Конспект Интегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пермякова Вера Николаевна

Конспект

Интегрированной непосредственно -образовательной

деятельности по развитию речи

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

 

Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;

ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна

Тема: «Встречаем птиц»

Образовательная область: Интеграция образовательных областей (речевое развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Цель: развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Задачи:

  1. Учить самостоятельно придумывать окончание сказки.
  2. Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту, используя слова и речевые обороты из текста.
  3. Развивать навыки, выразительной речи, через элементы театрализованной деятельности
  4.  активизировать словарь детей «потчует», «стряпает», выражения не солоно хлебавши», «дружба врозь», «как аукнется, так и откликнется»
  5. Закреплять названия знакомых сказок.
  6. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихов. Беседа по сказкам, пословицам, загадкам. Театрализация в совместной деятельности знакомых литературных произведений. Пересказ литературных произведений. Рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: План иллюстрации к сказке, книга сказка, ноутбук  маски журавля и лисы.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята вы слышите эту музыку?   (Да). Может кто-нибудь из вас знает, как она называется? Правильно «В гостях у сказки». Я не случайно включила для вас эту музыку, ведь сегодня я хочу поговорить с вами о сказках.

-Ребята, знаете ли вы сказки? (Да)

Сейчас проверим, в моей корзинке приготовлены загадки.

(Читаю загадки)

1. Появилась девочка в чашечке цветка.

И была   та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала

Какая же девочка в цветке жила?   (Дюмовочка)

 

2.О жадной старухе рассказ наш пойдет,

А жадность, ребята к добру не ведет

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым конечно разбитым.   (Сказка о рыбаке и рыбке).

 

3. Ах, ты Петя, простота, сплаховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.     (Кот, петух и лиса).

 

4. На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь. (Волк и семеро козлят)

 

- Сказки вы знаете. Но сказок еще очень много, хотели бы вы познакомиться с новой сказкой? (Да).  В моей корзинке есть еще две загадки, в этих загадках зашифрованы герой той сказки, с которой мы сегодня познакомимся.

 

Длинноногий, длинношеий.

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек

Ловких попрыгушек (журавль)

 

Первого героя сказки разгадали, слушайте загадку про второго:

 

Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?

 

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-Зазвучала мелодия-это обозначает что вы правильно отгадали героев сказки, и сказка пришла к вам в гости, чтобы познакомиться, внимательно слушайте:

 

 

2.Чтение сказки «Лиса и журавль»

3Беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

1. О чем говорится в этой сказке?

2. Какой вам представляется лиса в этой сказке? (Хитрой притворялась, что она вежливая и добрая, жадной)

3.Каким представлен Журавль? (обидчивый, умный ведь он понял, что лиса его обманывает, мстительный так как он не простил Лисе ее шалости и тоже наказал ее)

4.Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали?

(куманек, кумушка голубушка)

5. Как вы думаете почему лиса позвала журавля в гости? (хотела подружиться).

6. Зачем она размазала кашу по тарелке? (что слизать самой)

7.Что приготовил журавль для лисы?

8. Почему лиса не смогла есть из кувшина?

9. Как вы думаете почему Журавль решил предложить угощение Лисе в кувшине?

10. Кто оказался хитрее?

11. Как вы думаете, умеют ли герои этой сказки дружить?

 

- В этой сказке было много интересных необычных слов. Давайте вспомним их:

 

4.Дидактическая игра «Скажи по-другому?»

Что означает слово «званный пир»? –пригласили, позвали на пир. Значит, пригласили, позвали на пир. («званный пир»)

-Что означает слово «потчует»? (Угощает, кормит, поит). Значит, угощает, кормит, поит это …(потчует).

-Что означает слово «стряпала»? (Пекла, варила, жарила, готовила). Значит, пекла, варила, жарила, готовила это (стряпала).

-Как вы понимаете выражение «не солоно хлебавши»? (Голодный, не сытый, не наевшийся). Значит голодный, не сытый, не наевшийся это... (не солоно хлебавши»?)

