Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по гендерному воспитанию на основе русской народной сказки «Цапля и журавль» для детей средней группы
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Ахиярова Раушана Магсумовна

    Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhura_gotov.docx19.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель:
    Воспитывать у детей культуру взаимоотношений полов.

    Задачи:

    Образовательные:

    -учить быть внимательными друг  к другу;

    -учить детей эмоционально воспринимать сказки, понимать их содержание;

    -учить представлять образы персонажей, понимать их характер;

    -обогащать речь детей новыми эпитетами.

    Развивающие:

    -развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас;

    -развивать наблюдательность, внимание, память.

    Воспитательные:

    -воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

    -воспитывать понимание роли мужчины и женщины.

    Материал: презентация сказки «Цапля и журавль», фонограмма, 4 обруча картинки с изображением птиц для дидактической игры.

     Ход НОД:

    Сегодня к нам пришли гости посмотреть и познакомиться с нашей группой. В нашей группе живут дети. Кто они?  (Мальчики и девочки)

    Сейчас они познакомятся с вами и вы в этом им поможете. Поиграем в игру «Угадайте, о ком я говорю»

    Кто из мальчиков самый высокий?

    Кто из девочек самая маленькая?

    Кто из мальчиков самый сильный?

    Кто из девочек самая скромная?

    У кого из девочек самые длинные волосы?

    Кто из мальчиков самый трудолюбивый?

    Кто любит ухаживать за цветами?

    Кто интересно рассказывает сказки?

    Кто любит звуковые игрушки?

    Вот такие дружные, хорошие, красивые, замечательные дети живут в нашей группе. Встали слева от меня девочки, а справа- мальчики. Мальчики, скажите пожалуйста, какими вы хотите видеть наших девочек? А девочки, какими вы хотите видеть мальчиков?

    Я надеюсь, что мальчики вырастут настоящими защитниками: сильными, смелыми, ловкими, храбрыми, готовыми всегда прийти на помощь. А девочки добрыми, нежными, заботливыми и всегда красивыми мамами.

    Посмотрите, к нам прилетела сова и принесла интересную русскую народную сказку «Цапля и журавль». Очень часто сказки начинаются присказкой. Вот и я начинаю с присказки, а вы внимательно слушайте…

    Чтение сказки.

    Давайте поиграем в игру «Цапля и журавль»

                    Цапля ходит по воде

                    И мечтает о еде

                    Ноги выше поднимай

                    Ты как цапля не зевай!!!

                    (Поднимают ноги рывком)

                    Чтоб поймать еду в водице

                    Нужно цапле наклониться.

                    Ну-ка, тоже наклонись

                    До носочка дотянись.

                    Утро звонкое приходит

                    И журавлик грустно ходит

    (Ходьба на месте)

                    В небе облачко летает

    (Поднимают руки и качают ими)

                    А журавлик все мечтает

                    «Мне хотя бы капельку

                    Посмотреть на Цапельку».

                    Спит журавлик под кустом,

                    Там его уютный дом

    (Кладут руки под голову, имитируя сон)

                    Мы смеялись и шумели (Прыгают на месте)

                    Разбудить его хотели  (Хлопают в ладоши)

                    Но журавлик стоя спал

                    Видно сильно он устал  (Стоят на одной ноге)

    Беседа:

    Понравилась вам сказка?

    В какое время происходит действие сказки?

    Когда к нам возвращаются перелетные птицы?

    Что означает выражение «гнездо вить, семьями жить…»?

    Обобщение:

    Гнездо вить – значит строить общий дом, семьями жить – значит жить не   одному,  а вместе.  Мужчина и женщина, принимая решение жить вместе, создают семью, готовятся к появлению детей. Кто в этой сказке женщина?

              Как мы можем догадаться об этом? Как в сказке ее называют?  (Сударушка)

    Ну, а журавль кто? (Мужчина)

    Почему он решил пойти к цапле, что он решил ей предложить?

