Прогулки-походы за территорию детского сада
консультация (старшая группа)

Масловская Ирина Юрьевна

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Прогулки-походы за территорию детского сада»

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье ребенка –

Это важнейший труд воспитателя.

В.А. Сухомлинский

В процессе летне-оздоровительной работы и приобщения детей  к здоровому образу жизни важную роль отводится экскурсиям, прогулкам-походам за пределы детского сада.

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются их познавательные потребности.

Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности. Экскурсии и прогулки по территории детского сада, предусматривающие реализацию оздоровительных, познавательных, воспитательных задач, можно проводить уже с детьми трех-четырех лет. С детьми старшего дошкольного возраста, отличающимися довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе, можно проводить пешие прогулки-походы за пределы учреждения дошкольного образования.

Прогулка в парк, на луг, к пруду – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Они оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Коллективные пешие прогулки-походы способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребенок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит, Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребенке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

На прогулках, экскурсиях, походах дети приобщаются к удивительному миру природы. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны. Умелый воспитатель не упустит возможности обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений.

Организация прогулок-походов предусматривает планомерную их подготовку, регулярное (ежемесячное или еженедельное) проведение и овладение детьми определенным объемом знаний и умений.

Пешие прогулки-походы могут включать в себя все или часть предлагаемых ниже составляющих:

Наблюдение в природе и сбор природного материала;

Чтение природоведческой литературы и беседа по содержанию (лучше, если произведение будет посвящено тем объектам природы, которые находятся в зоне непосредственного наблюдения детей);

Выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);

Подвижные и дидактические игры;

Организованная образовательная деятельность по физической культуре или комплекс игр и физических упражнений;

Упражнения на дыхание, игры на внимание;

Самостоятельные игры детей (на привале) под наблюдением взрослых.

Походы могут быть разными; в зависимости от сезонных и погодных условий определяются цели и задачи.

Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей деятельности, например, «Сегодня мы будем искать деревья, каких нет на нашем участке» и т.д.

Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба в разном темпе, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки в медленном и быстром темпе и др.

В содержание походов должны включаться хорошо знакомые детям игры и упражнения, освоенные ранее.

Часть времени отводится для подготовки детей к прогулкам-походам. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах.

Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т.д.

С целью повышения интереса детей к данному виду прогулок и закрепления приобретенных умений и навыков могут быть проведены спортивные игры-развлечения (эстафеты).

В проведении прогулок-походов участвует специалист по физическое культуре и воспитатель группы вместе с помощником.

Прогулки-походы организуются в первую половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности.

В поход можно взять фотоаппарат, чтобы запечатлеть наиболее интересные моменты прогулки.

Продумайте инвентарь, необходимый для прогулки, а также для того, чтобы можно было принести в детский сад собранные листья или камешки.

В отличие от обычной экскурсии за пределы участка детского сада, проводимой с познавательной целью, прогулки-походы должны иметь оздоровительную направленность, быть насыщены двигательным содержанием.

При проведении прогулок-походов следует соблюдать определенные правила безопасности. Маршрут должен быть тщательно изучен. Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.

Определяя место походов в режиме дня, следует отметить, что их длительность зависит от возраста, подготовленности детей, сезона. Лучшее время для похода сразу после завтрака или после первого занятия. Желательно планировать его на конец недели, чтобы обеспечить активный отдых детей.

Туристские прогулки, походы и экспедиции могут иметь разные цели:

*   оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

*   спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);

*   познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

*     развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);

*   эстетические (художественно-творческая деятельность в природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с друзьями).

Цели прогулок могут объединяться, по-разному комбинироваться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристские прогулки с детьми дошкольного возраста делятся на разные виды.

Таким образом, походы помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сформировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зависимости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки-походы за территорию детского сада.

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные ...

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Прогулки – походы за территорию детского сада

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада

Консультация для воспитателей с рекоменациями по организации прогулок-походов за территорию детского сада...

Консультация для воспитателей Прогулки-походы за территорию детского сада

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

Консультация для педагогов "Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада"

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только  оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навык...

«Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада

laquo;Как организовать прогулки-походы за территорию детского сада...