-Как вы понимаете выражение «дружба врозь» (поссорились, не дружат, не играют, ругаются, не общаются).  Значит поссорились, не дружат, не играют, ругаются, не общаются это. («дружба врозь»).

-Что означает выражение «Как аукнется, так и откликнется? (Как ты поступаешь с человеком, так и он с тобой. Если ты жадничаешь, значит и тебе не дадут). Значит, как говорят, когда поссорились?  (Дружба врозь).

 

5.Физ.минутка.

Шел журавль на охоту

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет ее не тут не там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

 

6.- Немного отдохнули, а теперь послушайте сказку еще раз. Запоминайте внимательно последовательность сказки. После моего прочтения, вы сами попробуете рассказать эту сказку. (Повторное чтение)

Чтобы интереснее было пересказывать сказку, предлагаю пересказать ее по ролям.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-ой ребята музыка зазвучала, что же она нам еще хочет сказать. Посмотрите, что это (достает маску Лисы и Журавля).

Замечательно, сказочная музыка предлагает вам не просто по ролям рассказать сказку, а превратиться в ее героев.

Предложить детям самим выбрать кто будет тем или иным героем, если дети смогут договориться предложить считалку: Раз, два, три, четыре, пять будешь в сказку ты играть!

-В помощь рассказчикам я приготовила картинки-подсказки.  (3 пары детей)

 

Спасибо рассказчикам. У вас получилось обыграть героев сказки.

 

-Ребята, ели бы вы были писателями, как бы вы закончили эту сказку (варианты детей)

 

 

  1. Лексическая работа.

 

Лиса хитрая, а журавль еще … (хитрее)

Кувшин высокий, а журавль еще … (выше)

Нос у журавля длинный, а дорога еще… длиннее

 

Ребята, у этой сказки есть другое название «Как аукнется, так и откликнется». Как вы думаете почему?

Правильно, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой». Все должны жить дружно. Не хитрить, не обижать друг друга, не мстить, уметь прощать.

 

8. Итог занятия.

С какой новой сказкой мы сегодня познакомились? Ребята, как вы думаете у нас, получилось пересказать сказку. Что вам помогло? (опорные картинки или В.Н.)

Кому было трудно?

Кому вы расскажите об этой сказке?

 Чему вас научила эта сказка?

Сегодня вы меня порадовали всем спасибо!.

Получилось ли у нас придумать счастливое окончание сказки.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята, снова звучит музыка, наверное, это обозначает что ваши пересказы ей очень понравились. Посмотрите.  (обращает внимание на раскраски) Нужно будет раскрасить их портрет. Спасибо!  Все вы молодцы!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_lisa_i_zhuravl.docx19.47 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_lisa_i_zhuravl.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Интегрированной непосредственно -образовательной

деятельности по развитию речи

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;

ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна

Тема: «Встречаем птиц»

Образовательная область: Интеграция образовательных областей (речевое развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Цель: развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Задачи:

  1. Учить самостоятельно придумывать окончание сказки.
  2. Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту, используя слова и речевые обороты из текста.
  3. Развивать навыки, выразительной речи, через элементы театрализованной деятельности
  4.  активизировать словарь детей «потчует», «стряпает», выражения не солоно хлебавши», «дружба врозь», «как аукнется, так и откликнется»
  5. Закреплять названия знакомых сказок.
  6. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихов. Беседа по сказкам, пословицам, загадкам. Театрализация в совместной деятельности знакомых литературных произведений. Пересказ литературных произведений. Рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: План иллюстрации к сказке, книга сказка, ноутбук  маски журавля и лисы.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята вы слышите эту музыку?   (Да). Может кто-нибудь из вас знает, как она называется? Правильно «В гостях у сказки». Я не случайно включила для вас эту музыку, ведь сегодня я хочу поговорить с вами о сказках.

-Ребята, знаете ли вы сказки? (Да)

Сейчас проверим, в моей корзинке приготовлены загадки.

(Читаю загадки)

1. Появилась девочка в чашечке цветка.

