Конспект непосредственно образовательной деятельности пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Булгакова Ирина Александровна

Пересказ русской народной сказки "Лиса и журавль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

Программа: «Детство»

Группа: подготовительная группа № 4 «Светлячок»

Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи через пересказ текста русской народной сказки «Лиса и журавль» с опорой на наглядную модель.

  1. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам; воспитывать чувство уважения к себе и другим; воспитывать доброжелательное отношение, смелость и веру в собственные силы.

2. Развивающие:  развивать слуховое и зрительное восприятие; учить отвечать на вопросы, направленные на умения устанавливать причинно-следственные связи; развивать умение понимать смысл произведения, понимать «намек сказки».

3. Образовательные:  совершенствовать практические навыки детей:

  • воспринимать текст на слух;
  • выстраивать пересказ текста в нужной последовательности,

согласно наглядной модели;

  • обсуждать нравственные стороны поступков, давать аргументированные оценки.

4. Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных игр и упражнений.

Активизация словаря: активизировать употребление в речи детей глаголов (из текста сказки); учить понимать смысл пословиц.

Словарная работа: Куманек, потчевать, заманчивый, с ухмылкой, с усмешкой, не солоно хлебавши

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование:  наглядная модель.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (слайды с изображением иллюстраций к сказке), следы.

Раздаточный материл: атрибуты для инсценировки (маски журавля и лисы, картуз для журавля, фартук для лисы, тарелка и кувшин.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением животных и птиц. Чтение рассказов и сказок о животных и птицах. Беседа чем сказка отличается от рассказа.

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Методы и приёмы: Чтение, беседа, пересказ по частям, объяснения, указания, показ наглядного материала, игра - драматизация, проблемный вопрос, рассматривание. Постановка системы перспектив, мотивация деятельности, предположение и прогнозирование.

Место проведения: группа

Возраст: 6 - 7 лет

Содержание организованной деятельности детей:

I. Организационный этап:

1. Приветствие:

«Необычное здравствуйте»

Дети здороваются ладошками.

2. Проверка готовности детей:

Дети выполняют гимнастику для мозга.

«Ухо, нос», «Лизгинка»

3. Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации, мотивация:

Раньше звери в мире жили,

И встречались, и дружили

По следам вы их пойдете

И конечно их найдете!

 

II. Основной этап:

1. Рассматривание следов

Воспитатель обращает внимание детей на следы (следы, расположены на полу, ведут к домикам).

-Ребята, смотрите перед нами чьи - то следы, они ведут нас в разные стороны, к домикам. Чтобы узнать, кто здесь живет, нужно отгадать загадки, которые написаны на следах. (Воспитатель читает, дети отгадывают)

Эта птица длиннонога

Ходит, ходит по болотам

Она хочет съесть лягушку

Пучеглазую квакушку (журавль)

Рыжая красавица

Идет по лесу – хвалится

Я красива и умна,

И пушиста, и хитра (Лиса)

2. Беседа с детьми

-Ребята, как вы думаете, могут в природе лиса и журавль дружить? (предположения детей). Не могут. А где бы они могли подружиться? (предположения детей). Конечно, в сказке. Сейчас я прочитаю вам русскую народную сказку «Лиса и журавль».

Воспитатель: скажите пожалуйста, какое правило надо знать, чтобы хорошо пересказать сказку?

  • Внимательно слушать
  • Представить (зарисовать модель)
  • Обыграть (игра-драматизация)
  • Рассказать другому человеку
  1. Чтение сказки.

Беседа по содержанию

-Вам понравилась сказка?

-С кем подружилась Лиса?

-Почему лиса решила позвать журавля в гости? (ответы)

-Как приглашала Лиса Журавля в гости?

-Как вы понимаете слова «званый пир»?

- Чем лиса потчевала журавля? (кашей)

-Съел журавль угощенье лисы? (нет). Слизала лиса кашу, а журавль остался голодным.

-Как журавль поблагодарил лису за угощенье? (с обидой в голосе). Повторите: «Ну, спасибо, кума, и на этом!» (дети повторяют с нужной интонацией)

-А как журавль лису приглашал в гости, каким голосом? (с усмешкой, с ухмылкой).

-Чем угощал Журавль Лису?

-Смогла лиса попробовать угощение? (нет)

-Почему Лиса ушла от Журавля голодной?

-Что значит не солоно - хлебавши?

-Объясните пословицу «Как аукнется, так и откликнется»

-Как мог поступить Журавль?

- Вам запомнилась сказка?

  1. В процессе совместного с детьми пересказа воспитатель использует готовые модели или зарисовывает схематично на доске.

5.Физкультминутка:

Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

Искал лягушку на болоте

Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

И назад домой вернулся (ходьба на месте)

6. Игра-драматизация сказки

А теперь мы поиграем в сказку!

Кто будет журавлем? Кто лисой?

(драматизация отрывка: «лиса пришла к журавлю»)

7. Пересказ сказки

2-3 ребенка пересказывают сказку с опорой на наглядную модель.

А теперь, ребята подойдите к взрослым и расскажите им сказку так, как вы ее запомнили.

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов, рефлексия.

- Вам понравилась сказка?

- Чему журавль научил лису? (не хитрить, не обижать друзей, поступать с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой, потому что, как аукнется, так и откликнется)

2. Оценка деятельности воспитанников:

Молодцы, ребята, вы очень хорошо пересказали сказку.

Что нам помогло хорошо запомнить ее?

  • Внимательно прослушать;
  • Представить и нарисовать графический план;
  • Проиграть;
  • Рассказать другому человеку как можно точнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рассказывание русской народной сказки "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА"

Иетегрированная непосредственно образовательная деятельность по коммуникации, познанию и художественному творчеству по теме рассказывание русской народной сказки "Заюшкина избушка" с детьми 2 младшей ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект непосредственно образовательной деятельности чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»...