Консультация "Русская сказка и гендерное воспитание"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мальчики и девочки...Что важно заложить в характеры, чему научить - ведь, впереди взрослая жизнь. И здесь нам, взрослым, очень помогут как русские народные сказки, так и авторские. Мудрые мысли о воспитании скрыты и в пословицах, нам нужно помочь нашим крохам научиться анализировать проблемные ситуации из сказок, из жизни группы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_skazka_i_gendernoe_vospitanie.docx296.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Русская сказка и гендерное воспитание».

Консультация для воспитателей и родителей.

Воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ д/сад №77

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к девочкам, т.е. не  развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными и социальными ролями…

Посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок способствую гендерному воспитанию детей.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но еще даны образцы нравственного поведения.

C:\Users\Админ\Desktop\гендерн воспит\8 (2).jpg

У Н.Н.Гусаровой есть интересная книжечка «Маленькие сказки» с развивающими упражнениями для детей. Герои сказок помогают детям узнать о доброте, справедливости, трудолюбии. Сюжеты вызовут улыбку и смех, улучшают настроение и взаимоотношения детей. А как дети любят в своих рисунках изображать запомнившихся героев сказок, вроде бы и рисунки по сюжету одинаковые, но это только кажется… Каждый ребенок в свой рисунок вкладывает смысл запомнившейся больше всего строчки из текста. Вспомните, например, сказочку «Лягушонок и Кузнечик». Почему Кузнечик последовал совету Ромашки? Смогли бы вы поступить так, как это сделала Ромашка? Ведь, ее поступок говорит не только о доброте, но и о находчивости. А возьмите сказку «Голубка». Сказка учит тому, чтобы мы любили друг друга, и тогда чудеса будут происходить в нашей жизни; учит, что надо уметь прощать друг друга, даже тех, кто нас обижает, и самому не обижать других. Это  - первый шаг к любви. Любить все, что есть вокруг: людей, животных, природу, восход солнца и его закат. И тогда не будет зла на земле, потому что любовь и добро побеждают зло.

Нравятся детям и сказки из книги «Звездочка спешит на помощь». В каждой из них есть свой нравственный урок. Например, сказочка «Кто ярче?» говорит: «Всегда будь уверен в своих силах – и все у тебя получится. Невозможное станет возможным, главное – желание! В сказке «Звездочка и Ветер» - нравственный урок: береги свою жизнь, не совершай необдуманных поступков; не паникуй, если попал в неблагоприятные погодные условия… В сказке «Сказочница» нравственный урок таков: помни, в жизни разное случается. Не отчаивайся, мудро и храбро выполняй правила: не засыпай. Не проливай слез не по делу, думай сам и не мешай думать другим…

C:\Users\Админ\Desktop\гендерн воспит\CAM00183.jpg

Все эти сказки воспитывают самоуважение и уверенность в себе. А эти личностные качества влияют на активность в достижении любых целей. Уверенный в себе ребенок внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов.

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

Формируя уверенную в себе личность, важно учитывать меру и систему. Любое личностное качество хорошо в определенной степени развития. Ведь, у ребенка можно воспитывать такое самомнение, что он не будет замечать своих недостатков, т.е. существует вероятность вырастить заносчивого зазнайку. И здесь на помощь мы можем тоже призвать сказку. Например, сказка «Все золотое» - нравственный урок -  «жадность не доводит до добра»,  «Лиса и Журавль» - нравственный урок -  «злом отвечать на зло – плохо», сказка «Колобок» - нравственный урок – «не будь самоуверен слишком» и т.п…

Нам, взрослым, надо помнить:  «Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются» и  «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло», т.е.  – все хорошо в меру.

Доступны и близки детям русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка»,  «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Финист – ясный сокол»,  «Илья Муромец» и др.

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрыми, справедливыми.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Например: «Вся семья вместе – так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал»,  «Коса – девичья краса», «Без смелости не возьмешь и крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и  др.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, НО надо помочь ребенку реализовать эти представления.   Для этого анализируем различные проблемные ситуации и из сказок, и из жизни группы.

Мальчик и девочка – два разных мира. И если мы заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных  особенностей, то и будем стараться успешно их решать.

Поверьте, сказка – прекрасный материал для эстетического, обучающего, нравственного, познавательного воспитания ребенка. Сказка внушает возможность и достижимость преодоления разных  жизненных невзгод…

И будем помнить:

                   ЧТО КОМУ ИЗ НАС ДАНО – ЭТО, ПРАВО, ВСЕ РАВНО.

                   КАЖДОМУ СВОЕ ДОРОЖЕ, ВАЖНО ТО, ЧТО МЫ НЕСХОЖИ!

Потому что  «русская сказка – страна та заповедная…Живут в ней сила с мудростью  Ивашек  да Емель. Живой водой  напоены, ее согреты ласкою,….А реки там  - молочные, а берега – кисельные, а в небе гуси – лебеди да соколы летят…На картах и на глобусе страны той не  имеется. Она в сердцах у каждого с далеких  детских лет. Живут в ней добры молодцы, живут в ней  красны девицы, шумят леса дремучие, конца, которым нет…

Закончу свою статью словами С.Соловейчика: «Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка. Я принимаю его, охраняю его детство, понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его и я благодарен ему за то, что он есть, и за то , что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем». ЕСТЬ ИНТЕРЕСНАЯ ПРИТЧА:    Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку в ладонях и решил: сомкну ладони, где находится бабочка, и спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»

 УВАЖАЕМЫЕ! ВАШ РЕБЕНОК В ВАШИХ РУКАХ!

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

НОД по гендерному воспитанию во 2 младшей группе «Путешествие в сказку про мальчиков и девочек»

Конспект НОД по гендерному воспитанию во 2 младшей группе «Путешествие в сказку про мальчиков и девочек»...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по гендерному воспитанию на основе русской народной сказки «Цапля и журавль» для детей средней группы

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитани...

Занятие по гендерному воспитанию «Путешествие в сказку» в старшей группе

занятие по гендерному воспитанию, старшая группа...

Консультация на тему "Русская сказка и гендерное воспитание"

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми.Сказки-сильное средство воспитания любви к ближнему.В них отражены не тольк...

Сценарий сказки по гендерному воспитанию детей старшего возраста «Как Мальчик и Девочка спасли друзей»

Участники: Воспитатель - Сыщик, Дед Мороз, Мальчик, Девочка, Урфин Джюс, Волшебница, дети группы...