"В дымковской игрушке- русская душа!"
проект (младшая группа)

Мартыненко Юлия Викторовна

Познавательно-игровой краткосрочный проект

для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл краткосрочный роект310.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                              муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 254»

344033, г. Ростов-на-Дону, ул. Магнитогорская, 7/1, тел./факс 242-01-73

https://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/95/94541/94541_html_m12951d35.png

Познавательно-игровой краткосрочный проект

для детей младшего дошкольного возраста

                                                               Автор: воспитатель высшей категории

                                                                              Мартыненко Юлия Викторовна

2021 год

Актуальность проекта

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

        Развитие гармоничной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно - прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях. В наше время самой актуальной темой является, научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Перспективный путь – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развить интерес детей к традициям и истории русского народа.

       Дымковская игрушка - русская народная игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Более "детскую" игрушку трудно вообразить. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы. Проект «В дымковской игрушке - русская душа!» направлен на ознакомление детей среднего дошкольного возраста с дымковской игрушкой.

Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - дымковской игрушкой, росписью.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
  2. Учить видеть красоту дымковской игрушки.

 Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность, творческие способности, внимание,   любознательность.
  2. Умение создавать изображения по мотивам дымковской росписи.
  3. Развивать моторику рук и тонких движений пальцев.
  4. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения.

 Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству.
  2. Воспитывать уважение к работе мастеров.

Тип проекта: 

Краткосрочный: 1 неделя

Групповой

Доминирующая в проекте образовательная область: познавательное  развитие;

Направленность деятельности: воспитательно-образовательная;

Число участников проекта: дети среднего   дошкольного возраста (4-5 лет) – родители (законные представители) воспитанников среднего  дошкольного возраста, педагоги ДОУ;

Сроки проведения:  

Характер контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

Инновационная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2019 года (ФГОС)

Тематическое поле: Формирование первичных ценностных представлений

Продукт проекта: 

  • Ширма макет «Дымковская роспись»;
  • Литературно-художественный материал: стихи о дымковских игрушках;

Формы и методы работы с дошкольниками:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность;
  2.  Художественное творчество;
  3. Чтение художественной литературы; чтение и обсуждение художественных произведений и иллюстраций; беседы, ситуативные разговоры с детьми;
  4.  Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек;
  5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Ожидаемый результат

  1. Ознакомление детей с историей дымковской игрушки;
  2. Повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;
  3. Совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;
  4. Совершенствуется способность создавать узоры;-познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;
  5. Совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей

Этапы реализации  проекта   «В дымковской игрушке - русская душа!» 

I этап - подготовительный  

  •   Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
  •   Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить дидактические игры. Собрать необходимый демонстрационный материал.
  •  Создание презентации «Дымковская игрушка»
  • Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  1. этап – основной (практический)

  Основной этап реализации проекта « Дымковская игрушка» включал в себя разные формы работы с детьми. 

Организация совместной деятельности с детьми

«Познавательное развитие»

  • Беседа: «Как у наших у ворот» - Знакомство с дымковской игрушкой
  • Презентация: «Дымковская игрушка»
  • Презентация: «Как изготовляют дымковскую игрушку?»
  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».
  • Рассматривание дымковских игрушек.

 Художественно – эстетическое развитие:

  • Рисование «Дымковская игрушка»
  • Рисование «Дымковская птичка»
  • Развлечение «Дымковская игрушка»
  • «Аппликация» «Дымковская лошадка»
  • Лепка «Уточка»
  • Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

  • Беседа об истории дымковской игрушки»
  • Конспект НОД по речевому развитию «Вот они дымковские игрушки»
  • Рассматривание и описание дымковских игрушек
  • Чтение стихотворений о дымковских игрушках.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Дидактические игры: «Какая игрушка лишняя. Почему?»,  «Каким узором украсим барыню?», «Повторим узор», «Найди вторую половинку», «Из чего сделана игрушка?», «Чем украсим коня?», «Назови игрушку», «Парные картинки», «Дымковские разрезные картинки», «Дымковское домино».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин сувениров».

Физическое развитие:

  • Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».
  • Пальчиковая игра «Дымковские барышни»
  • Физминутка «Дымковская игрушка»
  • Игровое физкультурное занятие «Веселые дымковские игрушки»
  • Утренний круг «Дымковская игрушка»

Работа с родителями (законными представителями)

  • Консультация «Загадки дымковской игрушки»
  • Консультация «Все о дымковской игрушке»
  • Буклет «Дымковские игрушки»

3 этап – заключительный:

  •  На заключительном этапе совместно с родителями были изготовлены «Дымковские барышни».
  • Организация выставки детских работ.
  • Оформление результатов проекта в виде презентации.

Вывод:

        В результате реализации проекта «В дымковской игрушке - русская душа!»  у детей появится устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся отличать дымковскую роспись от других росписей. Дети научатся воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

        В  ходе  реализации данного проекта я предполагаю, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагога группы у детей сформируется интерес к дымковской игрушке. Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все ее элементы. Узнают приемы рисования и научатся составлять узоры. Дети получат первоначальные представления о декоративно – прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр. Родители воспитанников проявят интерес к реализации проекта и будут его использовать в домашних условиях. 

Дорожная карта

понедельник

  • Беседа: «Как у наших у ворот» - Знакомство с дымковской игрушкой
  • Презентация: «Дымковская игрушка»
  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».
  • Рассматривание дымковских игрушек.

вторник

  • Рисование «Дымковская игрушка»
  • Дидактические игры: «Какая игрушка лишняя. Почему?»,  «Каким узором украсим барыню?», «Повторим узор», «Найди вторую половинку», «Из чего сделана игрушка?», «Чем украсим коня?», «Назови игрушку», «Парные картинки», «Дымковские разрезные картинки», «Дымковское домино».

среда

  • Беседа об истории дымковской игрушки»
  • Конспект НОД по речевому развитию «Вот они дымковские игрушки»
  • Рассматривание и описание дымковских игрушек
  • Чтение стихотворений о дымковских игрушках.

четверг

  • Развлечение «Дымковская игрушка»
  • «Аппликация» «Дымковская лошадка»

пятница

  •         Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».
  • Пальчиковая игра «Дымковские барышни»
  • Физминутка «Дымковская игрушка»
  • Игровое физкультурное занятие «Веселые дымковские игрушки»
  • Утренний круг «Дымковская игрушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Дымковская игрушка – творение русских мастеров"

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Развитие фантазии и эстетического вкуса.Прививать любовь и интерес к ...

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Презентация "Приобщение детей к русской народной культуре посредством дымковской игрушки у детей среднего дошкольного возраста".

Знакомство с декоративно-прикладным искусством: дымковской росписью, основными элементами. Формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа....

Консультация для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой».

« Приобщение детей к русскойнародной культуре через знакомство сдымковской игрушкой»....

Презентация "Русские народные промыслы: дымковская игрушка."

Презентация "Русские народные промыслы: дымковская игрушка."...