"Соборы - творение земных мастеров" конспект НОД
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Павлова Светлана Викторовна

План-коснпект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект НОД51.76 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Павлова С.В.

План-конспект

совместной образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Храмы и соборы – творенье земных мастеров»

(синквейн – пластилинография)                                                                                      

 Цель: способствовать формированию у детей ценностного отношения к достопримечательностям родного города; побуждать к решению творческих задач - сочинению небольших стихотворений, созданию иллюстраций к собственным стихам.

Задачи

  • Развивать  интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  • Обогащать представления детей об архитектурных сооружениях: Петропавловский собор, Исаакиевский собор, Казанский собор, Спас на Крови, Никольский морской собор, Свято – Троицкий Измайловский собор.
  • Совершенствовать технику  - пластилинографию.
  • Продолжать развивать умение отвечать на вопросы  и доказывать свою точку зрения.
  • Под руководством взрослого и самостоятельно оценивать результат собственной деятельности, определять причины допущенных ошибок, намечать пути их исправления и добиваться результата.
  • Обогащать представления детей о символическом значении архитектурных деталей соборов города.

Предварительная работа:         

  • Обзорная экскурсия по  Санкт – Петербургу «Тайны соборов Санкт - Петербурга».
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, макетов, сувениров, значков:  Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского  морского собора, Свято – Троицкого  Измайловского собора.
  • Маршруты выходного дня:  Петропавловский собор, Казанский, Исаакиевский и другие.
  • Слушание музыки, песен о Санкт – Петербурге.
  • Чтение:

- Тютчев Фёдор Иванович  «Глядел я, стоя над Невой»;

 -  Википедия  «Храмы Санкт-Петербурга»    u.wikipedia.org 

-  Энциклопедия «10 знаменитых соборов Санкт-Петербурга».

-  Н. П. Анциферов «Душа Петербурга» (отрывки).

-   К. Горбачевич, Е. Хабло «Почему так названы».

-  П. Я Канн «Прогулки по Петербургу». http://www.encspb.ru/

-   «Санкт-Петербург. Энциклопедия».

-  Л. И. Шиф «Путешествие с Аликом и Гусариком. Сказка – путеводитель».

  • ЭОР: презентации «Достопримечательности  Санкт – Петербурга», «Тайны соборов Санкт – Петербурга», «Легенда меандр Казанского собора», «Великие полководцы Российской земли», «Тайна купола Исаакиевского собора (собор богатырь)», «Легенды коринфских колонн.».
  •  Интерактивный проект: «Соборы Санкт-Петербурга».
  • Загадки о достопримечательностях Санкт - Петербурга.
  • Дидактические, настольно-печатные игры, упражнения: «Подумай-дорисуй», «Что изменилось?», «Угадай по описанию», «Собери», пазлы «Соборы», «Придумай слово».
  • Создание макетов Петропавловского собора, Спаса на Крови.
  • Составление рассказов по теме.
  • Коллективная работа «Я буду скульптором» - силуэтное вырезывание.
  • Пластилинография  на тему «Знаменитые соборы Санкт-Петербурга». 

Материал к занятию:

1.   Иллюстративный материал с изображением соборов  Санкт – Петербурга: Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского  морского собора, Свято – Троицкого  Измайловского собора.

2.   Выставка книг о городе.

3.   Макеты:  Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на  Крови.

4.   Разрезные картинки чёрно – белого цвета с изображением Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского  морского собора, Свято – Троицкого  Измайловского собора.

5.   Листы с контурным изображением: Петропавловского собора, Исаакиевского собора,   Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского  морского собора, Свято – Троицкого     Измайловского собора (для пластилинографии).

6.   Схема составления  стихотворения - синквейна.

7.   Аудио запись музыки и песен о Санкт – Петербурге.

8.   Бумага разного цвета, пластилин, простые  карандаши, клеёнки, стеки.

«Моя любимая дача».

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый этап - постановка проблемы.

В группе выставлен иллюстративный материал, макеты с изображением  Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского  морского собора, Свято – Троицкого  Измайловского собора.

Звучит колокольный звон.

- Вы узнали, что это за звуки?  

- Где можем услышать этот звон?

-Что можно сказать о звуках колокола?

-В каких случаях звонит колокол?

- О чём он может рассказать?

-Почему колокола располагаются на соборах, храмах, церквях?

-Что такое собор?

Дети заняты в центрах развития

Дети обращают внимание на ситуацию, прислушиваются к звукам. Проявляют интерес, вспоминают, анализируют, получают удовольствие.

Вспоминают,  рассуждают, высказывают суждение, рассказывают, описывают.

Второй этап – обсуждение проблемы.

- Какие  соборы нашего  города вы знаете?

- Что украшает соборы нашего города?

- Сколько куполов может быть у собора?

- У какого собора самый большой купол?

- Почему в соборах не делают обычную крышу?

-Что можно сказать о материале, из которого сделан собор?

-Все ли одинаковые по цвету? Почему?

- Все ли они похожи друг на друга? Чем отличаются?

Вспоминают, представляют, рассуждают, описывают.

Сравнивают, анализируют, обобщают, представляют, высказывают свою точку зрения.

Третий этап - работа над образом.