И была   та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала

Какая же девочка в цветке жила?   (Дюмовочка)

2.О жадной старухе рассказ наш пойдет,

А жадность, ребята к добру не ведет

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым конечно разбитым.   (Сказка о рыбаке и рыбке).

3. Ах, ты Петя, простота, сплаховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.     (Кот, петух и лиса).

4. На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь. (Волк и семеро козлят)

- Сказки вы знаете. Но сказок еще очень много, хотели бы вы познакомиться с новой сказкой? (Да).  В моей корзинке есть еще две загадки, в этих загадках зашифрованы герой той сказки, с которой мы сегодня познакомимся.

Длинноногий, длинношеий.

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек

Ловких попрыгушек (журавль)

Первого героя сказки разгадали, слушайте загадку про второго:

Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-Зазвучала мелодия-это обозначает что вы правильно отгадали героев сказки, и сказка пришла к вам в гости, чтобы познакомиться, внимательно слушайте:

2.Чтение сказки «Лиса и журавль»

3Беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

1. О чем говорится в этой сказке?

2. Какой вам представляется лиса в этой сказке? (Хитрой притворялась, что она вежливая и добрая, жадной)

3.Каким представлен Журавль? (обидчивый, умный ведь он понял, что лиса его обманывает, мстительный так как он не простил Лисе ее шалости и тоже наказал ее)

4.Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали?

(куманек, кумушка голубушка)

5. Как вы думаете почему лиса позвала журавля в гости? (хотела подружиться).

6. Зачем она размазала кашу по тарелке? (что слизать самой)

7.Что приготовил журавль для лисы?

8. Почему лиса не смогла есть из кувшина?

9. Как вы думаете почему Журавль решил предложить угощение Лисе в кувшине?

10. Кто оказался хитрее?

11. Как вы думаете, умеют ли герои этой сказки дружить?

- В этой сказке было много интересных необычных слов. Давайте вспомним их:

4.Дидактическая игра «Скажи по-другому?»

Что означает слово «званный пир»? –пригласили, позвали на пир. Значит, пригласили, позвали на пир. («званный пир»)

-Что означает слово «потчует»? (Угощает, кормит, поит). Значит, угощает, кормит, поит это …(потчует).

-Что означает слово «стряпала»? (Пекла, варила, жарила, готовила). Значит, пекла, варила, жарила, готовила это (стряпала).

-Как вы понимаете выражение «не солоно хлебавши»? (Голодный, не сытый, не наевшийся). Значит голодный, не сытый, не наевшийся это... (не солоно хлебавши»?)

-Как вы понимаете выражение «дружба врозь» (поссорились, не дружат, не играют, ругаются, не общаются).  Значит поссорились, не дружат, не играют, ругаются, не общаются это. («дружба врозь»).

-Что означает выражение «Как аукнется, так и откликнется? (Как ты поступаешь с человеком, так и он с тобой. Если ты жадничаешь, значит и тебе не дадут). Значит, как говорят, когда поссорились?  (Дружба врозь).

5.Физ.минутка.

Шел журавль на охоту

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет ее не тут не там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

6.- Немного отдохнули, а теперь послушайте сказку еще раз. Запоминайте внимательно последовательность сказки. После моего прочтения, вы сами попробуете рассказать эту сказку. (Повторное чтение)

Чтобы интереснее было пересказывать сказку, предлагаю пересказать ее по ролям.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-ой ребята музыка зазвучала, что же она нам еще хочет сказать. Посмотрите, что это (достает маску Лисы и Журавля).

Замечательно, сказочная музыка предлагает вам не просто по ролям рассказать сказку, а превратиться в ее героев.

Предложить детям самим выбрать кто будет тем или иным героем, если дети смогут договориться предложить считалку: Раз, два, три, четыре, пять будешь в сказку ты играть!

-В помощь рассказчикам я приготовила картинки-подсказки.  (3 пары детей)

Спасибо рассказчикам. У вас получилось обыграть героев сказки.

