Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и Журавль»
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Аксенова Валентина Ивановна

Учить детей пересказу короткой сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_lisa_i_zhuravl.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и Журавль» 

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Цели: Образовательные.

Связная речь. Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста по ролям, и от лица главного героя –лисы.:

- Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!

- Извини, кумушка, больше потчевать нечем!

- С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!

- Не солоно хлебавши!

Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».

Словарь и грамматика. Активизировать в речи детей употребление глаголов из текста: подружилась, наварила, пригласил, приготовил, размазала, налил, махнула; пополнить словарь детей за счет слов: стряпать, окрошка, врозь, потчует, званый обед, кум, кума. 

ЗКР. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

Развивающие. Развивать диалогическую и монологическую речь;

Воспитательные. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.

Оборудование. Иллюстрации к сказке, шапочки лисы и журавля, картинки Лисы и Журавля; тарелка, кувшин, сундучок; аудиозапись «Голоса птиц»;

Планируемые результаты. Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку по частям, полностью,  и придумывать новый конец сказки. смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».

Организованная деятельность:

1. Организационный момент: (звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

- Ребята, я приглашаю вас на Сказочную полянку, но чтобы туда попасть, надо вспомнить и назвать русские народные сказки, которые вы знаете?

- Как вы думаете, почему их называют русскими народными сказками? (ответы детей: эти сказки придумал русский народ)

- Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки передавались от одного человека к другому.

-Чему учат  нас сказки ? ( добру, умению дружить, помогать друг другу в беде)

(Закрыли глаза  и очутились на полянке, поставить елки звучит музыка )

- Вот мы с вами на сказочной полянке. (Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем находятся тарелочка и кувшин)

2. Работа по обогащению словаря: уточняется значение слов: званый пир, окрошка (холодное кушанье из кваса с мясом и овощами), стряпать (готовить), потчевать, кум, кума, врозь (отдельно).

- А вы знаете, что русский народ очень гостеприимный.

- Как вы понимаете, что значит, званый пир? (ответы детей – кого-то зовут в гости; приглашают в гости; на него звали, поэтому говорили – званый пир)

- Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир. На него звали, приглашали -- поэтому говорили – званый пир

- Для пира готовили – стряпали еду. Хозяйка занимается стряпней – она стряпает (показ картинки). Повторите, что она делает? Как сказать по-другому, что означает стряпать? (ответы – готовить еду)

- А когда гости приходили, хозяйка угощала – потчевала гостей. Повторите – потчевать. Как вы понимаете – потчевать? (ответы детей – потчевать, значит угощать чем-то; просят попить и покушать)

- На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка? (ответы – еда, холодный суп из кваса с мясом и овощами)

- Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей - называли кум и кума – крестные отец (мать)

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.

  1. Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса) 

  1. Любит он лягушек,

Квакушек-попрыгушек.

Живёт на болоте, всегда готов к охоте. (Журавль)

_Как вы думаете  о ком будет наша занятие? Хочу познакомить вас  с р. Н. сказкой  Лиса и Журавль

. Игра «Почемучка»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кто изображен на картинке?

Дети: Журавль.

Воспитатель: Кто скажет, на кого похож журавль?

Дети. На аиста, цаплю, лебедя, страуса.

Воспитатель: Чем журавль похож на аиста?

Дети: у аиста такой же длинный клюв

Воспитатель: если у аиста длинный клюв, то какой аист…

Дети: длинноклювый

Воспитатель: Тогда как можно сказать про журавля, только полным предложением..?

Дети: Журавль длинноклювый.

Далее работа со словообразованием: длинноногий, длинношеий, большекрылый

Воспитатель: Для чего журавлю нужен длинный клюв, шея, длинные ноги?

(показать иллюстрации Лисы, Журавля)

- Хотите узнать, какая история с ними случилась? (тогда сядьте поудобней, ножки на полу, спина прямая) – приглашаю детей сесть на стульчики.

