Роль подвижных игр в жизни и развитии детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Подымникова Наталья Викторовна

 Роль подвижных игр в жизни и развитии детей раннего возраста трудно переоценить и с их помощью ребенок развивается всестороннее и гармоничнее. Увлекательная  игра дает возможность воздействовать на детей, прививая им в игровой форме многие важные навыки и знания. В процессе игры можно благоприятным образом проводить физическое, нравственное, моральное воспитание детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_podvizhnyh_igr.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в жизни и развитии детей раннего возраста

Подвижные игры детей раннего возраста - это замечательная возможность весело, радостно и с пользой проводить время, как на прогулке, так и в группе.

Роль подвижных игр в жизни и развитии детей раннего возраста трудно переоценить. Можно сказать, что с их помощью ребенок развивается всестороннее и гармоничнее. Увлекательная подвижная игра дает возможность воздействовать на детей, прививая им в игровой форме многие важные навыки и знания. В процессе игры можно благоприятным образом проводить физическое, нравственное, моральное воспитание детей.

      Повысить интерес и вовлечь ребенка в игру это как одно из условий всестороннего развития детей раннего возраста.

Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует, бегает –

пусть находится в постоянном движении.

Ж. -Ж. Руссо

На физическом уровне подвижные игры способствуют общему укреплению многих систем организма ребенка. В процессе игр у детей нормализуется работа сердечно-сосудистой системы, активно работают мышцы, улучшается моторика и координация движений. развивается двигательная активность детей. Особенно они полезны для детей, которые имеют склонность к аллергическим заболеваниям, ОРВИ или простудным заболеваниям.

Благотворное влияние оказывают они и на психическое и эмоциональное состояние детей. Многие игры позволяют ребенку раскрепоститься, побороть страхи, преодолеть стеснение и научиться общаться с детьми.

      Детская психика устроена так, что без игрушек и двигательных навыков малыш не может стать полноценной личностью. Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные игрыИгра для ребёнка не только удовольствие и радость, что тоже не мало важно: игра оказывает на малыша всестороннее развитие, это - лучшее лекарство от «двигательного голода»

Давайте подробнее рассмотрим влияние подвижных игр на всестороннее развитие ребёнка.

Основные аспекты:

  1. Совершенствование физических навыков.

В раннем и младшем возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков и развитию физических качеств (быстрота, ловкость, сила, равновесие, координация движений ит.д.). Например, заставить ребенка приседать или делать наклоны определенное количество раз довольно тяжело, даже если использовать мотивацию. А вот в ходе веселой игры дети настолько увлекаются, что не замечают, сколько раз они выполняли то или иное полезное движение.

  1. Оздоровительный эффект

В процессе игр у детей нормализуется работа сердечно-сосудистой системы, активно работают мышцы, укрепляется опорно - двигательная система, улучшается моторика и координация движений, развивается двигательная активность детей. Особенно полезны игры  детям на свежем воздухе.

При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Благотворное влияние оказывают они и на психическое и эмоциональное состояние детей.

  1. Эмоциональное развитие.

Ни для кого не секрет, что хорошее настроение способствует более полноценному развитию всего организма, в том числе и развивающегося растущего ребенка.  Активное движение позволяет малышу расходовать свою неограниченную энергию, Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье ребёнка.

4.  Развитие речи.  

Игры со словами обогащает активный и пассивный словарь детей.

Игры со словами, потешками – прекрасная возможность для совершенствования речевых и коммуникативных умений. Ребенок проговаривает свои действия, разыгрывает диалоги, распределяет роли, договаривается об игровых правилах.

  1. Познавательное развитие.

Игра помогает расширять и  углублять знания об окружающей действительности. Выполняя различные  роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения. Например,

Параллельно с усвоением новых знаний активно развиваются и психические процессы: все виды памяти, мышления, воображение, внимание.

  1. Развитие воображения.

Большинство подвижных развлечений в этом возрасте должны обыгрываться, иметь простой сюжет и понятные условия. Нужно не просто бегать, скакать и прятаться. Важно еще перевоплощаться во время игры в разных персонажей: животных, растения, сказочных героев. В игровом процессе дети наделяют предметы совершенно новыми, порой необычными свойствами. Причем сами «игроки» понимают, что все происходит не всерьез, однако на самом деле видят в палке лошадку, в обруче (в круге) – домик, в стульчике или фишке – деревья и т.д.

  1. Развитие нравственных и моральных качеств.

Ребенок в ходе игры делает определенные выводы о поступках и поведении, учится быть мужественным, честным, доброжелательным, сочувствовать сверстникам, поддерживать и жалеть их, радоваться и сопереживать, Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Однако для формирования моральных аспектов требуется взрослый человек, который поможет сделать правильные выводы из сложившейся ситуации.

Итак, игры не возникают сами по себе, детей необходимо обучать игровым действиям и правилам. Таким образом, главная задача родителей – вызвать у ребенка неподдельную заинтересованность к играм. Один из важных моментов успешности подвижной игры — заинтересованность в ней самих детей, поэтому она должны проводиться живо, эмоционально, непринужденно.

Как же научить малыша играть? Очень просто – надо чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимого мишку малыша. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку, и если надо, то становится на четвереньки и лает. Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием.

Развивающий эффект от игр невозможен без участия родителей. Чем младше ребёнок, тем активнее взрослые должны включаться в игровой процесс. Именно мама с папой являются главными партнерами маленьких детишек, инициируя игры или поддерживая инициативу малышей.


        Главная цель нас взрослых - расширить для ребенка окружающий мир, помочь реализовать сегодняшние возможности и создать условия для дальнейшего развития.

Игра – замечательный способ пообщаться с ребенком, лишний раз продемонстрировать ему свою любовь. Не секрет, что детские воспоминания накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Каждая семья может сделать эти воспоминания теплыми и добрыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижных игр в формировании всестороннего развития детей дошкольного возраста

Игра является одной из основых видов деятельности.  Благодаря  игре  ребенок развивается и получает все необходимые навыки для дальнейшего жизненного опыта. Дети любят играть, в э...

Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений....

подвижные игры как средство физического развития детей раннего возраста

В данной презентации раскрыта тема по подвижным играм в раннем возрасте. Она состоит из трез разделов: 1) цели и задачи, 2) примеры подвижных игр, 3) вывод...

Роль фольклора в жизни и развитии детей раннего возраста.

    Фольклор имеет большое значение в развитии речи детей дошкольного возраста. Чем отличаются многие фольклорные произведния, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуютс...

Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»...

Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»

Родительское собрание «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста»...