Коррекция агрессивного поведения дошкольников
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Яблокова Татьяна Андреевна

Данное программа является эффективной про коррекции и профилактике инструментальной агрессией, т.е. где агрессия иявляется методом достижения цели, но не целью! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Программа коррекции и профилактики агрессивного поведения дошкольников.

Актуальность программы.

Повышенная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Различные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности в дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге теряются возможности полноценного общения агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными.

Разработанная Программа коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и выраженным.

Использование игровых методик в дошкольном возрасте является одним из основных средств взаимодействия педагога-психолога с детьми, так как игра является ведущей деятельностью в данный возрастной период. Стремление рисовать также присуще детям дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя.

Поэтому при взаимодействии педагога-психолога с дошкольниками наибольшее распространение получили различные варианты игровых и рисуночных методик.

При этом групповые формы взаимодействия педагога-психолога с детьми дошкольного возраста позволяют:

– развивать социальные навыки у детей;

– позволяют дошкольникам оказывать взаимную поддержку друг другу;

– дают возможность детям наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

– позволяют осваивать новые социальные роли;

– повышают самооценку ребенка и ведут к укреплению личной идентичности.

Таблица 4.

Нормативно-правовая база разработки коррекционной программы

Название нормативно-правового акта

№ и дата принятия

Какие статьи следует учесть при организации работы

«Об образовании в Российской Федерации»

29 декабря 2012 года №273 - ФЗ

Глава 1. Статья 5

Глава 2. Статьи 10-20

Глава 3. Статьи 33-35

Глава 4. Статья 45

Глава 5. Статья 46,50

«Семейный кодекс Российской Федерации»

29 декабря 1995 года N 223-ФЗ

Глава 2. Статьи 7-9

Глава 11. Статьи 54-57

Глава 12. Статья 65

«Уголовный кодекс Российской Федерации»

13 июня 1996 года N 63-ФЗ

Глава 14. Статьи 87-90

Цели и задачи программы

Идея: В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Часто в роли так называемых «благополучных», «нормальных» агрессоров, которые с раздражением смотрят на окружающих и мимоходом отпускают саркастические замечания, каждый также бывает нередко .Данная программа направлена на оказание помощи детям среднего и старшего, подгот. дошкольного возраста, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливостью, настороженностью, подозрительностью.

Цель: Создание условий для социализации детей в обществе по средствам профилактики и корректирования агрессивного поведения дошкольников

Задачи:

  1. Снятие аффекта "неадекватности", формирование адекватной самооценки детей.
  2. Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей.
  3. Снятие чрезмерного напряжения детей.
  4. Развитие и обогащение навыков конструктивного поведения.

Периодичность: 2 раза в неделю в течение 4 месяцев

Планируемые результаты:

- повышение уверенности в себе;

- снижение агрессивности;

- конструктивное поведение.

Критерии и показатели результатов мы отобразили в таблице 4.

Таблица 5.

Критерии и показатели результатов

Критерий

Показатель эффективности

Метод получения данных

Эмоционально-волевой

- уменьшение уровня агрессии

- уменьшение чувства страха, способности победить страх

- снизить привязанность коммуникации, расширение взаимоотношений детей

- активное участие в играх и мероприятиях

Тест руки Вагнера

(Приложение 1)

Ценностно-смысловой

- заинтересованность родителями в успешном результате коррекции

- стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы

- наличие у родителей способность к эмпатии, педагогической рефлексии и самоконтролю

Анкета для родителей

- заинтересованность детьми процессом коррекции

- самостоятельность детей в коррекции сверстников (успокоить, поговорить)

Наблюдение за работой детьми в группе в свободное время

(Приложение 2)

Поведенческо-деятельностный

- умений строить взаимоотношения в социуме без проявления агрессии

- наличие самоконтроля у детей

- способность самостоятельно найти поиск решения проблемы без проявления агрессии

- способность адоптироваться к различным условия

Наблюдение за детьми в свободное время

Наблюдение за детьми вне детского сада (на экскурсия и т.д.)

(Приложение 2)

Рефлексивный

- удовлетворенность родителей и педагогов изменениями в поведение детей

- способность рефлексии у детей к своим поступкам и речи

- способность в рефлексии своих творческих работ

Беседы с родителями.