На подносе разрезные картинки чёрно – белого цвета с изображением Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Казанского собора, Спаса на Крови, Никольского  морского собора, Свято – Троицкого  Измайловского собора.

-Как вы думаете, что это?

-Почему вы так решили?

Дидактическая игра «Собери и отгадай?».

-Сможете ли вы из имеющихся деталей  восстановить целый  образ того или иного собора?

Педагог предлагает детям разделиться на 6 команд.

-Что вы можете сказать о своем соборе?

-Какие красивые слова можно подобрать для описания собора?

-Чем он отличается от других?

-С чем можно сравнить купол?

-Почему это именно этот собор?

-Что можно дополнить?

-Как вы догадались, что это  Казанский собор, Исаакиевский, Спас на крови?

-Много стихов посвящено красивым местам, памятникам нашего города:

 -Почему поэты сочиняют стихи? Зачем?

Мотив деятельности: Создание «белых стихов» о соборах (синквейн).

Дети проявляют интерес, любопытство.

Высказывают предположения, версии.

Сравнивают, обобщают, высказывают суждения.

Рассматривают, анализируют, вспоминают, сравнивают.

Вспоминают, устанавливают причинно-следственные связи, доказывают, убеждают,

формулируют ответы.

 

Подбирают эпитеты, сравнения.

Вспоминают, доказывают, убеждают, делают выводы.

Проявляют интерес, принимают мотив, вклю

Четвёртый этап - продуктивный.

Что нам может помочь в составлении синквейнов?

Работа со  схемой составления синквейна:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующие ключевое слово;

3- строка – три глагола, показывающее действие ключевого слова;

4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к ключевому слову;

5-я строка – одно слово (обычно существительное) к которому человек выражает сои чувства, ассоциации, связанные с ключевым словом

-Получился целый альбом красивых стихов о городе.

Педагог побуждает детей к созданию иллюстраций к собственным стихам (синквейнам).

 -Можно вырезать силуэт собора самостоятельно, можно воспользоваться готовым силуэтным образом.

 - Какой собор будешь строить? Как украшать?

-  Какой материал  будешь использовать  для работы?

 - С чего начнешь? Как будешь действовать потом?

- Что нужно приготовить для работы?

Педагог предлагает детям  выбрать  место для работы, чтобы  не мешать друг другу.

В процессе работы педагог  обращает внимание на характерные детали образа, качество выполнения работы,  мотивирует, направляет и поощряет деятельность детей.

Работают со схемой. Планирующее мышление.          Подбирают глаголы, прилагательные, эпитеты, сравнения.                            

  Берут бумагу, карандаши, записывают стихотворение. Концентрируют внимание. Определяются с выбором.  Анализируют, сравнивают. Выбирают  необходимый материал. Обобщают, прогнозируют. Планируют действия.                          

  Готовят своё рабочее место: выдвигают тумбы, берут пустые листы или листы с контурным изображением соборов, пластилин, клеёнки, стеки, помогают друг другу.Работают в технике пластилинография. Проявляют внимательность, доброжелательность.

Пятый этап – оценка результата

- Какие основные части собора держат твои колонны?

- Из чего сделаны капители колонн Казанского собора?

- На чём стоят колонны у Морского собора?

-Что хранится в Свято – Троицком Измайловском соборе?

- Сколько колоколен у Исаакиевского собора?

- Какую историю хранит твой храм, Спас на Крови?

Рассказывают о выполненных скульптура. Слушают сверстников, проявляют терпение, выдержку, волевые усилия.

Вспоминают, рассуждают, высказывают суждения.

Дают эстетическую оценку созданным образам.

Проявляют сочувствие.

Шестой этап – постановка новой проблемы.

Создать ситуацию необходимости поиска новой информации.

- Какие известные соборы есть  в ленинградской области?

Дети принимают новую тему и готовятся к поиску новой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соборы Санкт-Петербурга

Для детей подготовительной группы. Знакомство с памятниками архитектуры....

Виртуальная экскурсия в Спасо- Преображенский собор.

Виртуальная экскурсия в Спасо- Преображенский собор.Конспект непосредственно образовательной деятельности по основам православной культурыв подготовительной к школе группе....

Презентация "Город соборов"

Дополнительный материал к авторской программе "Город - мой друг" Показать детям красоту архитектуры городского ланшафта, " сеять зерно любви" к одному городу....

беседа по основам православной культуры "Спасо-Преображенский собор".

Я старалась познакомить детей с правилами поведения в храме.Воспитывать любовь к богу, благоговение перед святынями.Дать детям понятие о храме,как о доме божьем....

Картотека "Соборы и церкви Санкт-Петербурга"

Картотека создана по материалам "Этнокалендаря ДОУ" и помогает гамотно организовать работу по знакомству детей и их родителей с достопримечательностями Санкт-Петербурга....

Презентация на тему: "Знакомство с Исаакиевским собором"

Развитие познавательных интересов,интиллектуальное развитие детей.Расширить представления детей о роднои городе, продолжать знакомить с достопримечательностями города....

Конспект НОД «Собор Покрова Богородицы. Собор Василия Блаженного».

Цель: познакомить детей с архитектурным памятником – Собором Василия Блаженного.Задачи: расширять представления детей о Российских архитектурных строениях, известных на весь мир; дать знания о истории...