Конспект «Мастерская Дымковской игрушки» (роспись фигурок)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Матяшова Мария Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie-dymka_4.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми

подготовительной группы «Мастерская Дымковской игрушки»

(роспись фигурок)

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие », «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии: технология развивающего обучения, музыкального воздействия, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии.

Цель совместной деятельности: создание условий для формирования творческих способностей детей, формирование знаний о декоративной росписи.

Задачи:

1. Закрепить полученные знания, умения, навыки о дымковской игрушке, её многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов, процессе изготовления.

2. Продолжать учить украшать орнаментами вылепленные фигурки, использовать в работе навыки рисования знакомых элементов определять последовательность выполнения росписи. Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов.

3.Закреплять умения рисовать элементы кончиком кисти, подбирать цвета и композицию узора.

4. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве, умение делать выводы.

5. Воспитывать любовь к народному искусству России, уважение к труду народных мастеров. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Дымковские игрушки», дымковских игрушек, беседы о них, об особенностях узора, композиции, цветосочетании. Чтение стихов, потешек, загадок. Раскрашивание книжек-раскрасок, д/и «Составь узор», изготовление моделей дымковской игрушки для росписи. Рисование элементов дымковского узора.

Материал и оборудование: дымковские игрушки: лошадка, барашек, олень, барыня и др.; образцы узоров Дымковской росписи. Для каждого ребенка: игрушка барышни, вылепленная из пластилина, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.

Методические приемы: чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям, рассматривание дымковских игрушек, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель.Ребята, я  рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть сегодняшний день принесет вам радость много новых интересных впечатлений. Я очень хочу, чтобы у вас сегодня все получилось, и целый день было хорошее настроение!

Посмотрите, как в нашей группе светло и весело! А весело от наших  светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

     Сегодня к нам в группу пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся, подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

- Сейчас садитесь на стульчики.

Воспитатель.  - Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! В  путешествие мы с вами отправимся необычным способом! Нам поможет сила воображения.

Усаживайтесь по удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза.

Итак, наше удивительное путешествие начинается!

(Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами)

Поставить сундук и мольберт с изображением села Дымково.

Воспитатель. А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?

Да, правильно, а попали мы в село Дымково.

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое

Дымково назвали.

Воспитатель. - В давние времена жители этой слободы лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

- Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Демонстрация игрушек: Барышня, Олень, Конь, Свистулька.

1.Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

2.Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

3.Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Воспитатель. - Посмотрите, какие игрушки яркие, нарядные и радуют нас своей красотой! Каждая игрушка неповторимая и уникальная,  создает ощущение веселья и праздника.

Воспитатель.

- Из чего же мастера делали  эти игрушки? (Из глины)

- Да, из глины. Ее собирали весной на реке Вятке и смешивали с чистым речным песком, чтобы игрушки не трескались.

(Показать глину)

- Но как же эти глиняные фигурки мастера превращали в веселые игрушки?

(Дети по картинкам рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали, белили и расписывали)

Воспитатель.  - Как называется праздник, который проводят в Дымково? Свистунья. А почему праздник назвали Свистунья, я вам еще не рассказывала. Вот послушайте историю этого праздника.

Однажды к городу Вятке подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда Вятичи (люди, народ) придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке

(показ из шкатулки).

Подкравшись ночью к врагу,  они подняли оглушительный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-разбойник. Враг испугался, решив, что его окружают воины и разбежался в страхе в разные стороны.С тех пор и отмечают вятичи свой праздник Свистопляска, или Свистунья.

-Давайте вместе скажем Свистунья.

Вот какая интересна история у игрушки. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые игрушки, люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России.

Воспитатель. Какие элементы  использовали мастера для росписи?

Дети. Круги, полоски, точка, сетка, волнистые линии, зигзаги.

Воспитатель. - Какие геометрические фигуры можно встретить в росписи?

(ромб, квадрат, круг, овал).

В росписи дымковской игрушки присутствует геометрический орнамент.

Воспитатель.  Авы знаете, что в этих элементах есть секрет?

-круг означает солнце, волнистые линии – воду, ромб или квадрат -землю.

Воспитатель. – Какие цвета используют мастерицы для росписи?

Дети. – Красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый.

Воспитатель. – Как одним словом можно сказать про цвета и краски?

Дети. – Яркие, нарядные, веселые, праздничные.

Воспитатель.– Посмотрите внимательно,  все ли игрушки похожи друг на друга?

