Занятие по рисованию "Дымковская игрушка – творение русских мастеров"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме

Рухлова Ирина Геннадиевна

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.

Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Развитие фантазии и эстетического вкуса.

Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Упражнение детей во фразовой речи без заикания, развитие словаря, работа над грамматическим строем.

Работа над внеречевыми процессами (память, внимание, мышление).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие на тему: «Дымковская игрушка – творение русских мастеров».

Развивающие задачи.

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.

Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Развитие фантазии и эстетического вкуса.

Прививать любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Упражнение детей во фразовой речи без заикания, развитие словаря, работа над грамматическим строем.

Работа над внеречевыми процессами (память, внимание, мышление).

Образовательные задачи.

Учить самостоятельно составлять узор, выполнять узор в определенной последовательности – сначала крупные элементы, потом мелкие.

Использовать разные приемы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти, держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти, овалы выполнять приемом бокового мазка  (примакиванием).

Учить соблюдать подбор цветов, характерных для дымковской росписи.

Познакомить с тремя композициями узоров на юбках кукол: узор из колец, полос и клеток.

Воспитательные задачи.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Формировать у детей знания о дымковской игрушке: ее истории, характерных особенностях росписи.

Расширять знания детей о свойствах глины.

Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Методы и приемы.

Рассказ воспитателя, рассматривание дымковских игрушек, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ работ.

Оборудование:

- дымковские игрушки,

- иллюстрации с дымковскими игрушками,

- диски с народными мелодиями,

- барыни из глины,

- барыни, нарисованные на бумаге,

- гуашь, кисти №3, тряпочки, вода, подставки под кисти, подносы.

Ход занятия.

Вводная беседа.

В горнице сидит хозяйка, одетая в русский национальный костюм (выставка дымковской игрушки, галерея картин).

Под русскую народную мелодию выходят дети и встают около хозяйки.

Воспитатель:

Что мы видим! Что за диво!

Сколько радости вокруг.

Ребята, правда, здесь красиво?

Аж, захватывает дух!

Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости дорогие!

Пожалуйте в мою избу.

У меня изба просторная, светлая, всем места хватит.

Походите по моей горнице да посмотрите, какие здесь игрушки собраны.

А вот какие мастера их делали, сами догадайтесь.

        «Игрушки эти не простые,

        А волшебно-расписные:

        Белоснежны, как березки.

        Кружочки, клеточки, полоски –

        Простой, казалось бы, узор,

        Но отвести не в силах взор».

Дети:

Это дымковская игрушка.

Хозяюшка:

Правильно. А какие вы знаете дымковские игрушки?

Дети:

Лошадки, индюшки, петухи…

Хозяюшка:

Присядьте, а я вам расскажу о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки.

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу реки Вятка, стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домой вился голубой дымок. Домов в селе было много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.

Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимается в небо золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну хвалить.

Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

        И пошла о Дымке слава,

        Заслужив на это право.

        Говорят о ней повсюду.

        Удивительному чуду

        Мы поклонимся не раз.

        О древней дымковской игрушке

        Поведу сейчас рассказ.

(Показывает игрушку-барыню).

Вот барыня-сударыня.

        У барыни алые щечки и губки,

        Нарядные платья и теплые шубки.

        Красна девица в венце

        У нее румянец на лице.

Дымковские барыни в нарядах удивительных,

Кисточкой – кружочки, полоски – тонко так написаны.

Воспитатель:

Хозяюшка, а ребята могут рассказать тебе, какие краски используют мастера при росписи дымковской игрушки.

Дети:

Красную, зеленую, синюю, желтую, оранжевую.

Воспитатель:

А какие вы знаете элементы росписи?

Дети:

Полоски, клетки, колечки, кружочки, точки…

Расписывание дымковских барынь.

Воспитатель:

А теперь, хозяюшка, мы приглашаем тебя в нашу мастерскую.

Перед вами на столах лежат и стоят барышни, их приглашают хоровод поводить, но что-то они не спешат в круг. Что же случилось?

Дети:

Юбки у них не готовы.

Воспитатель:

Давайте поможем барышням.

Вывешивается картинка со второй куклой.

Какими элементами украшена юбка у этой куклы?                        Колечками.

Какой частью кисточки будем рисовать колечко?                        Кончиком.

Вывешивается картинка со второй куклой.

Какими элементами украшена эта юбка?                                        Полосками.

Как нарисованы полоски?                                                        Сверху вниз.

Какой частью кисти рисуем полоски?                                        Всем ворсом.

Какие еще элементы здесь есть?                                                Листочки.

Как их нарисуем?                                                                Примакиванием.

Появляется третья кукла.

Как расписана эта юбка?                        Полоски сверху вниз.

Полоски слева направо.

Здесь нарисована клетка.

Придумайте, какой узор вы нанесете на юбку своей барышни. Приступайте!

Дети расписывают юбки барынь, а воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями.

Физкультминутка.

        Руки вверх – в кулачок – разжимай и на бочок.

        Руки вперед – в кулачок – разжимай и на бочок.

        Руки в стороны – в кулачок – разжимай и на бочок.

        Руки назад.

        Руки вниз.

Приготовили правую руки – «Пальчики здороваются».

(Повторяем названия пальчиков).

А теперь – левая – «Пальчики здороваются».

А сейчас обе руки – «Пальчики здороваются».

Мы руки поднимаем и плавно опускаем.

Садимся.

Просмотр детских работ.

В конце воспитатель предлагает выбрать самые красивые работы.

Воспитатель:

Какая юбка вам понравилась больше всего?

Каким узором расписана эта игрушка?

Какие цветовые сочетания вам понравились?

У кого самые ровные линии?

Итог занятия.

Хозяюшка:

Славно потрудились! Замечательные из вас получились мастера. И я каждому из вас ставлю высший бал (прикрепляет на доску смайлик).

(Звучит музыка).

Хочу наградить вас за работу.

Раздает всем детям леденцы – петушков на палочке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дымковкая игрушка - творение русских мастеров.

Продолжение знакомства с дымковской игрушкой.Учить видеть красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора. Развитие фантазии и эстетического вкуса.Прививать любовь и инте...

Занятие по ФЦКМ "Знакомство с русскими народными игрушками"

Познакомить детей с русскими народными игрушками и показать связь между народным промыслом и русским народным фольклором (песенки, потешки)...

«Интегрированное занятие Чудо-чудное, диво-дивное» (русские народные игрушки).

«Интегрированное занятие Чудо-чудное, диво-дивное» (русские народные игрушки)....

Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки»

Программные задачи:   Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки:- продолжать знакомить с народной дымковской...