СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья посвящена вопросам изучения социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В статье рассматриваются особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте, ее роль в воспитании дошкольников и в формировании определенных личностных качеств и моделей поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_volkova_v.g.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена вопросам изучения социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста в игровой деятельности. В статье рассматриваются особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте, ее роль в воспитании дошкольников и в формировании определенных личностных качеств и моделей поведения.

Ключевые слова: социально-личностное развитие дошкольников, игровая деятельность, роль игры в развитии дошкольников.

SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT AND EDUCATION OF PRESCHOOLERS IN GAME ACTIVITIES

The article is devoted to the study of social and personal development and education of preschool children in play activities. The article discusses the features of game activity in preschool age, its role in the education of preschool children and in the formation of certain personal qualities and behavior patterns.

Keywords: social and personal development of preschool children, game activity, the role of the game in the development of preschool children.

Проблема социально-личностного развития детей дошкольного возраста продолжает находиться среди наиболее актуальных на сегодняшний день, привлекая все больше исследователей этого вопроса, что обусловлено усложнением социальной среды, недостаточной социализированностью детей, снижением воспитательного потенциала семьи, нехваткой во многих программах для педагогов единой четкой системы социального развития детей, подкрепленной методическими рекомендациями и пособиями. Все чаще у дошкольников наблюдается недостаточная развитость коммуникативных качеств, что связано с занятостью родителей, недостаточным уровнем семейной культуры и преобладанием в семьях электронных средств коммуникации. Именно поэтому наиболее остро встает проблема поиска методов социально-личностного воспитания детей в детских дошкольных организациях.

В дошкольном возрасте ребенок погружается в мир социальных отношений через общение. Это могу быть как реальные, так и игровые отношения со взрослыми и сверстниками. Но так как именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то именно через не по большей части происходит социализация ребенка. В игре активизируются ум и воля ребенка, глубоко затрагиваются его чувства, повышается жизнедеятельность организма, происходит физическое развитие. Посредством игры всесторонне развивается личность ребенка, активно формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность его социальной практики [3].

Принимая на себя ту или иную роль, ребенок на время игры полностью в нее вживается, отождествляет себя с ней, посредством чего развивает свою личность и расширяет свой личный опыт. Символическое пространство игры дает возможность проявить себя с позиции той роли, которая невозможна или недоступна в реальной жизни. Эта особенность игровой деятельности расширяет внутреннее пространство личности, создавая возможность увеличения вариативности собственного «Я», а значит, и создания более тонкого, дифференцированного богатого внутреннего мира [5].

Кроме того, именно в дошкольном возрасте развивается психический пол ребенка, что проявляется в формировании полоролевых предпочтений и интересов поведения [4].

Игра, безусловно, имеет социальную основу, она всегда тесно связана с миром взрослых. Но так как окружающая ребенка действительность очень многообразна, он переносит в игру только некоторые ее стороны: сферу человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и Р.И. Жуковской в течение дошкольного возраста развитие игры происходит по направлению от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам и вещам, которые используют окружающие. Поэтому в игре дети этого возраста воссоздают действия взрослого с каким-то предметом (например, ребенок готовит еду на игрушечной плите или купает куклу в тазике). Начиная с 4-5 лет у детей наблюдается развернутая форма ролевой игры, в которой на первый план начинают выходить отношения между людьми, осуществляемые посредством действий с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность изначально задается взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Позже ребенок начинает обобщать игровые способы и самостоятельно переносить их на другие ситуации. Так игра становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

В педагогической теории игра рассматривается преимущественно как средство воспитания, в основе чего лежит представление, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Однако не в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Например, девочки, играя в семью, могут демонстрировать совершенно разное социальное поведение: изображать ласковую и заботливую маму, властно командовать детьми, покрикивать на своего мужа и т.п. Если сравнить их чувства во время игры и выбранные способы общения, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера и социально-личностное развитие девочек в дальнейшем. Поэтому хоть игра по большей части является самостоятельной деятельностью ребенка, участие взрослого (педагога или родителя) необходимо, чтобы, влияя на содержание и ход игры, научить детей правильным основам социального поведения. Только тогда игра становится «школой» для ребенка, средством воспитания, обучения и развития [2].

Роль игровой деятельности в социально-личностном развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста обширна и многообразна. Значению игры в воспитании и развитии дошкольника были посвящены труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.П. Усвой, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и др. Довольно часто авторы отмечают, что игра является важнейшей сферой самовыражения ребенка, развития его «самости», которая в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

С помощью игры ребенок получает возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых, воспроизводя их социальные отношения. Игра способствует развитию у ребенка самоутверждения и самооценки: в ней ребенок имеет возможности переживать «ситуацию успеха», получать признание сверстников. Играя дети начинают осознавать, что они являются частью конкретного коллектива, впервые возникает чувство единения, формируется общественное мнение. Также у дошкольника развивается способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир «его глазами». Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, начинается переход на новую ступень интеллектуального развития. Так, например, в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо вставать на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях. В режиссерской игре ребенок решает еще более сложную задачу: он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей, мотивирует их поступки [1].

Таким образом, игровая деятельность, будучи ведущей у детей дошкольного возраста, является незаменимым педагогическим инструментом всестороннего воспитания и развития детей, в том числе и социально-личностного. В правильно организованной игре с помощью педагога дошкольники усваивают приобретают первые важнейшие навыки социального взаимодействия, усваивают нормы и модели социального поведения. Показателями правильно организованной игры являются хорошее настроение детей, положительные отношения между ними, разнообразное применение полученных в игре навыков. Если в дошкольном возрасте ребенок наиграется от души, то в будущем он будет легко адаптироваться к любым ситуациям, принимая на себя реальные роли, например – роль ученика

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 432 с.
  3. Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – №6 (86). – С. 629-632.
  4. Турченко В.И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 256 с.
  5. Цеева Л.Х., Симбулетова Р.К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности // Концепт. – 2014. – №07.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности

РАЗРАБОТКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ЭКСПЕДИЦИЯ В АФРИКУ»...

Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...

Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность

ДОКЛАД: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность»...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников в игровой деятельности".

В данной статье содержится информация об особенностях организации эколого-краеведческих игр в старшем дошкольном возрасте, а также описан опыт своей работы по осуществлению экологического воспитания д...

Нравственное воспитание дошкольников в игровой деятельности

Консультация для воспитателей по нравственному воспитанию дошкольников в игровой деятельности...

Отчёт самообразовательной работы на тему: «Социально – нравственное воспитание дошкольников посредством игровой деятельности»

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Особое развитие в дошкольном возрасте получает игра, в основе которой роль, в...

Обобщение опыта. Тема "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности."

Презентация "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности"...