Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников (консультация для воспитателей)
консультация

Собгайда Палина Евгеньевна

Дошкольное детство – важнейший этап становления ребенка. Именно в этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности.

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности. Художественное творчество дошкольников является  одним из важных средств нравственно-эстетического воспитания. Изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью,  может, как известно, способствовать формированию у детей положительных отношений со сверстниками, умению договариваться  о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, ободрять товарища и т.п.

Актуальность заключается в том, что предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

В каждом человеке заложен творческий потенциал, но, к сожалению, он часто остаётся нереализованными. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для воспитателей41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников

(консультация для воспитателей)

Дошкольное детство – важнейший этап становления ребенка. Именно в этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности.

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности. Художественное творчество дошкольников является  одним из важных средств нравственно-эстетического воспитания. Изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью,  может, как известно, способствовать формированию у детей положительных отношений со сверстниками, умению договариваться  о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, ободрять товарища и т.п.

Актуальность заключается в том, что предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

В каждом человеке заложен творческий потенциал, но, к сожалению, он часто остаётся нереализованными. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Использование коллективных форм работы в художественном творчестве дошкольников будет эффективным, если коллективная деятельность будет эмоциональной, легко осуществимой, способствовать развитию воображения, осознанию личного вклада в общий результат. Занимательные игровые ситуации, приемы художественно-педагогической драматизации способствуют интересу к коллективной деятельности.

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изодеятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это радует детей; во-вторых, как правило, результат – картина, созданная всеми вместе, - получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения и т. д.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему,  учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструированию, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации (результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) .

3. Совместно-взаимодействующая (представляется возможность вести работу одновременно всем участникам, согласовывая действия на каждом этапе).

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст дает прекрасные возможности  для развития изобразительного творчества.   И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое  бы он ни взялся.  Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования. Коллективная работа в области изобразительной деятельности может дать детям возможность получить практический опыт нравственных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Пути развития коллективного творчества в изобразительной деятельности.

Пути развития коллективного творчества в изобразительной деятельности....

План по самообразованию педагога. Тема: «Роль коллективных работ в изобразительной деятельности дошкольников»

Актуальность.Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремле...

Фото-отчёт по самообразованию на тему: «Роль коллективных работ в изобразительной деятельности дошкольников».

Фото-отчёт по самообразованиюна тему: «Роль коллективных работ в изобразительной деятельности дошкольников»....

«Коллективное творчество в изобразительной деятельности как средство развития и воспитания дошкольников» «Весеннее дерево» в средней возрастной группе.

Создать положительную мотивацию к учебной деятельности, вызвать у детей эмоциональный отклик, развивать фантазию, формировать познавательную активность....

Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников

Особое удовлетворение детям доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них наиболее яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа, они поним...