"Как готовить ребёнка к поступлению в детский сад"
консультация

Петрова Светлана Николаевна

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как готовить ребенка к детскому саду?

• Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

• Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.

• Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

• Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.

• Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома..

• Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

• Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

• "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

• Учить ребенка дома всем необходимым навыкам cамообслуживания.

• Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.

• Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

• Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

• Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

• Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

 

Причины тяжелой адаптации

к условиям ДОУ

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.

3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Признаки успешного завершения адаптации

     Адаптация успешно завершена, если:

  • У ребенка стабильное положительное настроение в течение недели, он в основном активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо ест и спокойно спит.
  • У ребенка отсутствуют заболевания.
  • Ребенок прибавляет в весе.
  • У ребенка появились новые навыки, умения, способности, ребенок развивается.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад

1. В присутствии ребёнка плохо говорить о детском саде

2. "Наказывать" ребенка детским садом и поздно забирать домой.
3. Мешать его контактам с детьми в группе.

 

4. Не  уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.  Водить ребенка в многолюдные места.
5. Всё время кутать, одевать не по сезону.  
6.  Конфликтовать с ним дома.
7.  Наказывать за  капризы.
8.  В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
9.  Все время обсуждать в  его присутствии проблемы,  связанные с детским садом.
10. Не обращать внимание на видимые отклонения в поведении ребенка.

КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад

1. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как  можно раньше забирать домой.

2. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

3. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

4. На время прекратить походы в цирк,  в театр,  в гости.  Сократить просмотр телевизионных передач.

5. Как можно раньше сообщить врачу, воспитателям, психологу о  личностных особенностях малыша.

6. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

7. Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

8. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать за капризы.

9. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к врачу, психологу.

10. При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома  и  выполнять все предписания врача.



Предварительный просмотр:

Как готовить ребенка к детскому саду? Памятка для родителей.

♦ Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

♦ Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

♦ Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.

♦ Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

♦ Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.

♦ Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.

♦ Повысить роль закаливающих мероприятий.

♦ Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

♦ Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

♦ Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.

♦ «Раскрыть секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

♦ Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

♦ Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.

♦ Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

♦ Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

♦ Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.

♦Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад.

♦ Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

♦ Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

♦ Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

♦ Щадить его ослабленную нервную систему.

♦ Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

♦ Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

♦ Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

♦ Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

♦ Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

♦ При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.

♦ При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.



Предварительный просмотр:

«Как готовить ребенка к поступлению в детский сад »

       Уважаемые родители! Вы сейчас вступили в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он поступил в детский сад.

Никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Адаптация – приспособление.

И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать по больше об особенностях этого сложного периода.

В большинстве случаев дети легко адаптируются к новой обстановке, и привыкают к детскому саду, находят там друзей и с радостью учатся новому. Но чтобы приспособиться, каждому ребенку нужно время. Необходимо помнить, что период адаптации, индивидуален, он может занимать несколько дней, недель, а иногда и месяцев. Чаще всего зависит это, от того насколько сильна у ребенка привязанность к родителям и к дому, чем выше зависимость, тем дольше будет проходить процесс привыкания ко всему новому. Легче всего процесс адаптации проходят дети, из многодетных семей и из семей, где нет гиперопеки над малышом.

Довольно часто в книгах и статях по психологии, детские психологи, отмечают, что при так называемой легкой адаптации поведение ребенка приходит в норму в течение месяца, аппетит восстанавливается к концу первой недели, а проблемы со сном пропадают за 1-2 недели.

В случае трудной адаптации в течении первого месяца поведение ребенка может быть неустойчивым и отмечается резкой сменой настроения, аппетит и сон приходят в норму через 20-40 дней.

При тяжелой адаптации происходят нарушение сна, аппетита, настроения ребенка. В этот период, его могут мучить кошмары, отражающие психотравмирующие моменты.

Иногда у некоторых детей можно наблюдать и крайнюю степень очень тяжелой адаптации, которая может длиться до 6 месяцев.

Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Планомерно, постепенно подводите ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой.

Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить данную привычку и предоставить ему возможность уснуть самостоятельно. Ломка сложившихся стереотипов при укладывании спать приводит адаптирующегося ребенка к негативным реакциям. Поэтому лучше это сделать в домашних условиях, не торопясь, постепенно, оберегая нервную систему малыша от переутомления.

 Пребывание ребенка в дошкольном учреждении предполагает трехразовое питание, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и работоспособность детского организма. Однако не все дети хорошо едят в детском саду. Это связано, прежде всего, с изменением рациона детского питания. Поэтому следует пересмотреть меню, приучать детей есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.

 Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.

 Если родителям удается приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.

Для того, чтобы адаптация к детскому саду, все же прошла успешно, ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к посещению дошкольного учреждения – самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком, ребенок не должен бояться проситься в туалет и высказываться о других своих потребностях.

Имейте в виду, что пока ваш ребенок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы. И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. 



Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Многие родители опасаются, не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней среды в среду детского сада, где ему уже не смогут уделять столько внимания, как дома. Сложность задачи для многих мам  состоит в том, что адаптация к детскому саду предполагает наличие у мамы готовности отпустить ребенка, предоставить ему больше самостоятельности, и в конце концов, способствовать обретению им независимости от самих родителей.