3. Чтение сказки (1)

Сказка называется «Лиса и журавль»

Вопросы:

  • Как называется сказка, которую я рассказала?
  • Почему Лиса пригласила Журавля в гости? (Лиса пригласила Журавля в гости, потому что они подружились)
  • Как Лиса приглашала Журавля? (выразить интонационно: «приходи куманек, приходи, дорогой….»)каким голосом лиса говорит(хитрым, тоненьким)
  • Что приготовила Лиса и как угощала Журавля? (Лиса наварила манной каши; размазала кашу по тарелке и потчует)
  • Почему Журавль не смог есть кашу и кому больше досталось? (Журавль стучал по тарелке, ничего в клюв не попадало; Лисе больше досталось)
  • Как Лиса приговаривала, когда угощала Журавля? (Кушай голубчик, сама стряпала)
  • Какими словами поблагодарил Журавль Лису?
  • Что приготовил Журавль на обед?
  • Почему Лиса не могла есть окрошку? (Лиса не могла есть окрошку, потому что кувшин был с узким горлышком)
  • Как извинялись герои сказки друг перед другом?
  • Почему Лису взяла досада?    (Думала Лиса наестся на целую неделю; не солоно хлебавши)
  • Игра «Что сначала, что потом»
  • Воспитатель:
  • Ребята. давайте поиграем в интересную игру «Что сначала. что потом» Сейчас вы посмотрите на иллюстрации к сказке «Лиса и журавль», вы должны вспомнить сказку и сказать, что сначала, что потом.. Если вы думаете, что картинки расположены неправильно, то расположите их в том порядке, как было в сказке. Дети смотрят на доску и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке     

Составление плана.

  1. Лиса приглашает журавля.
  2. В гостях у Лисы.
  3. журавль приглашает лису.
  4. В гостях у Журавля.
  5. Дружба врозь.

Динамическая пауза «Журавль»

За болотом травушка зеленая растет      (Дети «показывают» траву).
По воде Журавушка идет    
(высоко поднимают ноги)
Ноги высоко поднимает
Крылья широко раскрывает

Шею длинную вытягивает
Травку, ягоды высматривает      
(ставят ладонь на лоб смотрят вдаль)

Жура-жура-журавель -     дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках -       дети шагают, далеко друг от друга ставят ноги.

Он прошел по всем дорожкам.

По болотцу он похаживает,

Куцым хвостиком помахивает -      показывают, какой короткий хвост у журавля.

4. Повторное чтение сказки с показом иллюстраций

- А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте    .будем пересказывать.

Рассказ по ролям ( шапочки, жилетку)

- А теперь давайте расскажем сказку. Я буду рассказчиком, а вы будете героями сказки. ( уточнить каким голосом говорит лиса,

Рассказывание по ролям детьми.

Давайте  представим себе  что, я лиса и как вы будете пересказывать сказку от лица  -----Лисы.   ????

(Анализ пересказов детей)

- Чем закончилась дружба Лисы и Журавля? (Лиса и Журавль поссорились) Про таких героев говорят «Как аукнулось, так и откликнулось». Как вы понимаете эту пословицу? (как сам относишься к людям, так и они будут относиться к тебе; что ты отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)

- У Лисы с Журавлем не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, подарим друг другу  –улыбку.

5. Рефлексия.

- Чему вас научила эта сказка?

- Что понравилось вам сегодня?

- Лисе и Журавлю очень понравилось у вас, вы хорошо инсценировали сказку и подарили замечательные подарки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сказке "Маша и медведь"

Учить детей словестно описывать нравственный образ главных героев сказки,понимать их характер.Способствовать развитию трудолюбия, послушания, сообразительности, смелости, находчивости и заботиться о р...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка». Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интегрированное Дата проведения: 30 марта 2013 г. Дли

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «сказка Репка».Возрастная группа: первая младшая 2-3 года. Место проведения: МБДОУ комбинированного вида №138 «Дюймовочка» Вид занятия:интег...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности пересказ рассказа Василия Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности пересказ рассказа Василия Сухомлинского «Яблоко и рассвет»по образовательной области «Речевое развитие» в подготовите...