Виды музыкальных игр и их роль в воспитании детей
консультация

Валентина Владимировна Кальникова

Программное содержание

          Образовательные задачи:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

          Развивающие задачи:

- развивать познавательную активность;

- проявлять устойчивый интерес к действованию;

- усиливать само регуляцию и самоконтроль;

- продолжать развивать внимание, память, мышление;

- улучшать ориентировку в пространстве.

          Воспитательные задачи:

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств, эмоций высшего порядка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Виды музыкальных игр и их роль в воспитании детей.

Программное содержание

        Образовательные задачи:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

- формирование умственных умений и действий.

        Развивающие задачи:

- развивать познавательную активность;

- проявлять устойчивый интерес к действованию;

- усиливать само регуляцию и самоконтроль;

- продолжать развивать внимание, память, мышление;

- улучшать ориентировку в пространстве.

        Воспитательные задачи:

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств, эмоций высшего порядка.

           Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.

           Игра – наиболее активная творческая деятельность, которая имеет определенный сюжет, правила, музыкально – учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

           В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

           В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача – передать музыкально – игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведении.

           Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен. Построение их зависит от содержания, которое находится в полном соответствии с музыкой.

           Музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным.

           В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, ее выразительными средствами (темпы, динамические оттенки, метроритм, форма произведения).

           Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» (муз. Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, мягкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружение (на подпрыгивании) зайца и т. д.

           В несюжетной игре «Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.

           В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами, со сменой направления и т.д.).

Например, в игре «Ворон» (русск. нар. прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг – сужение и расширение дробным шагом.

Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети могут самостоятельно его инсценировать в соответствии с развитием сюжета, выполняя определенные роли.

Под пение самих детей можно проводить игры только со спокойными, плавными движениями: ходьбой, несложными наклонами корпуса, подниманием и опусканием рук. Игры с пением должны проводиться без музыкального сопровождения, но разучивать их надо с помощью музыкального инструмента.

           Музыкальные игры-сказки (игра – драматизация) занимают большое место в жизни детского сада.

           Игры – сказки дети исполняют в дни развлечений, на утренниках, а также в свободное от занятий время. Например, сказку «Теремок», «Дудочка» можно показать на развлечениях, а сказку «Холодный нос, короткий хвост» - на празднике, посвященном выпуску детей в школу.

           Игры – сказки оказывают огромное воспитательное влияние на детей. Они способствуют развитию художественного вкуса, творческих навыков, вызывают радостные эмоции. Дети лучше передают характер музыки в движениях, у них развивается речь, четкость дикции, речевые интонации, наблюдательность, любовь к родной природе.

           Разнообразие игр дает возможность содействовать разностороннему развитию детей. У них развивается фантазия, воображение: им приходится передавать действия людей, движения животных.

Сюжетные игры часто требуют хорошей ориентировки в пространстве, во времени, умения рассчитать свои движения, сообразить, каким способом достичь поставленной цели.

           Дети развиваются физически, у них улучшается координация движений, появляется хорошая осанка. Точное выполнение правил игры развивает ответственность, серьезное отношение к заданиям, в ходе которых ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, реализует потребность в действенном художественно – образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия.

           В последнее время наибольшую популярность стали приобретать коммуникативные танцы – игры со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов.

           Движения и фигуры в них очень простые, доступные даже маленьким детям. В этих музыкальных танцах - играх, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.

           Ценность состоит в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

           Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и созидателями игрового действия.

Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце – игре.

                                                 ***


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль отца в семье и его роль в воспитании детей"

В докладе описаны примеры, которые помогают в воспитании детей мужества и умения преодолевать трудности....

Консультация для воспитателей «Роль музыкально-художественной культуры в духовно-нравственном воспитании детей»

Духовность является важным явлением культуры человека и всего общества в целом. Осмысление этого феномена особенно необходимо для тех, кто участвует в воспитании нового поколения. Во все времена прогр...

«ВИДЫ ИГР И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре...

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания и их роль в воспитании детей"

Данный материал полезен родителям как дошкольников, так и учеников школы. Материал содержит описание существующих стилей семейного воспитания, особенности влияния каждого стиля на развитие личности ре...

Классификация музыкальных игр и их роль в воспитании дошкольников

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям детских садов . Речь пойдёт о роли музыкальных игр в воспитании дошкольников ,приведена классификация музыкальных игр с примерами по возрастам в...