Наблюдение за детьми

Тест руки Вагнера

Тематический план

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю в течение 4 месяцев. Время занятий устанавливается в зависимости от возрастной группы детей: для средних – 20 минут, для старших – 25 минут, для подготовительных – 30 минут. Общий объем часов: средние – 11 часов, старшие – 13 часов, подготовительные- 16 часов.

Таблица 6.

Тематический план коррекции и профилактики агрессивного поведения дошкольников

Тема

Часы

Ответственный

Давайте познакомимся!

Цель: Наладить позитивное и доверительное отношение детей к себе.

Согласно возрастной группе

Педагог-психолог Яблокова Т.А.

Моя семья!

Цель: Диагностика семейных отношений, комфорт ребенка в семье

Педагог-психолог

Снятие психофизиологического напряжения.

Цель: Снятие дискомфорта, расслабление мышц, выплеск негативна.

Педагог-психолог

Физкультурный руководитель

Я в мире других.

Цель: Закрепить способность дифференцировать понятия «добро» и «зло», осознание моральной стороны поступков, научить детей способам выражения сопереживания и сострадания.

Педагог-психолог

Воспитатели

Мои чувства (Пример 2)

Цель: воспитание в детях «самоконтроля»

Педагог-психолог

Моя семья! (Занятие с родителями)

Цель: Спроектировать ситуацию, когда родитель будет в роли ребенка, а ребенок в роли взрослого. Дать возможность осознать чувства своих близких.

Педагог-психолог

А давайте попробуем так.

Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Педагог-психолог ФР

Индивидуальная работа с детьми.

Цель: Предоставить ребенку возможность побыть собой. Диагностика ситуаций, которые беспокоят ребенка.

Педагог-психолог

Доброта.

Цель: Вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия).

Педагог-психолог

Доброта.

Цель: Вербализация чувств, их осознание и закрепление.

Педагог-психолог

Спорт-здоровье.

Цель: Отреагирование агрессии. Снятие психофизиологического напряжения.

Педагог-психолог

Физкультурный руководитель

Расслабление.

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил

Педагог-психолог

Моя тень.

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.

Педагог-психолог

Воспитатели

Отдых на море.

Цель: Обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Педагог-психолог

Путешествие в страну Дружиляндию (Пример 1)

Цель: Продолжать развивать рефлексивные навыки

Педагог-психолог

Это я, узнай меня

Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Педагог-психолог

Ласковые слова

Цель: Снятие эмоционального напряжения и выражение агрессии

Педагог-психолог

В Цветочном городе.

Цель: Воспитывать сочувствие, сопереживание и осознание своих чувств

Педагог-психолог

Камешек в ботинке.

Цель: Отреагирование агрессии

Педагог-психолог

Передай настроение

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил

Педагог-психолог

А я ….

Цель: Снять невербальную агрессию

Педагог-психолог

Корзина эмоций (Занятие с родителями)

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил

Педагог-психолог

Когда я сержусь …

Цель: Побудить детей спроектировать последствия своей агрессивности в рисунке.

Педагог-психолог

Когда я сержусь…(Индивидуальная работа)

Цель: Побудить детей обсудить рисунки, воспитывать чувства контроля, перенаправление своего гнева

Педагог-психолог

Индивидуальная работа

Цель: Снятие негативных эмоций, воспитание чувств эмпатии, сочувствия

Педагог-психолог

Что такое дружба?

Цель: Спроектировать у детей понятие дружба, что она включает.

Педагог-психолог

Моя любимая игра.

Цель: Предложить детям самостоятельно выбрать игру, заинтересовать остальных. Воспитывать уважение к остальной группе.

Педагог-психолог

Наши секреты (занятие с родителями)

Цель: Укрепить доверительные отношения в семье.

Педагог-психолог

Индивидуальная работа.

Цель: Корректирование полученных результатов и их закрепление.

Педагог-психолог

Давайте будем дружить!

Цель: Закрепление результатов проделанной работы.

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция агрессивного поведения дошкольников"

Для того,что бы результат работы с агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо. чтобы корекция носила не эпизодический характер,а системный, комплексный, предусматривающий проработку каждой характ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...

Программа занятий для коррекции агрессивного поведения дошкольников с использованием игротерапии.

Программа позволяет снизить уровень агрессивности и тревожности у детей старшего дошкольного возраста....

Программа Коррекция агрессивного поведения дошкольников "Злится разрешается"

Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов и родителей на тему "Агрессивное поведение дошкольников: профилактика и коррекция" содержит теоретический материал о природе детской агрессивности, возрастные особ...

Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».

Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....