ПРОЕКТ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ»
проект (подготовительная группа)

Гиль Людмила Владимировна

В наше время мало внимания  уделяется знакомству детей с различными видами дикаротивно - прикладнова искусства  и с народными традициями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл декоративно-прикладное искусство280.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Вид проекта: творческо-информационный, краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной группы №7

Срок реализации: 20 – 31 марта 2021

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Дети не могут различить виды народных промыслов.

Цели:

- познакомить детей с народными промыслами в России;

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; 

- формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента;

- воспитывать чувство гордости за свой народ

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей с видами декоративно – прикладного искусства – дымковской, филимоновской, хохломской, городецкой, с гжелью; учить видеть их красоту и своеобразие; различать их, ориентироваться в видах росписи, вызвать интерес к народному творчеству

• Закрепить умение выразительно читать стихи, понимать образный смысл загадок, закрепить умение сочетать движения и речь

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей, учить использовать растительные элементы, расписывать заготовки

Воспитательные:

• Воспитывать у детей уважение к работе народных мастеров, чувство гордости за свой народ

• Воспитывать эстетические чувства

Развивающие:

• Развитие познавательной активности детей

• Развивать чувство цвета, композиционные умения

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение

анализировать

Планируемые результаты проекта:

• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской,

филимоновской, хохломской, городецкой, гжельской

• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей

Филимоновские игрушки

В самом центре России есть деревня Филимоново. Давным-давно прибыл в те места гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из них горшки. Место, где он поселился, так и назвали Филимоново.  Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили популярные на Руси игрушки - звонкие свистульки. Их продавали на ярмарках, и стоили они копейки, поэтому изготовить их нужно было очень много. Длинными зимними вечерами женщины собирались и лепили игрушки под напевы русских народных песен. В печах обжигали эти игрушки, и перед жителями Филимоново представало чудо: местная глина после обжига становилась белоснежной, и ее можно было расписывать без побелки. Филимоновские игрушки - это  барыни, солдаты, танцующие пары, коровы, бараны, лошадки, медведи, курицы, петухи. От дымковских игрушек они отличались тем, что все филимоновские игрушки – это свистульки. В орнаментах филимоновских игрушек – штрихи, веточки, звездочки, овальные листики, пятна.

Золотая хохлома

С чего начиналось хохломское искусство, существует много легенд. Вот одна из них… Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да сундук сладил, посуду деревянную вырезал, варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась к чашке крылом и стала чашка золотой. Не из сказки ли появилась эта удивительная красота?

Хохлома – это старинное русское село на Волге. Деревянная посуда, ложки, миски, ковши, кувшины, бочонки, сахарницы и бокалы были у всех в ежедневном употреблении. В мастерской мастера вырезали из дерева разные предметы, в основном посуду, которую затем расписывали. Элементы росписи мастера брали из жизни – это травинки, ягодки, цветы, птицы, которые являлись символами счастливой жизни. Для изделий хохломы характерны красный, черный и золотистый цвет.

Я открою вам секрет золотой хохломы, как эта посуда превращается в золотую. После того как закончат роспись, художник покрывает ее лаком, да не один раз, а 5-6 раз, и тогда уж ставят в печь калить. Вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак желтеет, и из-под него золотится металлический блеск. Из печи чашу уже вынимают золотой.

Гжель

Сейчас я расскажу вам зимнюю сказку, а вы мне  в этом поможете. Мы с детства очень любим русские народные сказки. А какими словами они обычно начинаются? (Жили – были).

Нашу с вами сказку я тоже хочу начать этими словами. Жили-были в деревеньке Гжель, что под Москвой, добрые трудолюбивые люди. Весной землю пахали, хлеб сеяли, осенью собирали урожай. В трудах и заботах текла жизнь. Вот уж и зима на пороге. Гжельские умельцы не привыкли сидеть без дела: берут они припасенную с лета глину, замешивают глиняное тесто и начинают лепить посуду – чашки да чайники, блюда да бокалы, кувшины да крынки. Выходят из-под рук мастеров и диковинные фигурки птиц да зверей, детишкам на потеху, забавы ради.  Потом сажают мастера свои поделки в жаркую печь, чтобы закалились на огне, стали прочными, звонкими.

Может, потому что снега вокруг ослепительно белые, а гжельские вечерние тени такие синие да голубые, и выбрали гжельские мастера для росписи своей посуды синюю краску на белоснежном фоне. А так как долгой зимой мы все о весне мечтаем, мастера морозными узорами весенние цветы рисовали. Вот какие чудесные произведения у гжельских мастеров получались.

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет,  есть только ее лепестки.

Городец

На левом берегу Волги располагалось большое село Городец. Для торговли эти места были выгодными. Среди населения развивались различные ремесла. В Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно много было плотников и резчиков по дереву, так как лес давал дешевый материал.

Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: вырезали ложки, точили миски, чашки, изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Изделия расписывались растительными узорами, в которых белыми штрихами разделены цветок розы, листья, ветки. Современные мастера рисуют цветы, кони, птицы. В городецкой росписи  чаще всего повторяется цветочный узор. Эти цветы называются розан и купавки. Силуэт цветка рисуют в форме круга. Для розана круги побольше, для купавки - поменьше. Характерные цвета для городецкой росписи – красный, оранжевый, синий, зеленый, белила и сажа. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. Белые штрихи словно освещают цветы, заставляют празднично сиять весь рисунок.

Дымково

В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; возможно, от этого и возникло название Дымково.  Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – все вокруг в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делали к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз – когда ее лепят из красной глины. Игрушку нужно обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Потом ее белят мелом, разведенном в молоке, и расписывают. Так она рождается третий раз.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее эта ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполнялась свистом, и от этого праздник становился еще веселей.

Изготовление заготовки дымковской барышни:

Материалы:

- пластиковая бутылка;

- пластилин;

- краски;

- кисточка;

- мука;

- острые ножницы.

Изготовление: 

1. При помощи острых ножниц отрезать горловину у бутылки. Должна получиться заготовка для будущей дымковской игрушки.

2. Обклеить получившуюся заготовку из пластиковой бутылки пластилином. Очень важно сделать ровный и аккуратный слой без разводов и неровностей.

https://dg56.mycdn.me/image?t=0&bid=838974206195&id=838974206195&plc=WEB&tkn=*t4ED0esOFhHGA_bno4D1rIkFMC8

3. Соорудить небольшой пластилиновый шарик, который будет выполнять роль головы в будущей дымковской игрушке. Обязательно сделать из пластилина высокий кокошник, заплести косу, одеть венок и т.п. Не забыть про руки, а так же всевозможные дополнительные элементы: корзинка, сумочка, ведро, ребенок, самовар и т.п.

https://dg56.mycdn.me/image?t=0&bid=838974260979&id=838974260979&plc=WEB&tkn=*hKyqHF4uKZ8kYJE2E-2Meh2QNsk

4. Теперь пластилиновую форму необходимо тщательно промазать мукой, это необходимо для того, чтобы краска хорошо ложилась и не сбивалась в капли.

https://dg56.mycdn.me/image?t=0&bid=838974265843&id=838974265843&plc=WEB&tkn=*rELFGkL3nMR0KAoZeTt8iApQ3-c

5. Теперь можно приступать к покраске и разукрашиванию. Перед началом разукрашивания обязательно покрасить всю фигурку в единый белый цвет. Дождаться, пока белый слой просохнет, и приступать к творческому процессу разрисовывания.

https://dg56.mycdn.me/image?t=0&bid=838974273779&id=838974267123&plc=WEB&tkn=*vVqKsDxMgmatxd0Hp8F1uQYFKOc

https://dg56.mycdn.me/image?t=0&bid=838974295795&id=838974295795&plc=WEB&tkn=*05I0imew4WJXkZFh90MdBKdENn4

https://dg56.mycdn.me/image?t=3&bid=838974296563&id=838974296563&plc=WEB&tkn=*BnfrvsOljzDs0CX9hv0teePq7aE

Художественная литература: 

• Чтение и заучивание стихов, загадывание загадок

Изобразительная деятельность:

1. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи

Цель:   продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, создавать узоры с характерными особенностями городецкой росписи

2. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи  

Цель:       учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки, закреплять умение чередовать ягоды и листья на полосе

3. Декоративное рисование на тарелочке

Цель: закреплять умение детей оформлять декоративную композицию на тарелочке, используя характерные для гжели элементы узора и цвета, упражнять в рисовании кистью разными способами

4. Раскрашивание дымковской барышни

Цель: учить детей раскрашивать фигурку дымковской барышни характерными элементами дымковской росписи, закреплять умение рисовать кончиком кисточки, ватными палочками

Ручной труд:

1. Дымковская барышня

Цель: учить детей изготавливать фигурку дымковской барышни из пластиковой бутылки, обмазывать пластилином, обсыпать мукой, раскрашивать белой краской

2. Пасхальное яйцо

Цель: учить изготавливать яйцо из бросового материала, разукрашивать узорами и элементами филимоновской росписи

Презентация:

1. Выставка детских работ по теме «Декоративно-прикладное искусство России»

2. Создание альбома «Декоративно-прикладное искусство России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Декоративно-прикладное искусство»

• Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты...

Проект "Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская игрушка"

Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.Срок реализации: три неделиАктуальн...

Проект «Декоративно-прикладное искусство мордвы»

Актуальность и перспективность.     Мордовское декоративно-прикладное искусство является одним из важнейших источников формирования духовной сферы и взрослых, и детей.Уникальные образцы...

Проект «Декоративно-прикладное искусство в развитии патриотических чувств детей в старшей группе»

Любовь к своей отчизне формируется  у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе ...

Проект Декоративно-прикладное искусство

Познавательно – музыкальный, творческий. «Веселая ярмарка»...

Проект Декоративно-прикладное искусство «Веселая ярмарка»

Формировать у детей патриотические чувства, воспитывать у детей уважение, интерес  к обычаям старины, к фольклорному жанру.Приобщение детей старшего дошкольного возраста к  изобразительному ...