    «Надо хозяйством обзавестись, гнездо свить  да хозяюшку добыть» - думал журавль. Это и есть семья- общее хозяйство, общий дом, совместное мужчиной и женщиной воспитание детей. Журавль предложил цапле выйти за него замуж. А цапля согласилась на предложение журавля «Жить вместе, быть хозяюшкой в их общей доли»?  (Нет)

    Что цапле не понравилось в журавле?  (Он неуклюжий)

    Как цапля не красиво назвала журавля?  (Долговязый)

    Это значит – очень высокий и худой. Это очень неприятное слово. Нехорошо отзываться о внешнем виде другого человека – это некультурно. Журавль обиделся и ушел. А почему цапля решила идти к журавлю?  (Потому что одной жить скучно)

    Удалось ли журавлю и цапле создать семью?

    Почему?  (Друг на друга обижались)

    Герои сказки журавль и цапля не смогли друг с другом договориться, потому что не умели уступать и прощать. А эти качества очень нужны, когда хочешь жить не один, а вместе с кем-то. И еще важно не искать друг у друга недостатки, а уметь видеть хорошее. Об этом говорит русская пословица «Семейное согласие всего дороже». Давайте повторим пословицу.

    Игра «Узнай про кого я говорю», из сказки «Журавль и цапля». Узнать и поднять соответствующую карточку.

            Сидит в кочкарнике долгоносая, долгоносая  (Цапля)

            Зовут щегольком, ходит с хохолком  (Журавль)

            Сударушка (Цапля)

            Платье короткое, пешком гуляет (Журавль)

            Этакая нравная (Цапля)

            Журонька (Журавль)

             Глаза как плошки, не видит ни крошки  (Сова)

    Я надеюсь, что мы сегодня поняли не надо быть такими, как журавль и цапля из нашей сказки. Надо уметь дружить друг с другом, не обижаться по пустякам, быть внимательными и доброжелательными друг другу, и тогда будет гораздо веселее.

    А есть птицы, которые живут очень дружно. Отгадайте-ка загадку:

    На шесте дворец, во дворце певец.

    Это скворцы. Они живут в скворечниках. Папа - скворец заботится о своей семье: приносит корм, защищает если есть опасность, а мама оберегает и ухаживает за своими маленькими скворчатами, учит их.

    Предлагаю вам поиграть в игру «Займи свой домик». В каждом скворечнике есть мама, папа и дети. Будьте очень внимательны, чужих в дом не пускайте.

    Итог занятия:

    О чем мы сегодня говорили?

    Что вам запомнилось?

             Давайте улыбнемся друг другу и споем  «Песенку друзей»

     

     

      Литература:

    1. Ковалько  В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
    2. Доронова Т.А., Девочки и мальчики 3-4 лет в в семье и детском саду. –М., Линка-Пресс, 2009.
    3. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7лет/ /Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.:Просвещение, 2002.
    4. Т. Крылова  «Как спит журавлик».
    5. Ю. Парфенова «Журавлик».
    6. «Дошкольное воспитание» №10, 2012г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект проведения НОД с использованием сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок»

    Тема: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»(Правила безопасности)         Задачи:Формировать  представления детей  об опасных для...

    Сценарий по мотивам русской народной сказки "По щучьему велению" для детей подготовительной группы

    Данный сценарий был использован при подготовке к новогоднему утреннику. После окончания сказки в гости к детям пришёл Дед Мороз. Общая продолжительность праздника - 45-50 минут( 30-35 минут сказка+15-...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевое развитию. Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".

    Данный конспект поможет воспитателем организовать непосредственно образовательную деятельность по развитию речи с интеграцией областей, здоровьесберегающими технологиями и с использованием мультимедий...

    Статья «Русские народные сказки как средство развития речи детей младшей группы».

    Начиная с раннего возраста детям систематически рассказывают сказки, заботясь о том, чтобы произведения художественной литературы оказывали действенное влияние на их поведение, игры, речевое...

    Конспект Интегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

    КонспектИнтегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;ФИО ...