-Ребята, ели бы вы были писателями, как бы вы закончили эту сказку (варианты детей)

  1. Лексическая работа.

Лиса хитрая, а журавль еще … (хитрее)

Кувшин высокий, а журавль еще … (выше)

Нос у журавля длинный, а дорога еще… длиннее

Ребята, у этой сказки есть другое название «Как аукнется, так и откликнется». Как вы думаете почему?

Правильно, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой». Все должны жить дружно. Не хитрить, не обижать друг друга, не мстить, уметь прощать.

8. Итог занятия.

С какой новой сказкой мы сегодня познакомились? Ребята, как вы думаете у нас, получилось пересказать сказку. Что вам помогло? (опорные картинки или В.Н.)

Кому было трудно?

Кому вы расскажите об этой сказке?

 Чему вас научила эта сказка?

Сегодня вы меня порадовали всем спасибо!.

Получилось ли у нас придумать счастливое окончание сказки.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята, снова звучит музыка, наверное, это обозначает что ваши пересказы ей очень понравились. Посмотрите.  (обращает внимание на раскраски) Нужно будет раскрасить их портрет. Спасибо!  Все вы молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект

Интегрированной непосредственно -образовательной

деятельности по развитию речи

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;

ФИО воспитателя: Пермякова Вера Николаевна

Тема: «Встречаем птиц»

Образовательная область: Интеграция образовательных областей (речевое развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Цель: развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Задачи:

  1. Учить самостоятельно придумывать окончание сказки.
  2. Продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту, используя слова и речевые обороты из текста.
  3. Развивать навыки, выразительной речи, через элементы театрализованной деятельности
  4.  активизировать словарь детей «потчует», «стряпает», выражения не солоно хлебавши», «дружба врозь», «как аукнется, так и откликнется»
  5. Закреплять названия знакомых сказок.
  6. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихов. Беседа по сказкам, пословицам, загадкам. Театрализация в совместной деятельности знакомых литературных произведений. Пересказ литературных произведений. Рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: План иллюстрации к сказке, книга сказка, ноутбук  маски журавля и лисы.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята вы слышите эту музыку?   (Да). Может кто-нибудь из вас знает, как она называется? Правильно «В гостях у сказки». Я не случайно включила для вас эту музыку, ведь сегодня я хочу поговорить с вами о сказках.

-Ребята, знаете ли вы сказки? (Да)

Сейчас проверим, в моей корзинке приготовлены загадки.

(Читаю загадки)

1. Появилась девочка в чашечке цветка.

И была   та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала

Какая же девочка в цветке жила?   (Дюмовочка)

2.О жадной старухе рассказ наш пойдет,

А жадность, ребята к добру не ведет

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым конечно разбитым.   (Сказка о рыбаке и рыбке).

3. Ах, ты Петя, простота, сплаховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.     (Кот, петух и лиса).

4. На базар ушла их мама,
Ну, а деткам наказала
Никому не открывать,
Никому не отвечать…
А когда пришла обратно –
В доме не было ребяток.
Обманул их страшный зверь,
Надо их спасать теперь. (Волк и семеро козлят)

- Сказки вы знаете. Но сказок еще очень много, хотели бы вы познакомиться с новой сказкой? (Да).  В моей корзинке есть еще две загадки, в этих загадках зашифрованы герой той сказки, с которой мы сегодня познакомимся.

Длинноногий, длинношеий.

Длинноклювый, телом серый.

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек

Ловких попрыгушек (журавль)

Первого героя сказки разгадали, слушайте загадку про второго:

Очень хитрая она:
Съела в сказке колобка,
Кур ворует, петухов.
Кто назвать её готов?

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-Зазвучала мелодия-это обозначает что вы правильно отгадали героев сказки, и сказка пришла к вам в гости, чтобы познакомиться, внимательно слушайте:

2.Чтение сказки «Лиса и журавль»

3Беседа по содержанию сказки.

Вопросы:

1. О чем говорится в этой сказке?

