Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевое развитию. Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Балашова Татьяна Анатольевна

Данный конспект поможет воспитателем организовать непосредственно образовательную деятельность по развитию речи с интеграцией областей, здоровьесберегающими технологиями и с использованием мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Речевое развитие: чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый".

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.

Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, деревянные ложки с изображением героев сказки, магнитофон, проектор и экран мультимедийные.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с содержанием русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый».

2. Помочь детям понять поступки героев.

3. Замечать и понимать образные выражения.

4. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Развивающие задачи: развивать память, мышление, зрительную и слуховую память.

Технологии:  здоровьесберегающие,  игровые, информационно-коммуникационные.

Ход НОД.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга, и наших гостей.

Здравствуй дружок,

Здравствуй дружок,

Скорей становись со мною в кружок,

Давай улыбнёмся и скажем «привет»

И солнцу привет,

И гостям всем привет!

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Для этого вам надо закрыть глаза, и сказать: раз, два, три, сказка к нам приди!

 звучит музыка "в гости к сказке». 

Ребята, а вы любите сказки?

ответы детей.

А кто из вас знает, что такое сказка?

ответы детей.

А кто сочинил сказку, если она народная сказка?

ответы детей.

Воспитатель:  Давайте с вами немножко поиграем. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.

 Живет в норке,

Жует корки

Короткие ножки

Боится кошки.    (мышка).

ответы детей.

Воспитатель: следующая загадка.

Следующая загадка.

Чик – чирик,

К зернышкам – прыг!

Клюй не робей!

Кто это?          (воробей)

ответы детей.

Воспитатель: следующая загадка:

 Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и пышны

Эти вкусные…             (блины)

ответы детей.

Воспитатель: и последняя загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотой.

В лесу живет,

Кур в деревне крадет.   (лиса).

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте узнаем, правильно ли мы отгадали загадки? Посмотрите. Какой красивый стоит сундучок. Посмотрим, что в нём?

Сюрпризный момент. Из сундучка воспитатель достаёт деревянные ложки с изображением воробья, мышки, блина и лисы.

Воспитатель: посмотрите, ребята, вы правильно отгадали все загадки, и , посмотрите, у меня в руках ложки, на которых нарисованы герои нашей сказки «крылатый, мохнатый да масленый».

А так как наши герои сказочные и умеют говорить, то давайте вместе с ними  немножко поиграем.

Проводится артикуляционная гимнастика для разминки губ и лёгкого массажа лица

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки,

Брови выведу дугой. Нос потрогаю рукой

Губы дудочкой сложу,  и улыбку покажу,

Снова дудочкой сложу, и улыбку покажу.

Воспитатель: Вот молодцы, а сейчас я предлагаю вам сесть на стульчики, я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите.

  Дети садятся на стулья.. воспитатель читает сказку, чтение сопровождается показом иллюстраций нам мультимедийном экране.

Воспитатель: Вот ребята мы послушали и посмотрели сказку. В она понравилась?

Ответы детей.

А теперь давайте встанем со стульчиков, и отправимся на сказочный ковёр.

Воспитатель проводит физкульминутку, а дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 2 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

 

После физкульминутки дети садятся на ковёр, и проводится беседа по содержанию сказки.

Воспитатель использует цветные иллюстрации к сказке.

Воспитатель: Как звали героев сказки? (Ответы детей)

Что делал воробей? (ответы детей)

Что делала мышка? (ответы детей)

Что делал блин? (ответы детей)
Что произошло в их дружном доме потом? (ответы детей)

Какую работу стал делать воробей? (ответы детей)

А мышка? (ответы детей)

 Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», - так сказал Блин. Почему он так сказал?

- Чем заканчивается сказка? (ответы детей).

Воспитатель: Вот видите ребята, сказка закончилась хорошо. Друзья снова стали жить в мире и согласии. Народные сказки всегда учат добру, трудолюбию, дружбе и любви к Родине. Давайте мы тоже дружно возьмём друг друга за руки, встанем в круг, и споём песенку про дружбу.

Дети встают с ковра, встают в круг, звучит песня «Настоящий друг».

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, и .скажем: один, два, три, четыре, пять, в группу мы пришли опять.

А вам понравилось путешествие в сказку?

Ответы детей.

Мне тоже очень понравилось. Вы все молодцы, хорошо поработали сегодня, давайте прощаться с нашими гостями.

  Текст сказки

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.

Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.

Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!

— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей.

«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметанке мешон,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешон?

А блин ей:

— На сметане да с сахаром!

А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.

«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

«Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. (средняя группа) Тема: Чтение русской народной сказки «Лиса, волк и медведь».

Цели: знакомить с русскими народными сказками; учить оценивать поступки героев, петь выразительно, отвечать на вопросы; развивать речь....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Чтение русской народной сказки «Волк и козлята»

Программное содержание:1.Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание сказки, сопереживать ее героям.2.Развивать умение драматизировать эмоциональные отры...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...