Дети. – Нет, у них разная форма.

Воспитатель.  – А есть ли что-нибудь общее?

Дети. – Общие элементы узора.

Воспитатель. – Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассказывали о игрушке и я вам предлагаю стать настоящими мастерами дымковской игрушки и отправиться в наши Мастерские.

-Но, чтобы отправиться в Мастерские,  нам сначала нужно переплыть реку Вятку, а поплывем мы на Корабле.

Как кораблик мы плывем,

Быстро веслами гребем,

Повернули мы налево,

Посмотрели мы направо.

Покружились на волнах,

Покачались волнам в такт.

Атеперь мы все на мели

И за столы тихонько сели.

-Вот мы и приплыли в Село Дымково. Это наши мастерские,светлые просторные,здесь всё есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку.

-Давайте вспомним, как будем расписывать фигурки. Начнем с барашков. Какие части закрашиваем полностью? (хвост, рога, копыта).

Узор идет вдоль всего туловища. Сначала мы нарисуем мелкие детали – это рот и глаза. Для этого нам понадобится тонкая кисточка.

-Какой краской? (черной)

-Какие элементы одежды на кукле закрашиваем полностью? (кокошник, юбку,кофту)

-Расписываем фигурки сверху вниз.

Напоминаю,  что при работе с кисточкой строго запрещается:

-Брать ее в рот, размахивать ею, бросать её.

-После работы тщательно промываем и ставим в баночку ворсом кверху.

-Берем кисть тремя пальчиками у металлического колпачка. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть о салфетку и на весь ворс набираем краску нужного цвета. После каждой краски кисть хорошо промываем, чтобы краски не пачкались.

Концом кисти рисуем кольца круги и точки, они повторяются на узоре, поэтому их нужно нарисовать несколько раз подальше друг от друга.

Ватную палочку, там,  где вата,  нужно окунуть в краску. Используем прием “тычка”.

Узоры на кругах наносим только после высыхания краски. Старайтесь выполнить работу аккуратно.

-Подумайте, каким узором вы будете расписывать фигурки.

-Приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей

Дети украшают узором модели барышень и барашков (во время рисования звучит народная музыка).

Во время работы воспитатель контролирует процесс, дает советы.

Не забывайте, что нужно нарисовать крупные элементы одним цветом кистью по толще, мелкие элементы тонкой. При наложении одного цвета на другой подождите, чтобы первая краска высохла.

Через 10 минут самостоятельной работы  «Гимнастика для пальчиков»

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Вращаем кисти рук)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.        

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Мы старались, рисовали,

Наши пальчики устали. (Сжимаем-разжимаем кисти рук)

А теперь мы отдохнем (Встряхиваем кистями)

Рисовать опять начнем.(Потираем руками)

Постучали.  (Стучим кончиками пальцев)

Повертели.  (Круговые вращения кистью)

И работать захотели. (Потираем руками)

- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры. Потом мы пойдем в гости в Мастерские  друг к другу.

 По окончанию дети рассматривают, какие работы получились.  Идут в гости в «Мастерские» друг к другу.

Рефлексия. Анализ детских работ

-Ребята посмотрите на свои игрушки, какие они красивые.

-Чем мы сегодня занимались? (расписывали игрушки)

-Что вы сегодня нового узнали?

- Какой росписью расписывали игрушки? (дымковской)

-Какая игрушка понравилась больше всего?

-Расскажите чем?

-Что особенного в этой?

-Какие цвета красок использовали?

-Какие элементы узора?

-Хотелось бы вам получить такие игрушки в подарок?

-Какую игрушку вы бы купили на ярмарке для себя или в подарок?

-Я купила бы все игрушки, потому что они очень красивые, у каждого получилась своя, необычная.

- Вы все старались, трудились, вложили в них свое умение.

-Спасибо вам, дорогие мастера за работу!

-Давайте заглянем еще раз в наш сундучок, там нас ждет сюрприз.

-Хочу вас наградить за работу медалями как настоящих мастеров Дымковской игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности В группе III г.о. По теме: Дымковские игрушки. Роспись лошадки.

КОНСПЕКТНепосредственной образовательной деятельностиВ группе III г.о. По теме: Дымковские игрушки. Роспись лошадки....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Дымковская игрушка. Роспись дымковской барыни»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы Тема: «Дымковская игрушка. Роспись дымковской барыни»...

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать ...