беседа по основам православной культуры "Спасо-Преображенский собор".
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 Я старалась познакомить детей с правилами поведения в храме.Воспитывать любовь к богу, благоговение перед святынями.Дать детям понятие о храме,как о доме божьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_detmi.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Спасо-Преображенский собор.

Конспект  беседы по основам православной культуры

 в подготовительной группе.

                                                                                                                                                                  Колесниченко Е.Ю. воспитатель

                                                    МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида №37 «Ягодка»

Программное содержание: 

1. Дать понятие о храме, как о доме Божьем, о месте особого        присутствия Бога.

2. Объяснить особенности внешнего вида храма, внутреннего устройства.

3. Познакомить с правилами поведения в храме.

4. Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней.

                 Материалы и оборудование:

  • выставка «Православные храмы», состоящая из фотоизображений храмов нашего города;
  • схема внутреннего убранства православного храма;
  • аудиозапись колокольного звона;
  • фонограмма песни «Мой храм» авт. О.Газманов

                                         Ход мероприятия:

Воспитатель:  Ребята  присаживайтесь на стулья, сегодня у нас с вами будет необычная  беседа. Давайте, закроем глаза, послушаем внимательно, что мы услышим? (Включается аудиозапись колокольного звона) Открывайте глаза. Ребята, вы слышали такую музыку?
Ответы детей.
Воспитатель: Где такая музыка звучит?
Ответы детей.
Воспитатель: Это музыка колоколов. А голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, храмов. Ребята, а вы знаете, что такое храм?
Ответы детей.
Воспитатель: Храм – это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений. Ребята, а как называются люди, которые ходят на богослужения, молятся Иисусу Христу?
Дети: Христиане.
Воспитатель: Правильно. Большинство людей, которые живут в нашей  стране –  православные христиане. Что значит быть христианином? Это значит верить в Бога – Иисуса Христа и жить так, как он повелел. Христиане крестят своих детей, и ребёнок тоже становится христианином. Родители учат своих малышей верить в Бога, любить его, надеяться, что Бог всегда помогает человеку. Христиане, приходя в храм, молятся Богу. Что такое молитва ребята?
Дети: Молитва – это разговор с Богом.
Воспитатель: Молодцы. А ещё издавна христиане строили особо красивые здания, посвящённые Богу, - Храмы. Храм – это дом Божий. По-другому его ещё называют церковь. Каждый храм имеет своё название, своё имя. А как вы думаете, в честь кого храму дают имена?
Дети: В честь Бога и святых.
Воспитатель: А давайте сейчас встанем со стульев, и пройдём к нашей выставке, рассмотрим, с  каким   храмом   я хочу вас познакомить. Кто нибудь узнал его?

 Дети: Этот храм находится  в микрорайоне «Журавлики»

 Воспитатель: Правильно. Это Спасо-Преображенский кафедральный собор один из самых больших и красивых храмов в России . Христианский православный храм легко узнать, сверху всегда есть купола и кресты. Под куполом церкви, рядом в колокольне, находятся колокола. А как вы думаете, для чего колокола звонят?
Дети: Они зовут людей в храм на молитву.
Воспитатель. Скажите, нравится ли вам  наш храм?

Дети: Нравится, потому что он очень нарядный и красивый.
Воспитатель: Да, ребята он очень красивый, яркий, высокий. И построен он был 20 лет назад,когда ваши мамы и папы были такими маленькими как вы. Людям  в нашем городе он очень нравится,  они помогают ухаживать  за храмом, постоянно ходят на службу, приводят с собой детей . Ребята,  а вы знаете, что,  когда люди ходят в храм, то там нужно себя по-особенному вести. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.

Мальчик: Я знаю, как вести себя в храме мальчикам.
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они…

       Девочка: А я знаю, как вести себя в храме, девочкам.
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Воспитатель: А теперь ребята, давайте пройдём к схеме, на которой изображено внутреннее убранство храма. Православный храм разделяется на три части: притвор, центральную или среднюю часть и алтарь. В притворе раньше всегда стояли те, кто готовился к крещению. Средняя часть это самая большая часть храма – место прихожан, собравшихся на службу, которую ведёт священнослужитель. На стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи.
А впереди – иконостас. Иконостас – одна из важнейших принадлежностей православного храма, иконостас отделяет среднюю часть храма от священного пространства алтаря.
В иконостасе находятся три двери, ведущие в алтарь. В середине Царские врата. Через них имеют право проходить только священнослужителя.
Алтарь – самая главная часть храма. Это самая священная часть храма, в алтаре совершается богослужение, а также там находятся все главные святыни любого храма – кресты, святое освященное евангелии и другое.
  Вам запомнились, основные части внутреннего убранства храма, ребята?
Дети: Запомнились, это притвор, средняя часть и алтарь.
Воспитатель: Молодцы. А теперь мы с вами рассмотрим части внешнего убранства храма. Посмотрите, на изображение храма. Внизу мы видим, небольшие колонны, которые называются абсиды. Они бывают разной высоты. Их украшают  полукруглые, сводчатые двери, эти двери называются порталы. Смотрим выше. Второй этаж – мы видим абсиды, и такие же, как и внизу полукруглые сводчатые только окна. Конечно, наверху мы видим купола, украшенные позолотой, а также крест, устремленный в небо. Куполов бывает несколько, в  нашем храме пять куполов. На что похожи купола? 

Ответы детей.
Воспитатель: Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.  А что еще напоминает форма купола, как вы думаете?  Форма купола еще напоминает шлем древнего богатыря. Помните былину про Илью Муромца? Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и нашу православную веру. А каких богатырей вы знаете?

 Дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Воспитатель:    ?      Когда хотят в храм помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Представьте себе, что родной человек уехал далеко, и мы по нему скучаем. Иногда мы достаем его фотографию и даже разговариваем мысленно с ним. Так и молитва – это разговор. От слова молва, молвить, т.е. разговор с тем, кто изображен на иконе.

Нет уголка во вселенной, где бы не было Бога, считают христиане. Но храм – место Его особого присутствия.  Первый храм на Руси был построен  больше тысячи лет назад.Сейчас в нашем городе построено много храмов. Но Спасо-Преображенский собор стал визитной карточкой нашего города. Это стало    еще одним весомым доказательством духовного возрождения нашей страны.

 Воспитатель: Ребята, как называется дом Бога?
Дети: Храм.

Воспитатель А теперь проверим, что вы запомнили из моего рассказа.

Загадки:

Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается - музыка получается (колокол).

Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица (Ангел).

Жил, Богу угодил, к Богу ушел, к людям пришел ( святой).

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча ( церковь).

Что выше колокольни? (крест).

Дверей много, а входят не все (алтарь).

На руках Младенец чистый,

Взгляд Его такой лучистый,

Солнце за главой сияет,

Нас Он всех благословляет. (Иисус Христос).

Золотое поле, желтые колосья,

Огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста" на тему: "Наш удивительный мир. Творение мира и человека"

В некоторых дошкольных учреждениях введен факультатив по основам православной культуры. Считаю это правильным. А все споры по поводу нашей многоконфессиональной страны звучат издевательски. Так и хоче...

Мониторинг уровня знаний детей 6-7 лет по факультативу "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста"

Мониторинг уровня знаний детей старшего дошкольного возраста по основам православной веры....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....

Любовь, как основа православного воспитания.

Любовь, как основа православного воспитания....

"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».

Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...

Конспект по основам православной культуры для детей подготовительной группы. Тема: "Православный храм"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры важная задача дошкольного воспитания....