Проект "Декоративно-прикладное искусство"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Султанова Наиля Касимовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

(РКЦ – ММЦ)

Проект

на тему: «Декоративно-прикладное искусство»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

детского сада № 48

Султанова Наиля Касимовна

группа №

Одинцовский муниципальный район

2014

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

  1. Полное название проекта: «Декоративно-прикладное искусство».
  2. Автор проекта: Султанова Наиля Касимовна.
  3. Продолжительность проекта: апрель-май.
  4. Тип проекта: познавательно-творческий , краткосрочный
  5. Участники проекта (взрослые, дети): воспитатели, родители, дети старшей группы.
  6. Возраст детей: 5 – 7 лет. 
  7. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: У детей слабо развит познавательный интерес к  истории народных игрушек, к  творчеству народных мастеров, особенностям росписи гжели, хохломы, городецкой, дымковской игрушки..

8.   Цель проекта: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать  условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

9. Задачи проекта:

  • для детей: формировать представления о декоративно-прикладном искусстве, развивать у  детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
  • для педагогов: донести до участников проекта важность данной темы.

для родителей: Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

  1. Форма проведения итогового мероприятия проекта: организованная образовательная деятельность, выставка  домашнего совместного творчества «Народная  игрушка», создание мини-музея.
  2. Название итогового мероприятия проекта «Экскурсия в  мини-музей народного-прикладного искусства»
  3. Продукты проекта:
  • для детей: участие в образовательной деятельности, рисунки, лепка и роспись своими руками дымковских игрушек.
  • для педагогов: оформление мини-музея в группе.
  • для родителей. совместное  изготовление  с детьми дымковских игрушек и гжельской посуды из скульптурного пластилина для выставки и мини-музея.

13.        Ожидаемые результаты по проекту

  • для детей: овладеть знаниями  о народно-прикладном искусстве, уметь различать виды  росписи.
  • для педагогов: эмоциональный отклик на проделанную работу по проекту от детей и родителей.
  • для родителей: наладить  более тесную  связь с ребёнком.

Проблема проекта:

Детей необходимо приобщать к народным промыслам, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Цель проекта:

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, городецкой, гжельской и хохломской  росписи;

-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;

-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;

-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;

-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;

-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;

-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности;

Актуальность проекта

В наше время, когда привычными стали словосочетания «мне все равно», «отстань от меня», на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. Речь идет о том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям. Самый верный путь в сложившейся ситуации – воспитывать наших детей на русских народных традициях, на истории нашего народа, знакомить  детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволяет   детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

История народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой  деятельности.

Результат проекта:

- Оформлена выставка дымковской игрушки и гжельской посуды.

- Проведена организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного искусства».

- Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально  насыщенным.

- Оформлен мини-музей в группе.

- Создана методическая копилка по данной теме.

- Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.

План реализации проекта.

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Содержание этапов проекта

I этап - организационный

01.04.2014г.-

15.04.2014г.

 Определение темы, цели, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов, обсуждение проекта с родителями, выявление возможности и необходимых средств  для реализации проекта, определение деятельности участников проекта.

II этап –

продуктивный

16.04.2014г.-

30.14.2014г.

Содержание деятельности воспитателей и детей с учетом интеграции образовательных областей. Взаимодействие с родителями: изготовление дымковских игрушек  и гжельской посуды для выставки.

III этап –

презентативный

05.05.2014г.-

15.05.2014г.

Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в музей народно-прикладного творчества».

Выставка детских творческих работ по росписям.

IV этап –

итоговый

16.05.2014г.-

27.05.2014г.

Подведение итогов проекта с детьми, оценка полученных результатов. Постановка новой проблемы, вовлечение в новый проект.

Выполнение проекта:

1этап- подготовительный.

Анкетирование родителей        

Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада.

Подбор,  систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности лепки из глины

Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.        

Развивать у детей интерес к литературным , музыкальным и  художественным произведениям.

беседы

непосредственно-образовательная деятельность, при ознакомлении детей с декоративным искусством.

Акция «Подари книгу детскому саду»        

Пополнить библиотеку группы книгами различных форматов о декоративно-прикладном творчестве . Продолжать формировать у родителей желание принимать активное участие в проведении мероприятий  группы.

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.        

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др.

Подбор народных игр

Создание условий для успешной реализации поставленных задач.

Изготовление экспонатов для мини-музея        

Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея .        

2этап-основной

Коммуникация

Беседа «Золотая хохлома»        

Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.

Художественное творчество

Рисование

«Изразцы для русской печи»        

Учить создавать декоративный рисунок на полосках бумаги, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности.

Познание, коммуникация, здоровье

Проведение дидактических игр  Д/игры: «Найди свой элемент»,«Дорисуй»«Узнай элемент» «Угадай, какая роспись?»«Составь хохломской узор»        

Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.

Познание, коммуникация, здоровье.

Проведение народных игр: Хоровод «На горе- то калина», «Горелки»        

Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре        

Познание, коммуникация, здоровье

Чтение сказок, отгадывание  загадок о декоративно-прикладном искусстве «О хохломе»В. Боков, «Золотая хохлома»Н. Глазков

«Чаша» Ю. Николаева

Слушание сюиты «Музыка русских  узоров» стихи П. Синявский музыка Ю. Чичкова        

Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.         

Познание, коммуникация, здоровье

Беседа: «Мастера Гжели»        

Познакомить с видом народного декоративно- прикладного искусства- гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

Художественное творчество

Рисование  «Гжельская посуда»

Дидактические игры

 Д/игра «Собери гжельскую розу» «Угадай, какая роспись?» «Собери хвост птице»        

Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.

 Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.

Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме подноса.

закрепить умение ритмично располагать узоры

Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,  

индивидуальные способности детей.

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы«Есть в Подмосковье такое местечко» П.Синявский

 Русские народные песенки, потешки, пословицы

«Незабудковая гжель» Н. Кутузова«Голубая гжель»Т. Демина        

Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через  чтение художественной литературы.

Учить передавать в лепке характерное строение фигуры, использовать разную технику при выполнении работы, сглаживать поверхность фигуры. Развивать творческий подход.

 Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов.

 Развивать чувство цвета, композиционные умения. Закреплять умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать навыки работы с краской - рисовать концом кисти.

Проведение д/игр, подвижных игр

Д/игры:«Назови дружную семью матрешек»,  «Продолжи узор»,«Угадай и расскажи»

«Горелки», «Гори, гори ясно»        

развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,  индивидуальные способности детей.

Самостоятельно выбирать водящего, распределять роли.        

Беседа «Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.        

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора.

«Роспись доски городецким узором»        

упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).        

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы Частушки о городце И. Кадухина

«Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.  Т. Тимофеева

Сказка «Чудо-птицы»

Стихи о городце        

Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве

Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через  чтение художественной литературы.

 3-этап заключительный.

Выставка детских работ «Красота своими руками»

Украшение группы, размещение материалов, изготовленных собственными руками: поделок, книг – самоделок.        

Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность;

Привлечь родителей к совместной  творческой работе с детьми.

Вовлечь детей в украшение группы к открытию мини-музея Прививать эстетический вкус при расстановке экспонатов        

Праздничное открытие мини-музея          

Вовлечь детей в разнообразную игровую деятельность;

Поднять настроение детей; Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного (экспонатов мини-музея)

Создание презентации по теме проекта «Чудо-роспись»

Социально-коммуникативное развитие.

Игры с макетами дымковских игрушек по собственному сценарию.

Подвижная народная игра «Каблучок»

Дидактическая игра «Собери хвост птице по мотивам росписи»

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Танец с ложками в народном костюме.

Познавательное развитие.

Коллективная и самостоятельная познавательная деятельность по рассматриванию старинных и современных предметов народного промысла.

Цель

Познакомить с историей дымковской игрушки, сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

Продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Также познакомить с историей гжельской, хохломской и городецкой росписи.

• Беседы:

«В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Гжельское чудо».

Речевое развитие.

• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, игрушка, гжель, городецкая роспись.

Художественная литература

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

• Заучивание стихов

• Загадывание загадок.

• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Художественно-эстетическое развитие.

• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», « Городецкие доски », «Хохломские подносы».

• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками .

• Рисование элементов дымковской, хохломской, городецкой и гжельской росписи,

• Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель».

Физическое развитие.

Танец с ложками.

• «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

Подвижная народная игра «Каблучок»

Результаты проекта:

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми народно-прикладного творчества. Возрос интерес детей к народному искусству ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание расписывать бумажные силуэты росписями. А также с большим удовольствием лепили дымковских лошадок и расписали, и здесь они почувствовали себя настоящими народными мастерами.

Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности (выставка «Дымковская игрушка»)

Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.

Выводы:

Проект «Декоративно-прикладное творчество» показал, что в результате проделанной работы по данной теме были достигнуты положительные результаты в детских творческих работах. Совместная подготовка к мероприятиям сблизила воспитателей и родителей, родителей и детей. Родители стали активными участниками всех дел в группе, неотъемлемыми помощниками. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они и не подозревали. Я уверена, что совместная творческая деятельность детей и родителей  дети гордились своими родителями……….

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Список литературы:

  1.  Комарова Т. С.  «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.

 2.  Соломенникова О. А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г.

 3.  Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г.

 4.   Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос, 175 стр., 2008 г.

1. Артемьева Л.А., Гаврилова В.В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – М.: Учитель, 2010.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс,  2010.

3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Просвещение, 2010.

4. Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез,  2012.

5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Карапуз-Дидактика, 2011.

6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2010.

7. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе.—М.: Учитель, 2011.

8. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Феникс, 2011.

9. Соломенникова О. А. Радость творчества (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет). - М.:Мозаика-Синтез,  2012.

10. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Владос,  2012.

12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2010.

Получить в детстве начало

 эстетического воспитания –

 значит на всю жизнь приобрести

 чувство прекрасного, умение

 понимать и ценить произведения

 искусства, приобщаться к

 художественному творчеству.

 Н. А. Ветлугина.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. / Н.В. Алешина. М.: ЦГЛ, 2005

2. Баринова Е.В. Уроки вежливости и доброты. /Е.В. Баринова. Ростов н/Д.: Феникс, 2011

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1989

4. Давыдова О.И., Майер А.А. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. / О.И. Давыдова, А.А. Майер. М.: ТЦ Сфера, 2012

5. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. / Н.М. Метенова. Ярославль: ИПК Индиго, 2011

6. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. / Л.Ф. Островская. М.: Просвещение, 1987

7. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие. / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013

8. В работе над проектом использовались информационные ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)

В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение...

«Настроение природы в искусстве». Конспект в старшей группе «Синтез искусств»

Цель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, живописи, музыки....

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

Конспект по синтезу искусств «Образ матери» в искусстве художников и поэтов»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художниковЗадачи: ·      Создать условия для развития у детей представлений о творчестве худо...