

• формирование умения слушать и понимать друг друга;

• формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждение планов на день, неделю, месяц;

• развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

• привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Дети самостоятельно могут выбрать способ, призывающий их к началу занятия: это могут быть звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия, стихотворение, начатое взрослым, и т. д., это могут быть световые сигналы (мигание лампочки, показ определенного цвета колпачка на лампе и т. д.).

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают.

Основные идеи технологии

«Рефлексивный круг» проводится каждый день утром и вечером. Утренний перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Вечерний во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут (с восьми сорока до девяти, в старшем от 10 до 20 минут (с восьми тридцати до восьми пятидесяти).

Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик) Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Утренний круг.

Проводиться в форме развивающего общения (диалога).

Цель утреннего круга поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы, проблемы, договориться о правилах.

Задачи:

• Планирование (Обсуждение планов, реализация совместных дел)

• Информационные. (Новости)

• Проблемная ситуации. (Предложить темы для обсуждения)

• Развивающий диалог. (Вести дискуссию, направлять, не давать прямых объяснений, готовых ответов).

• Детское сообщество. (Быть внимательными друг к другу, дружить, создавать положительный эмоциональный настрой)

• Навыки общения. (Учить культуре диалога).

• Равноправие и инициатива. (Равные возможности и тихим,и бойким, и лидерам)

Пример проведения утреннего круга на практике.

Я предлагаю вам сесть в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни,

Делиться счастьем и добром!

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох). Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу. (Мы высказываемся). После высказываний предложить детям выбрать цветную ленточку, соответствующею настроению.

Вечерний круг.

Проводиться в форме рефлексии- обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.

Цель вечернего круга научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи :

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации,если они возникли в течении дня, повести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

• Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «вечерний круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, (мячик, колокольчик, ракушку, камешек) во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например«Чем мы сегодня будем заниматься?»«Что интересного произошло у нас в группе вчера?»«Что делать, если хочется подраться?»«Почему не удается соблюдать правила?»«Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца».

Пример.Можно уточнить и закрепить знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в Д. О. У. ?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

• Какие новые слова узнали?

• Составление рассказов по опорным словам.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

Пример проведения вечернего круга на практике.

Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним прилетает красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Моделирование

Педагогам предлагается разработать тематический план по технологии «Ежедневный рефлексивный круг» на неделю, с учетом возрастных особенностей детей и в рамках «Темы недели».

Например разберем тему«Мой дом – детский сад»

Вопросы могут быть следующими:

• Где находится мой детский сад?

• Кто в нем работает? Что они делают?

• Как я могу им помочь и как отблагодарить?

• Кого можно считать своим другом?

• Есть ли у тебя друзья?

• Как можно утешить друга?

• Как можно помириться, если поссорился?

• Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?

• Как поступить с теми, кто правила нарушает?

• Зачем людям нужны правила?

• Какие правила ты знаешь?

Основные приемы работы состоят в следующем:

• создание трансформируемой развивающей предметной среды;

• трансляция всеми участниками образовательного процесса значимых образцов социального поведения;

• регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;

• создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность.

Результативность технологии

Инновационная технология «утренний и вечерний круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.

Проведение имитационного круга (С педагогами)

В конце семинара педагогов собирают в круг и задают вопрос или предлагаю ситуацию, после чего воспитатели должны выбрать свое отношение к вопросу или ситуации, выбрать камень черного цвета (против, белого (за, серого (воздерживаюсь). Затем начинается обсуждение какой камень был выбран и по какой причине. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? Как много интересных ответов. (Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей.) После этого, проводится рефлексивная игра, в которой воспитатели по очереди передают друг другу смайлик и говорят приятные слова.

Рефлексия

Предварительно, слушателям семинара раздаются карточки с изображением зеленого, улыбающегося смайлика, нравится, буду использовать в своей работе, желтого смайлика без эмоций, буду использовать частично, красного расстроенного смайлика, не нравится, не буду использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица образовательных областей по пятому изданию "От рождения до школы"

Данная таблица поможет ознакомиться собразовательными областями  пятого издания "От рождения до школы"...

Анализ программы пятого издания "От рождения до школы"

Пятое издания новое иновационное издания...

Презентация "От рождения до школы" инновационная программа Дошкольного образования, издание 5 (инновационное) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой издательство МОСКВА - СИНТЕЗ, Москва, 2019

Презентация к докладу "От рождения до школы" инновационная программа Дошкольного образования, издание 5 (инновационное) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой издательство ...

Изменения в инновационной программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание

В презентации указаны основные изменения в программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", 6 издание. Приведен подробный перечень инноваций в программе....

Программа "От рождения до школы" 5 издание Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,Э.М.Дорофеевой

В программе "От рождения до школы" представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно- воспитательного процеса.В пятом инновационном издании в основе своей сохранены цел...

Выступление на педагогическом совете Инновационная программа «От рождения до школы» дошкольного образования (основные инновации пятого издания)

По программе «От рождения до школы » работают более 70 процентов детских садов России. В 2019 году издательство «Мозайка-Синтез» выпустила инновационную версию программы, котор...