Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевые игры.
статья (старшая группа)

Пахомова Лариса Борисовна

Гендерное воспитание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

        

Актуальной задачей современной системы дошкольного образования является воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей.

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной  в  гендерном воспитании детей.

В сюжетно-ролевой игре в символической форме дети воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.

Но для того чтобы  сюжетно – ролевая игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры,    при этом  педагог должен  учитывать, что гендерное  воспитание детей во многом будет отличаться индивидуальными особенностями каждого ребёнка, зависеть от тех моделей поведения взрослых (женщин и мужчин), с которыми дети постоянно сталкивается в семье. Поэтому в процессе руководства сюжетно-ролевой игрой, нужно создавать сюжеты, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

 Роль воспитателя состоит в том, что  ежедневно участвуя в играх детей,  он руководит ими, при этом  использует  прямые и косвенные приемы руководства, осуществляет  педагогическую поддержку мальчиков и девочек, создает  специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.

Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии;

мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты, мужские взаимоотношения в мужских профессиях.

То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная.

 Так для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Для развития этих качеств у мальчикам подходят такие  сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Исследователь», «ГИБДД»,  «Служба спасения», « Автосалон», «Гараж».

Женщины  же обычно выбирают профессии, позволяющие проявить отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.

Поэтому, для  самовыражения девочек, подходят такие сюжетно – ролевые игры как: «Детский сад», «Школа», «Салон красоты», «Супермаркет», «Семья», но  и в этих играх привлекаются  мальчики.

 Так в сюжетно-ролевой игре «Семья» у детей формируется представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. «Папой» в игре  будет только мальчик, а «мамой» - однозначно девочка. Более того, роли детей в игровой семье распределяются не по сюжету, а относительно пола играющих детей.

Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово и элементы мужских и женских костюмов. Это можно использовать в сюжетно-ролевой игре «Театр».  Дети учатся  действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формируется  доброжелательное отношение между детьми.

Сюжетно-ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, в играх « Автосалон» и «Гараж» могут работать и девочки – приём заказов, мойка машин, директор автосалона,  а в играх «Скорая помощь», «Больница» -  «врач» и «пациент»  могут свободно меняться ролями.

Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли, в игре «Магазин» продавцом могут быть и мальчик, и девочка.

Проявляются половые предпочтения не только в сюжетах, но и в использовании в игре атрибутов, игрушек. Мальчики выбирают оружие, детские инструменты, конструктор, девочки играют с куклами, кукольной мебелью и кухонными принадлежностями.

 Но все же дети еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы, поэтому на помощь приходит воспитатель. Также воспитатель может  корректировать те или иные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетных изменений.

 Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует:

• развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу;

• освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе;

• умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом;

• строить длительные доброжелательные взаимоотношения;

 Все это оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности как мальчиков, так и девочек.

Сюжетно-ролевая игра для  детей  – это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, свободы выбора, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры

В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры...

«Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевую игру»

    Современные образовательные программы детских садов составлены таким образом, что воспитывать и обучать детей нужно с учетом пола ребенка, и это является одной из важнейших педаго...

«Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевую игру»

    Современные образовательные программы детских садов составлены таким образом, что воспитывать и обучать детей нужно с учетом пола ребенка, и это является одной из важнейших педаго...

Обобщение опыта по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру», фотоотчёт

Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий:uсоздание предметно-развивающей среды,u наличие определенного времени в режиме дняu профессионализм педагога.  Сюжетно-р...

Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Гендерное воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру

В данном материале рассказывается о роли сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Так же в статье говорится о разнообразных сюжетно-ролевых играх как для девочек...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте важны для дошколят и их значимость я представляю в этом сообщении....