Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
консультация

Аксенова Наталья Александровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prs2.ocr_.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Создание предметно-развивающей среды для игр дошкольников

Одним из еделяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста организуется для детей, поэтому все предметы, окружающие детей, должны быть соразмерны их росту, руке и физиологическим возможностям. Игровая комната оформляется по общему стилю к дому - это прежде всего уют, а именно: соответствие в одной цветной гамме (жёлтый, зелёный, голубой^ обоев, гардин, напольных покрытий.

Группа или раздевалка украшена яркими рисунками персонажей сказок, [мультфильмов, яркость и запоминаемость интерьера помогает скрасить момент расставания с родителями.

        .

При построении развивающей среды для детей от полутора лет до трёх лет следует учитывать возрастные и физиологические особенности ребёнка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуёмном стремлении исследовать всё, что находится в поле зрения малыша.!

Педагоги оформляют пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности малышей: от активных до требующих сосредоточенности и тишины.

! Основные характеристики предметно - развивающей среды

  1. Разнообразие

Наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, организации двигательной активности и др.

  1. Оптимальна^ Насыщенность

Материалы, и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду. Тезис «много - значит, хорошо» в данном случае неверен. I        ,

Не допускайте перенасыщения, калейдоскопичности среды, это вредно для развития ребёнка, как и сущность среды.

  1. Стабильность

Дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материал^ и пособия, маркеры игрового пространства должны иметь постоянное место- • 1

  1. Доступность.

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка] (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы)

  1. Эмоциональность

Обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и  эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка ,ч вызывающей у него положительные эмоции).

  1. Зонирование

Построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности раннего возраста - играют не вместе, а рядом), материалы и оборудование для игровой деятельности

Для игр детей раннего возраста, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплекты) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетных игрушек (персонажи, предметы ориентирования, маркеры пространства).

В группах достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (тематических зон):

  1. шкафчик с посудой, кухонная плита, несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
  2. пара кукольных кроватей, шкафчик с постельными принадлежностями и одеждой, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;

домик-теремок-ширма, где могут «жить» мягкие игрушки, прятаться и устраивать свой дом дети; здесь же может развёртываться игра взрослых с детьми по мотивам простых сказок

тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус - каркас с модулями - сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Материалы и оборудование для познавательной деятельности

Материал располагается мозаично, в нескольких местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно, исследования

детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить матери щ на несколько функционально равнозначных комплексов и периодически в течение года менять их. ‘

Материалы и оборудование для двигательной активности

В группе следует освободить место, соответственным образом расположить оборудование, предоставить малышам в свободное пользование игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.

Все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно!, по опереди. Мелкие пособия целесообразно держать в открытых ящиках. Крупное оборудование лучше расставить вдоль свободной стены.

Игра - это, искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ф.А.Сухомлинский). Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток Представлений, понятий1 об окружающем мире. Ведь жизнь ребенка в детском саду интересна в том случае, если она наполнена игрой. Поддерживая игр у [детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра, также предоставляет им во^ожность1 решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать р существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников. В детском саду ребенку валено чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным! является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Исследователи подчеркивают, что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию - она побеждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка: формирование его «Я» - зависит от того, как его воспитывают, как организовано его воспитание, где, и в каком окружении он растет.

В группе Предметно-игровая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования1 позволяет детям объединяться небольшими подгруппами общим интересам.

мебели помогает детям удобно располагаться и играть, не мешая друг другу или же объединяться для различньгх игр: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», 1 «Дом». Дети испс йьзуют различные пособий и игрушки-заместители, игрушки-самоделки. Так совместно с Детьми сделали из соленого теста и раскрасили продукты питания для игры «Домик Барон», «Магазин». Уделяем внимание организации развивающей среды для норшх и современных тематик игр: «Телевидение», «Химчистка», «Дизайнерская студия»,

Так как в группе много мальчиков место'для строительства выбрали достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавая свои сооружения. Всё необходимое для игры размещается вблизи строителя, на любой выбор: гоночные машины, спец, техника, легковые машины.        |

Для профилактики нарушения осанки у детей мы. предусмотрели возможность разнообразных способов детских игр не только лёжа и сидя на полу, но и стоя и сидя, за столом. В группе есть различный конструктор: «Лего», металлический, деревянный, пластмассовый. Дети используют для обыгрывания построек различные игрушки, атак же сделанные своими руками из бросового материала: машинки из спичечных коробков, дома из коробок, деревья из картона, куколки из шерстяных ниток. Для конструирования из бумаги для дер: ей всегда доступна подборка образцов - оригами, где они могут проявить свою настойчивость в выполнении работы и выдержку.

Для профилактики плоскостопия у детей мы подготовили разнообразные дорожки, коврики для массажа стоп, есть массажные тапочки и мячи для точечного массажа рук.

Для развития коммуникативных навыков игра «Твистер», «Забей мяч».

Для развития театральной деятельности детей пополнили уголок настольными театрами, масками, изготовили пальчиковые игры и сшили театр-рукавичек. Дети с интересом устраивают игры-драматизации, инсценируют Сказки.

Для того чтобы поддержать интерес детей к усвоению грамоты, мы приобрели соответствующие дидактические игры: «Скоро в школу», «Магнитная азбука», «Собери слово», « Цепочка слов», «Подбери слово к рассказу». Изготовили наглядные пособия (кроссворды): «Природа», «Спорт», «Профессии», «На кухне», «Пути- дороги», «Погода», «Одежда».

Для самостоятельного чтения детей есть книги с крупным шрифтом, из серии «Читаю сам». Проводится работа по подготовке руки к письму. Дети увлеченно работают в прописях. Для развития логического мышления и внимания ребята играют в настольно

и: «Сравни и назови», «Найди сходство и различие», «Геометрические и шахматы.

оборудование для экспериментирования (лупы, магниты, колбы, свечи), ё песком, водой и др. материалами. Узнают из опытов некоторые свойства материалов: растворимость, прозрачность, плавучесть.

Так как дети любят рисовать, лепить и заниматься творчеством, то мы оборудовали уголок изодеятелъности всем необходимым: есть образцы по лепке и аппликации,

, печати, фломастеры и карандаши, пластилин. Дети самостоятельно делают аппликации из бумаги техникой обрывания, создают работы, используя соль, морали в оформлении группы, создавая композиции «Зимние ветки», пенопластом.

предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная, высокотворческая деятельность, ведь разнообразие игрушек не является развития ребенка. Мы в свободное время рисуем, шьём, вяжем,

Дети, эмоционально положительное отношение к детскому саду, го, обогащает новыми впечатлениями и знаниями., побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация создания предметно - развивающей среды в ясельных группах

Воспитатель дает практические рекомендации относительно структуры  предметно - игровой среды группы детей раннего возраста и представляет собственный опыт в создании развивающей среды в группах раннег...

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

Положение о смотре - конкурсе " Создание предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию"

В материале описаны требования  созданию предметно - развивающей среды по патриотческому воспитанию по возрастам....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...