2. Какой вам представляется лиса в этой сказке? (Хитрой притворялась, что она вежливая и добрая, жадной)

3.Каким представлен Журавль? (обидчивый, умный ведь он понял, что лиса его обманывает, мстительный так как он не простил Лисе ее шалости и тоже наказал ее)

4.Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали?

(куманек, кумушка голубушка)

5. Как вы думаете почему лиса позвала журавля в гости? (хотела подружиться).

6. Зачем она размазала кашу по тарелке? (что слизать самой)

7.Что приготовил журавль для лисы?

8. Почему лиса не смогла есть из кувшина?

9. Как вы думаете почему Журавль решил предложить угощение Лисе в кувшине?

10. Кто оказался хитрее?

11. Как вы думаете, умеют ли герои этой сказки дружить?

- В этой сказке было много интересных необычных слов. Давайте вспомним их:

4.Дидактическая игра «Скажи по-другому?»

Что означает слово «званный пир»? –пригласили, позвали на пир. Значит, пригласили, позвали на пир. («званный пир»)

-Что означает слово «потчует»? (Угощает, кормит, поит). Значит, угощает, кормит, поит это …(потчует).

-Что означает слово «стряпала»? (Пекла, варила, жарила, готовила). Значит, пекла, варила, жарила, готовила это (стряпала).

-Как вы понимаете выражение «не солоно хлебавши»? (Голодный, не сытый, не наевшийся). Значит голодный, не сытый, не наевшийся это... (не солоно хлебавши»?)

-Как вы понимаете выражение «дружба врозь» (поссорились, не дружат, не играют, ругаются, не общаются).  Значит поссорились, не дружат, не играют, ругаются, не общаются это. («дружба врозь»).

-Что означает выражение «Как аукнется, так и откликнется? (Как ты поступаешь с человеком, так и он с тобой. Если ты жадничаешь, значит и тебе не дадут). Значит, как говорят, когда поссорились?  (Дружба врозь).

5.Физ.минутка.

Шел журавль на охоту

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет ее не тут не там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

6.- Немного отдохнули, а теперь послушайте сказку еще раз. Запоминайте внимательно последовательность сказки. После моего прочтения, вы сами попробуете рассказать эту сказку. (Повторное чтение)

Чтобы интереснее было пересказывать сказку, предлагаю пересказать ее по ролям.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

-ой ребята музыка зазвучала, что же она нам еще хочет сказать. Посмотрите, что это (достает маску Лисы и Журавля).

Замечательно, сказочная музыка предлагает вам не просто по ролям рассказать сказку, а превратиться в ее героев.

Предложить детям самим выбрать кто будет тем или иным героем, если дети смогут договориться предложить считалку: Раз, два, три, четыре, пять будешь в сказку ты играть!

-В помощь рассказчикам я приготовила картинки-подсказки.  (3 пары детей)

Спасибо рассказчикам. У вас получилось обыграть героев сказки.

-Ребята, ели бы вы были писателями, как бы вы закончили эту сказку (варианты детей)

  1. Лексическая работа.

Лиса хитрая, а журавль еще … (хитрее)

Кувшин высокий, а журавль еще … (выше)

Нос у журавля длинный, а дорога еще… длиннее

Ребята, у этой сказки есть другое название «Как аукнется, так и откликнется». Как вы думаете почему?

Правильно, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой». Все должны жить дружно. Не хитрить, не обижать друг друга, не мстить, уметь прощать.

8. Итог занятия.

С какой новой сказкой мы сегодня познакомились? Ребята, как вы думаете у нас, получилось пересказать сказку. Что вам помогло? (опорные картинки или В.Н.)

Кому было трудно?

Кому вы расскажите об этой сказке?

 Чему вас научила эта сказка?

Сегодня вы меня порадовали всем спасибо!.

Получилось ли у нас придумать счастливое окончание сказки.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Ребята, снова звучит музыка, наверное, это обозначает что ваши пересказы ей очень понравились. Посмотрите.  (обращает внимание на раскраски) Нужно будет раскрасить их портрет. Спасибо!  Все вы молодцы!