Конспект НОД Мастерская Дымковской игрушки (русская народная роспись)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Аксентьева Евгения Юрьевна

Роспись заготовок Дымковскойигрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_masterskaya_dymkovskoy_igrushki.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение

Конспект открытого занятия.

Русская народная роспись

«Мастерская Дымковской игрушки»

        Выполнил: воспитатель, Аксентьева Евгения Юрьевна

2022 г.

Конспект открытого занятия в старшей группе. Русская народная роспись.

 «Мастерская Дымковской игрушки»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие », «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». «Физическое».

Цель: продолжать знакомить детей с элементами дымковской росписи.

Задачи: 

Обучающие:

- закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

- закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

 - закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии );

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку;

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки.

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета;

- развивать чувство прекрасного;

- продолжать развивать навыки коллективной работы;

Воспитательные:

- воспитывать уважение и интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Форма занятия: беседа, практическая работа, игра.

Время проведения занятия: 25 минут.

Наглядность, материально-техническое обеспечение: фотографии и глиняные заготовки дымковских игрушек, села Дымково. Клеенки, краски гуашь, стаканчики с водой, ватные палочки разной толщины, кисти, салфетки.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Лепка дымковской игрушки из глины.

           

                Ход занятия:

Части НОД

Организация

рабочего

пространства

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

I. Вводная часть.

Организационный момент

II.  Основная часть История возникновения дымковской игрушки.

III. Практическая часть

IV Заключи

тельная часть

Анализ работ

Рефлексия

Дети сидят за столом

Демонстрационная роспись игрушки воспитателем.

Индивидуальная помощь детям

Звучит музыкальное сопровождение

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро"

- Доброе утро и солнцу, и птицам.

- Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!»

Доброе утро, ребята.

Я очень рада вас видеть. Сегодня нас ждёт много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получилось и целый день было хорошее настроение.

Ребята улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

Прекрасно, тогда мы начинаем наше занятие в «Мастерской народных умельцев».

Скажите, пожалуйста, у вас у всех дома есть игрушки. Они сделаны из современных материалов. Каких?

Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные деревянные и глиняные  игрушки.

 Посмотрите вокруг, как много рисунков  красивых игрушек! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Правильно ребятки.

Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

И сегодня мы продолжим с вами работу по изготовлению своей дымковской игрушки «Козлик».

А что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке? Как она появилась? И почему ее назвали Дымковской?

Хотите узнать ответы на эти вопросы?

Тогда садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Отсюда и пошло название – дымковская.

Здесь люди поселились умелые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки, много раз перемешивают, заливают водой и снова перемешиваю. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости, и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

Ребята, посмотрите внимательно на фигурки и скажите, что в них общего?

Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела.

Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Краски используют разного цвета. Какие?

Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Узор составляли мастера из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную.

Как вы думаете, с каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки  мастера?

И поэтому игрушки у них получались яркие да красивые.  

Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

Вам понравился мой рассказ? Узнали, откуда появилась эта игрушка и почему ее так назвали?

Правильно! Давайте с вами разрисуем нашу игрушку «Козлик».

Но прежде чем приступить к работе, нам нужно немного отдохнуть и поднять настроение.

Физкультминутка «Быстро встаньте»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

А теперь замрем на месте

И работать начнем вместе!

Вот наши заготовки. Мы их вылепили из глины, высушили и покрасили в белый цвет. Затем, ушки, нос, глазки, чуб и копыта  покрасили в черный цвет. Рога закрасили яркими цветами. Осталось сделать наши игрушки яркими и красивыми, нанеся орнамент.

Где будет располагаться узор?

Какие узоры мы будем использовать для росписи козлика?

1.Печатать большие круги мы будем с помощью указательного пальца. Набираем краску, если набрали много краски, то ее можно убрать, сделав «тычок» на листочке бумаги, ставим отпечаток на игрушке.  Когда сделали достаточно отпечатков, вытираем палец влажной салфеткой.

2.Пока большие круги сохнут, наносим точки с помощью тонкой ватной палочки. Так же набираем краску на палочку и лишнюю краску убираем с помощью «тычка» на листе бумаги.  

3.Круги поменьше будем делать с помощью толстой ватной палочки.

 Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете украшать козлика  по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек

 Что бы узоры у нас получились ровные, красивые, давайте разомнем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика

Разотру ладошки сильно  (растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу, (ухватить каждый пальчик у основания(

Поздороваюсь с ним сильно (вращательными движениями дойти до ногтя)

И вытягивать начну.

Руки я затем помою, (потереть ладошку о ладошку)

Пальчик к пальчику сложу,

На замочек их закрою (пальцы в «замок»)

И тепло поберегу.

Теперь можем приступить к работе. Не торопитесь, не набирайте слишком много краски, лишнюю краску убирайте.

Оставляем нашего «Козлика» на сушку на разносе. Убираем рабочее место.

 

Ребята, наше занятие подошло к концу.

Посмотрите, какие яркие, красивые игрушки у вас получились. Как у настоящих мастеров!

Какая игрушка на ваш взгляд самая яркая?

Какая игрушка самая аккуратная?

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры?

2. Из чего лепят дымковские игрушки?

3. Какие узоры изображаются на игрушках?

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки?

5. Какими цветами украшают дымковские игрушки?

6. Где обжигают игрушки?

Вам понравилось занятие?

Молодцы, ребята! Занятие окончено!

Здороваются.

«Да!»

Пластмассы, резины, металла, меха

«Дымковские игрушки»

«Да!»

«Они все белого цвета»

«Яркие, зеленые, красные, желтые, синие и др.»

«С  хорошим, радостным»

«Да! Из села Дымково»

Выполняют упражнение

Дети садятся за стол.

Ответы детей

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Дети раскрашивают игрушку

Дети закрывают краски, составляют в коробочки.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект "В мастерской дымковской игрушки"

Задачи:Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Формировать умен...

Конспект «Мастерская Дымковской игрушки» (роспись фигурок)

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы...

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»

Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...

Лэпбук « Русская народная роспись и игрушка»

Краткое описание: Лэпбук «Русская матрёшка» представляет собой тематическую папку-раскладушку. Он изготовлен из плотного картона с использованием самоклеющейся пленки, иллюстраций из детск...

ЛЕПБУК «Русская народная роспись и игрушка».

ЛЕПБУК «Русская народная роспись и игрушка».Актуальность:В настоящее время дети мало знакомы с декоративно-прикладным творчеством. Поэтому мы решили сделать лэпбук в данной тематике для на...

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...