Первый шаг на пути к этому – отлучение ребенка от груди, к которому ребенок оказывается готовым к концу первого - началу второго года жизни. Некоторые мамы не справляются с задачей отлучения от груди, продолжают удерживать малыша в тесном телесном контакте, хотя биологической потребности в материнском молоке у него уже нет, и тем самым способствует формированию психологической зависимости от ухаживающего за ним взрослого. В норме в этот период развития мама становится для ребенка, в первую очередь, партнером по играм, по освоению предметного мира и окружающего пространства. Однако некоторым мамам кажется, что такой переход прервет их эмоциональную связь с любимым чадом. Удержание ребенка в симбиотической связи, отвечавшей потребностям предыдущего периода развития, ведет на данном этапе к инфантилизации. Психологи считают, что с переходом на новый этап отношений с родителями, ребенок не теряет чего-либо ( безопасность, защиту, эмоциональную связь и т.д), а наоборот, приобретает новый опыт построения отношений с близкими людьми и миром, делает важный шаг по пути взросления.

Как родителям готовить ребенка к поступлению в ДОУ

Накануне поступления в ДОУ будет полезно приблизить режим ребенка к принятому в саду. Очень важно, формировать у ребенка навыки самообслуживания. Отправляя ребенка в сад, маме необходимо позаботиться об удобной практичной одежде. Прежде всего,  такой, которая позволяет ребенку в группе и на прогулке чувствовать себя раскованно и свободно. Понятно, что в садике случаются всякие казусы: играл на полу, облился супом, упал на улице. Поэтому одежда должна быть легко стираемой и недорогой, чтобы у мамы не возникло желания отчитывать ребенка за то, что он испачкался во время игры. Лучше иметь в запасе несколько комплектов одежды на смену.

Если ребенок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть игрушки, показать игровую комнату, спальню,  вызвать интерес к новому окружению и вернуться домой. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.

Залог успешного посещения ребенком садика – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Воспитатель играет существенную роль в становлении ребенка: в организации его взаимодействия с другими детьми, в формировании самооценки, в развитии интереса к различным сферам деятельности. Поэтому родителям важно познакомиться с теми, кто работает в группе, заранее, и также познакомить ребенка с воспитателем. Важно узнать у воспитателя, какой режим принят в детском учреждении, какие ограничения и требования, какие навыки рекомендуется привить ребенку для того, чтобы адаптация прошла как можно успешнее. Одновременно, стоит рассказать воспитателю об особенностях темперамента  и здоровья ребенка, его суточном режиме, привычках.

Важнейшей задачей родителей – мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Известно, что нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные дети в семье, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад. Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома. Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми ( по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

Осложняющим фактором адаптации будут конфликты в семье, необщительность родителей. Дети неправильно усваивают мироощущение своих родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому сверстники могут не принимать их в свой круг общения.

Родителям  необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации.

Однако не слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому маме не следует, приведя  ребенка  домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленях у взрослого, расслабиться от прикосновений.

Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставлять ребенку возможность « побеситься» дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры. Если не разрядить напряжение, которое возникает у ребенка, чувствующего себя в саду скованно, напряженно, то оно может стать причиной невротических расстройств.

Наблюдая  за малышом, взрослый почувствует, какие именно занятия после детского сада помогают ему расслабиться, сбросить напряжение: игры с братом, прогулка с мамой, общение с домашними животными или активные игры во дворе и т.д.

Обычно период адаптации заканчивается к концу второго  месяца.

Что делать, если возникают трудности в адаптации

Влияет на адаптацию и возраст поступления в ДОУ. Малыши настороженно относятся к незнакомым людям. У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и это приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, так как стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таких детей лучше подольше подержать дома, просто посещая группы развития.

Годовалые дети и дети трех лет переживают нормативный кризис развития, который выражается, в проявлениях негативизма в отношении близких людей. Поэтому они могут давать бурные протестные реакции, капризничать, когда мама собирает в детский сад. Надо поинтересоваться у воспитателей, как чувствует себя ребенок в группе: если малыш быстро успокаивается, оставшись без мамы, значит, адаптация идет благополучно.

Родителям необходимо интересоваться  играет ли ребенок в группе с детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. Ведь наиболее успешно проходит адаптация, когда и в группе, и в семье требования  будут похожими.

Необходимо учитывать также и темперамент ребенка. Хуже всего себя чувствуют дети с флегматическим и холерическим темпераментом.

Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду. Но труднее всего приходится медлительным детям. Флегматичные дети не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

Легче  адаптируются дети общительных, контактных родителей, которые в детстве сами не испытали проблем с детским садом. Если оба родителя не отличаются общительностью, ребенок не особенно тянется к сверстникам и предпочитает играть один.

Если адаптационный период затягивается, и имеют место  трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы (не просто капризы), постоянные болезни, то следует бить тревогу. Маленькие дети не всегда могут сформулировать свои мысли и чувства, но могут выразить их в процессе рисования, лепки, игры с куклами. Поговорите с воспитателями, с медсестрой, обратитесь к психологу. Возможно, лучше подождать с детским садом до 4-5 лет или отдать малыша в группу развития, где детей немного и есть специалисты, помогающие малышам адаптироваться. В сложных случаях родители могут и должны обращаться к психологам и психоневрологам, работающим в детских садах и центрах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: " Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад?"

Данная консультация даёт возможность родителям правильно подготовить ребёнка к адаптации в детском саду....

«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД?»

Проблема адаптации ребёнка к новым условиям при поступлении в детский сад существует не одно десятилетие....

Как готовить ребёнка к поступлению в детский сад

Рекомендации  родителям для успешной адаптации детей к детскому саду...

Консультация для родителей "Как надо родителям готовить ребёнка к поступлению в детский сад"

Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка....

Презентация "Как готовить ребёнка к поступлению в детский сад"

Подготовить родителей к адаптационному периоду. Дать рекомендации, чтобы ребёнок скорее привык к детскому саду. чтобы адаптация прошла менее безболезненно....